Основы банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

ДКБ!!!!!!!!!20стр..docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

Принципиальным  выводом является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может быть коммерческой организацией, т.е. организацией, основная цель деятельности которой в соответствии со ст. 50 ГК РФ - извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее  время законодательством за Центральным банком РФ не может быть однозначно (без оговорок) признана какая-либо из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, он подпадает под определение государственного учреждения [6, с. 412].

В соответствии со ст. Конституции федеральные банки (следовательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении Российской Федерации.

1.2Правовой статус Центрального банка РФ

 

 

    Статьей 75 Конституции Российской  Федерации установлен особый  конституционно-правовой статус  Центрального Банка России, определено  его исключительное право на  осуществление денежной эмиссии  (часть 1) и в качестве основной  функции – защита и обеспечение  устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и  полномочия Банка России определяются  также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и другими федеральными  законами.

 

    В соответствии со статьей  3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности  Банка России являются: защита  и обеспечение устойчивости рубля;  развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации  и обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования  платежной системы.

 

    Ключевым элементом правового  статуса Банка России является  принцип независимости, который  проявляется прежде всего в  том, что Банк России выступает  как особый публично-правовой  институт, обладающий исключительным  правом денежной эмиссии и  организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

    Нормотворческие полномочия Банка  России предполагают его исключительное  право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических  лиц, по вопросам, отнесенным к  его компетенции Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  не обладает правом законодательной  инициативы, однако его участие  в законодательном процессе, помимо  издания собственных правовых  актов, обеспечивается также и  тем, что проекты федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, касающиеся  выполнения Банком России своих  функций, должны направляться  на заключение в Банк России.

 

    Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное  имущество Банка России являются  федеральной собственностью, при  этом Банк России наделен имущественной  и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России, включая золотовалютные  резервы Банка России, осуществляются  самим Банком России в соответствии  с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без  его согласия не допускаются,  если иное не предусмотрено  федеральным законом. Финансовая  независимость Банка России выражается  в том, что он осуществляет  свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе  защищать интересы в судебном  порядке, в том числе в международных  судах, судах иностранных государств  и третейских судах.

 

    Государство не отвечает по  обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по  обязательствам государства, если  они не приняли на себя такие  обязательства или если иное  не предусмотрено федеральными  законами. Банк России не отвечает  по обязательствам кредитных  организаций, а кредитные организации  не отвечают по обязательствам  Банка России, за исключением  случаев, когда Банк России  или кредитные организации принимают  на себя такие обязательства.

 

    В своей деятельности Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации (далее – Государственная  Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Основополагающим  элементом правового статуса  Банка России является его организационная  структура (рис. 2.1).

Рис. 2. Организационная структура Банка России

2.Задачи и функции Центрального банка России

 

         В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно – кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

         Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

Перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

  • эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
  • банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
  • банкиром правительства, для того он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото – валютные резервы;
  • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
  • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

В ряде стран  эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия  на эмиссию национальной денежной единицы  дает возможность центральному банку  держать под контролем ликвидность  кредитных институтов.

В качестве банка банков центральный банк предоставляет  кредитным институтам возможность  рефинансирования. При этом центральный  банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа  чеков и векселей (в том числе  казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями  и платежными требованиями. Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления  надзора центральным банком.

При решении  пяти задач центральный банк выполняет  три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики и минимальных резервов, отрывного рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов контроль за ними.

Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной  политики в целом. Принятие решения  о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением  центрального банка основывается на соответствующем экономическом  анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать  действия государственных органов.

Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и  на международном уровне. Функции  центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого  требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными  федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет  следующие функции:

 

    — во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;— монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

Информация о работе Основы банковской системы