Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 13:49, дипломная работа
Объектом дипломной работы в широком смысле слова является процесс взаимодействия банка с населением.
Предметом дипломной работы являются розничные услуги коммерческого банка.
Объектом дипломной работы в узком смысле слова является Сбербанк России (ОАО).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи дипломной работы:
1. Рассмотреть организацию розничного банковского бизнеса;
2. Провести анализ современного состояния и перспектив развития услуг коммерческих банков населения;
Таблица 1.2- Крупнейшие банки по количеству пластиковых карт на 1 января 2010 года [48]
№ |
Банк |
Количество пластиковых карт в обращении на 1.01.2010 года (шт.) |
Количество выпущенных пластиковых карт за 2 полугодие 2009 года (шт.)* |
Количество выпущенных новых пластиковых карт за 2 полугодие 2009 года (шт.) |
1 |
Сбербанк |
33 938 347 |
7 173 651 |
4 841 219 |
2 |
Банк Москвы |
8 662 238 |
945 355 |
717 606 |
3 |
Альфа-банк |
5 248 575 |
901 523 |
692 657 |
4 |
ВТБ 24 |
4 940 379 |
1 575 366 |
1 343 669 |
5 |
Уралсиб |
3 979 153 |
568 629 |
466 472 |
6 |
ТрансКредитБанк |
2 802 070 |
1 182 400 |
- |
7 |
Росбанк |
2 789 137 |
397 554 |
0 |
8 |
Балтийский банк |
1 558 944 |
191 744 |
123 452 |
9 |
Национальный Банк Траст |
1 543 096 |
1 543 096 |
57 931 |
10 |
Возрождение |
1 350 413 |
- |
133 683 |
Ниже рассмотрим динамику выпуска банковских карт за 2008-2009 гг (рис. 1.10).
[составлено автором на основании данных сайта http://rating.rbc.ru/]
Рисунок 1.10 - Динамика выпуска банковских карт крупнейшими банками
в 2008-2009 гг
Как видно из рисунка 1.10, в 2009 году все банки увеличили выпуск банковских карт для физических лиц.
Если рассматривать соотношение динамик роста числа международных и российских платежных карт, то можно отметить, что в середине 2007 года ситуация изменилась в пользу увеличения показателей эмиссии российских карт (рис. 1.11).
Рисунок 1.11- Темпы роста числа международных и российских платежных карт за 2005-2009 гг
Причем три четверти, а точнее 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы – Visa и MasterCard (рисунок 1.12). Системой Visa, которая сегодня считается лидером, в 2005 году выпущено 22,7 млн. карт. При этом в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тысячах торговых точек и примерно в 25 тысячах банкоматов. Система MasterCard выпустила уже около 20 млн. карт.
Рисунок 1.12– Доля платежных систем на рынке России, %
Темпы роста числа международных платежных карт не только значительно превышают аналогичный показатель развития отечественных платежных карт, но и сохраняют положительную тенденцию, что позволяет прогнозировать дальнейшее усиление их доминирования. В ближайшее время в сфере розничного банковского бизнеса банки должны обратить особое внимание на:
- разработку и внедрение новых видов услуг и продуктов по операциям с депозитами, кредитами, ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями и другими финансовыми инструментами с учетом потребностей клиентов;
- расширение потребительского кредитования физических лиц и кредитования на цели, связанные с финансированием жилищного строительства путем упрощения процедуры кредитования, внедрения принципа “одного окна”, скоринг-процессов и других передовых банковских технологий;
- расширение перечня услуг, оказываемых банками при осуществлении безналичных расчетов посредством современных банковских инструментов и технологий, развития систем дистанционного обслуживания клиентов;
- активное участие в развитии системы ЕРИП для обеспечения более высокого уровня качества обслуживания населения при расчетах за услуги;
- улучшение качества предоставления банковских услуг населению путем повышения культуры его обслуживания, оптимизации графиков работы подведомственных учреждений, внедрения внутренних систем оценки качества;
- активизацию деятельности, направленной на оказание информационных и консультационных услуг;
- повышение квалификации и проведение тренингов специалистов банков по вопросам культуры делового общения, корпоративной культуры банка, техники продаж розничных банковских услуг.
2.1 Традиционные услуги коммерческих банков населению
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы [49, c.112]:
1) Пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.
2) Активные операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.
3) Активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.
Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно, и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а соответственно, и размеры доходов банков.
Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной Формы в предметы личного потребления остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.
