Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:20, контрольная работа
Долгосрочное кредитование стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Долгосрочный кредит способен оказывать активное воздействие на объём и структуру денежной массы, платёжного оборота, скорость обращения денег. В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров. Задачи данной работы – попытаться наиболее полно раскрыть теоретические основы долгосрочного кредитования, разобраться, как проводится долгосрочное кредитование клиентов, и определить основную проблему на кредитном рынке.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы долгосрочного кредитования 4
1.1 Понятие долгосрочного кредитования 6
1.2 Виды долгосрочного кредитования
2 Система долгосрочного кредитования и основные направления ее развития 8
2.1 Способы осуществления долгосрочного кредитование в РФ 8
2.2 Источники долгосрочного кредитования 9
2.2.1 Проектное кредитование 9
2.2.2 Синдицированное кредитование 10
2.2.3 Ипотечное кредитование 10
2.2.4 Потребительское кредитование 13
Практическая часть 17
Заключение
Список используемых источников
Идеальные потребители кредитов в России - это люди с ежемесячным доходом свыше 500 долларов. Однако существует и другой подход к определению круга потенциальных заемщиков: если брать в расчет жителей России в возрасте от 21 до 55 лет со средним доходом в 200 - 300 долларов, то в эту категорию попадет уже около 60% населения.
В развитии потребительского кредитования заинтересованы не только банки, но и торговые организации, которые таким образом привлекают ранее недоступные категории потребителей с более низким доходом. По экспертным оценкам, через 2-3 года до 20-30% автомобилей и бытовой техники россияне купят в кредит, а банки им одолжат на эти цели до 2 миллиардов долларов. Пока, по усредненным данным банковских специалистов, в кредит продается 2-3% российских машин и 5-10% бытовой техники.
Есть и другая статистика, которая показывает распределение общего объема выданных гражданам кредитных средств. В 2010 году 70-80% кредитов выдано на покупку бытовой техники и автомобилей, а остальные 20-30% - на мебель, стройматериалы, одежду, турпоездки и некоторые другие товары и услуги. Новый для России вид кредитования на образование предлагает Сбербанк на срок до 11 лет под 19% годовых.
Рынок потребительского кредитования переживает сейчас период бурного развития. Это очень перспективный вид банковской деятельности. В России на долю кредитов населению приходится примерно 7% совокупного кредитного портфеля банков, тогда как в мире этот показатель равен 30-40%.
По мнению аналитиков, тенденция роста выдаваемых банками потребительских кредитов в ближайшее время не только сохранится, но и будет усиливаться. Банки заинтересованы в продвижении потребительских кредитов, так как кредитование населения является перспективным направлением деятельности как с точки зрения доходов, так и с позиции кредитных рисков.
В России на сегодняшний день самыми активными операторами рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют «самой демократичной» банковской услугой. Сегодня российские коммерческие банки стали заниматься ипотечным и автокредитованием, реже кредитованием покупки товаров народного потребления и предоставление кредита на неотложные нужды. Однако работа с частными лицами находится на обочине российского банковского бизнеса. По некоторым статистическим данным из общего объема кредитов, выдаваемых российскими банками, на физические лица приходится лишь около 6%. Сколько из этого числа приходится на кредиты физ. лицам-предпринимателям, а также на кредитно-депозитные схемы выдачи зарплат выявить довольно сложно. Судить о степени развитости рынка потребительского кредитования в России можно по 4% доле суд, предоставленных частным лицам в общем объеме кредитного портфеля лидера рынка потребительского кредитования России - Сбербанка РФ (ему принадлежат 20% рынка). Монополизм Сбербанка на данном рынке объясняется рядом причин:
Средним и мелким банкам при отсутствии достаточных средств конкурировать со Сбербанком достаточно сложно. Для организации розничного кредитования необходимы довольно крупные вложения со стороны банка, например, в соответствующую техническую базу, на содержание филиальной сети, расширенного штата служащих и др.
Инвестировать в таких объемах готовы далеко не все, особенно учитывая небольшой размер сумм розничных операций и довольно высокие издержки обслуживания частных лиц.
К числу сдерживающих развитие рынка потребительских кредитов факторов также относятся:
Относительно пассивное участие банков в развитии потребительского кредитования в России во многом объясняется наличием общих причин, препятствующих развитию банковской сферы в целом, начиная с отсутствия развитой системы страхования и заканчивая нестабильной макроэкономической ситуацией в стране. Благосостояние физических лиц подвержено всем экономическим потрясениям, а степень их чувства ответственности за свое доброе имя, как правило, еще невелика.
Однако, как отмечают многие исследователи, сегодня в России рынок потребительского кредита имеет колоссальный потенциал своего развития. В сочетании с проблемой некоторого дефицита свободных ниш на рынке банковских услуг, можно предположить, что банковский капитал сможет увеличить эффективность своего вложения посредством активизации кредитования потребительских нужд населения.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике долгосрочного кредитования за последние годы.
Практическая часть
Тема: Денежно-кредитная политика центрального банка. Политика обязательного резервирования
Задача 6.
Объём денежной массы в стране составил на конец года 402 млрд.руб.; в начале года ЦБ произвёл эмиссию в размере 26 млрд.руб и установил норму обязательных резервов 13%. Каким стал объём денежной массы в стране?
Решение.
1) Поскольку эмиссия происходит путём кредитования, то вся денежная сумма в размере 26 млрд.руб осела на счетах коммерческих банков. Но поскольку безналичные деньги имеют способность к мультипликативному расширению, общая сумма денежных средств, представленная на денежном рынке коммерческими банками, будет составлять:
26 млрд.руб*(1/0.13)=199 млрд.руб.
2) Объём денежной массы равен:
402+199=601 млрд.руб.
Тема: Денежно-кредитная политика центрального банка. Учётная политика
Задача 7.
Дано: Центральный банк проводит политику дорогих денег и поэтому решает продать государственные облигации на сумму 990 млрд.долл.; Известно, что облигации на сумму а=810 млрд.долл покупаются населением за наличные деньги, а остальные – за счёт средств, хранящихся в коммерческих банках; норма обязательных резервов r=13%. Как изменится в этом случае денежная масса?
Решение. 1) коммерческие банки приобретут облигации на сумму 180 млрд.руб (этим они уменьшат свои депозиты);
2) с учётом эффекта
3) с учётом денег населения денежная масса уменьшится на 1384+810=2194 млрд.долл.
Тема. Денежно-кредитная политика центрального банка. Учётная политика
Задача 8.
Дано: в условиях перегрева экономики (слишком высокие темпы роста отдельных отраслей и ВВП, дешевые кредиты, избыток денег) центральный банк увеличил учётную ставку с 5 до 10% и предложил к переучёту векселя номиналом 100 руб на сумму a=810 млрд.руб.; норма обязательного резервирования r=13%. Как изменится денежная масса в экономике?
Решение. Цена векселя снизится с 95 руб. до 90 руб., поэтому коммерческий банк будет заинтересован приобрести векселя по более низкой цене, что-бы в дальнейшем реализовать их по номиналу. Коммерческие банки, приобретя векселя, изымут необходимую сумму из обращения, т.е. в место выдачи кредитов предприятиям выкупят векселя, поэтому с учетом мультипликации денежная масса уменьшается на 810 млрд.руб*(1/0,13)=6230 млрд.руб.
Дополнительно:
Раскрыть механизм влияния учётной политики и её влияния на экономику.
В условиях развития современной банковской системы особая роль принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Основными методами денежно-кредитной политики центрального банка являются следующие:
политика обязательного
политика открытого рынка,
учетная политика.
Методом денежно-кредитной политики центрального банка является учетная политика, согласно которой при изменении ставки учетного процента (ставки рефинансирования) коммерческие банки уменьшают или увеличивают объем учитываемых векселей, что сказывается на денежной массе.