В зависимости от срока помещения средств во вклады в банки депозиты делятся на вклады до востребования и срочные вклады, разностью которые являются сберегательные вклады. Вклады до востребования могут быть изъяты в любое время без предварительного уведомления банка клиентом, проценты по ним не выплачиваются, по клиентам они выгодны, поскольку позволяют производить расчеты с помощью чеков в любое время с юридическими и физическими лицами без использования наличных денег.
В отличие от вкладов до востребования срочные и сберегательные вклады помещают в банки на определенный срок и приносят доход вкладчикам, обычно зависящий от длительности хранения средств на банковских счетах. Срочные вклады могут быть изъяты только в соответствии со сроком хранения, в противном случае клиент лишается повышенных процентов или уплачивает банку штраф. Такие вклады банку выгодны, поскольку, используя депозиты вкладчиков в качестве ресурса, он может более свободно маневрировать ими, чем средствами во вкладах до востребования.
В момент открытия счета в учреждении Сбербанка между последним и вкладчиком возникают правовые отношения, которые прекращаются лишь после полного возврата суммы вклады и закрытия счета. Отношения эти оформляются договором на организацию сбережений того или иного клиента в форме вклада на сберегательный счет, открытый в банке. В качестве сторон такого договора выступают, с одной стороны, сам вкладчик (доверитель) и банк (заемщик). Вкладчик делает соответствующий взнос на сберегательный счет, открытый в банке, а последний обязуется сохранить вверенную ему сумму денежный средств, предоставив их в любое время в распоряжение вкладчика, а также выплачивать по вкладу установленный доход.
Действующий порядок определяет содержание и форму документа, устанавливающего факт внесения вклада. Им является сберегательная книжка.
Таким образом, сберегательная книжка представляет собой документ, выдаваемый учреждением Сбербанка вкладчику, в подтверждении внесенной им во вклад суммы. В ней последовательно отражаются записи приходных и расходных операций по вкладу. После каждой операции выводится новый остаток вклада.
Для оформления операций по вкладам применяются: лицевой счет, сберегательная книжка, контрольный лист, расчетная и чековая книжки, алфавитная карточка, операционный дневник, квитанции, приходно-кассовые ордера, поручение вкладчика на списание суммы, извещение последующему контролю, заявление о переводе вклада, реестр для записи заявлений, книга регистрации утраченных сберкнижек.
Для нашей страны в условиях общей экономической нестабильности, инфляции, огромного бюджетного дефицита создание множества банков, реорганизация банковской системы и т.д. со всей остротой встает вопрос страхования банковской деятельности, обеспечение интересов клиентов банков.
Современные приемы и методы страхования работы банков, использование гарантий, поручительств не всегда могут быть реализованы в полном объеме, в связи, с чем возникает вопрос необходимости серьезного изучения передового зарубежного опыта и внедрение наиболее ценного в банковскую практику[41, c.56].
Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементом их деятельности. Одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Наиболее значимый государственный институт, предоставляющий подобного рода услуги - это Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), которая страхует каждого вкладчика коммерческого банка или ссудно-сберегательной ассоциации. Все коммерческие банки и сберегательные институты за редким исключением делают взносы в ФКСД. За счет этих средств и осуществляется выплаты вкладчикам обанкротившихся банков.
В основе процентной политики коммерческого банка лежит использование определенной экономической категории - процента.
Количественным определением процента является его ставка, или норма, которая представляет собой отношение суммы денежный средств, уплачиваемых в виде процента, к сумме средств, отданных в суду.
Процент, выплачиваемый по вкладам, выполняет функцию перераспределения, им можно регулировать структуру вкладов и приток денежных средств в те или иные формы вложений разного целевого назначения в соответствии со спросом на кредитные ресурсы.
Практическое применение процента находит свое выражение в проведении процентной политики.
Соотношение спроса и предложения на рынке банковских услуг влияет на процентные ставки также, как и на цены товаров, если предложение превышает спрос - ставки снижаются, если спрос превышает предложение - растут. В последние годы происходит выравнивание спроса и предложения на кредитном рынке, что не замедлило сказаться на уровне процентных ставок. Они начали плавное снижение.
Другим важным фактором, влияющим на уровень процентных ставок, является уровень инфляции. При усилении инфляции ставки растут, в связи с этим в банковской практике различают номинальные процентные ставки и реальные (скорректированные с учетом уровни инфляции).
На уровень процентных ставок существенное влияние оказывает также срок и размер предоставления привлечения ресурсов, степень надежности клиента, риска, вид банковской операции и т.д.
Степень надежности клиента, его платежеспособность также отражаются на размере процентных ставок.
Информация о работе Организация розничного розничного банковского процесса