Учетная политика заключается в том, что центральный банк переучитывает коммерческие векселя коммерческих банков. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия учета векселей. При этом они получают большую сумму денег, которая может быть направлена в экономику либо при помощи коммерческих векселей предприятий, либо путем выдачи кредита. Предложение кредитов возрастает, что уменьшает его цену, а следовательно, способствует увеличению инвестиций и ВНП. В условиях ≪перегрева≫ экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, а значит, снижается размер кредитной массы, что повышает ставку процента, уменьшает инвестиции и ВНП.
Тема: Активные операции коммерческих банков. Кредитные операции
Задача 9.
Дано: заёмщик ООО «Янтарь» желает взять в банке кредит 810 млн.руб на три года. Годовая ставка 13%. Какую сумму он должен вернуть через три года при сложном начислении процентов а) декурсивным и б) антисипативным способами?
Справка. 1) по прошествии n лет наращенная сумма при декурсивном способе начисления процентов: S=P(1+ic)n. 2) то же при антисипативном способе начисления процентов: S=P/(1-dc)n.
Решение. 1) при декурсивном
способе начисления процентов: S=810000000(1+0,13)3=
2) при антисипативном способе
начисления процентов: S=
Письменно:
Объясните суть декурсивного и антисипативного способов начисления процентов.
Одним из важнейших свойств денежных потоков является их распределение во времени. С помощью ставки процентов может быть определена как будущая стоимость "сегодняшних" денег (например, если их собираются ссудить), так и настоящая (современная, текущая) стоимость "завтрашних" денег – например, тех, которыми обещают расплатиться через год после поставки товаров или оказания услуг. В первом случае речь идeт об операции наращения (начисления), поэтому будущую стоимость денег часто называют наращенной. Во втором случае выполняется дисконтирование или приведение будущей стоимости к еe современной величине (текущему моменту). Такая стоимость денег называется дисконтированной, приведенной или текущей.
Процентная ставка К показывает степень интенсивности изменения стоимости денег во времени и определяется делением процентного дохода на первоначальную сумму.
Процентную ставку используют при определении прироста текущей стоимости, таким образом, К – своего рода "наценка".
Наращивание первоначальной суммы с использованием процентной ставки называется декурсивным методом начисления процентов.
Кроме процентной ставки, существует учетная ставка (или ставка дисконта) Куч. Она равна отношению процентного дохода к конечной сумме.
Ставку дисконта используют при определении снижения будущей стоимости, то есть Куч – "скидка" biskont (немец.) – скидка.
Тем не менее, иногда по учетной ставке производят наращение стоимости. Начисление процентов с применением ставки дисконта (учетной ставки) называется антисипативным методом.
С помощью рассмотренных ставок могут начисляться простые и сложные проценты.
Начисление простых
Начисление простых
где: Куч – учетная ставка (ставка дисконта).
Начисление сложных
Б = С (1+ К)Т,
Начисление сложных антисипативных процентов:
В России в настоящий момент в основном применяется декурсивный метод начисления процентов. Антисипативным методом обычно пользуются в технических целях, например, для определения суммы, дисконтирование которой по заданным учетной ставке и сроку, даст искомый результат.
Тема: Финансовые услуги в коммерческом банке. Факторинговые операции банка
Задача 10.
Дано: банк произвёл с поставщиком факторинговую операцию: выкупил его дебиторскую задолженность на суму Sз=550 тыс.руб; годовая ставка за предоставленный таким образом кредит 60%; средний срок оборачиваемости средств в расчётах с покупателем 18 дней; при несвоевременной оплате задолженности покупателем с него удерживается в пользу фактора пеня из расчёта i=0,13% за каждый просроченный день; предполагается, что задержка может составить 81 день; сумма полученная банком поставщика по окончании действия факторингового договора Sк=440 тыс.руб.
Определить
1) страховой процент Pr,
2) доход по факторинговой
Справка. Факторинг (от англ. factor - посредник) – дословно: посредничество - между продавцом и покупателем. Факторинговая операция состоит из: 1) покупки денежных требований (у продавца), 2) их инкассации, 3) кредитовании, 4) гарантии от кредитных и валютных рисков. В нашем примере фактором выступает банк.