Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы: показать, что инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Поэтому, чтобы раскрыть причины инфляционных процессов в нашей республике, в курсовой работе наиболее полно дается анализ экономической ситуации на современном этапе развития Казахстана.
Консультанты Международного Валютного Фонда не хотели учитывать такой простой вещи, что рост цен у нас зависит не от монетарных факторов, т.е. не от количества денег в обращении, а от обвальной либерализации цен, подтягивания их до мирового уровня.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Особенности проявления инфляции_____________________5
1.1 Типы и причины возникновения инфляции________________________5
1.2 Факторы инфляции___________________________________________7
1.3 Измерение инфляции________________________________________10
ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер_______________________14
2.1 Методы государственного регулирования инфляционных процессов_14
2.2 Издержки инфляции_________________________________________17
2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК____________20
ГЛАВА 3. Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг.______________________________________26
3.1 Инфляционные процессы в период с 2012 - 2013 гг в Казахстане____26
3.1.2 Анализ инфляционных процессов за 2013 год в Казахстане_______28
3.2 Прогноз инфляции на 2014 год___________________________________30

Заключение__________________________________________________32
Список литературы___________________________________________33

Файлы: 1 файл

Переделанная курсовая работа-ДКБ.docx

— 615.19 Кб (Скачать файл)

Нормативные ссылки

 

   Конституция Республики  Казахстан.

   Бюджетный кодекс  Республики Казахстан.

   Кодекс Республики  Казахстан «О Налогах и других  обязательных платежах в            бюджет»

(Налоговый кодекс, с изменениями  и дополнениями по состоянию  на   01.01.2012г.)

  Законопроект РК «О  республиканском бюджете 2013-2015 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение______________________________________________________3

ГЛАВА 1. Особенности  проявления инфляции_____________________5

1.1 Типы и причины возникновения инфляции________________________5

1.2 Факторы инфляции___________________________________________7

1.3 Измерение инфляции________________________________________10

ГЛАВА 2. Система  антиинфляционных мер_______________________14

2.1 Методы государственного  регулирования инфляционных процессов_14

2.2 Издержки инфляции_________________________________________17

2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК____________20

ГЛАВА 3. Особенности  инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг.______________________________________26

3.1 Инфляционные процессы в период с 2012 - 2013 гг в Казахстане____26

3.1.2 Анализ инфляционных процессов за 2013 год в Казахстане_______28

3.2 Прогноз инфляции на 2014 год___________________________________30

 

Заключение__________________________________________________32

Список литературы___________________________________________33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

 

Как экономическое  явление инфляция существует уже  длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Инфляция является одной из больших макроэкономических проблем: достаточно отметить, что каждую страну мира она охватывала хотя бы один раз в 50-100 лет. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать - циклическим кризисам.

Последствия инфляции оказывают негативное воздействие  на формирование отраслей экономики. Вот почему необходимо изучение причин инфляции с тем, чтобы повлиять на недопустимость необоснованного завышения цен на товары и услуги.

Заметим, что  в некоторых случаях рост цен  не является инфляционным процессом. Цены могут повышаться и в силу улучшения  качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Рост цен может быть также связан и с выпуском абсолютно новых товаров или преобладанием большого количества качественных характеристик, которые возможны лишь при использовании более совершенного оборудования и применения современных технологий. Но это будет логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Отмечу, что при  всем том, что каждая страна имеет  свои специфические особенности национальной экономики, однако экономическая природа инфляции в основной массе имеет одинаковые корни. Инфляция (от лат. inflation вздутие) характеризует процесс снижения покупательской способности денег или повышение общего уровня цен. Обратный показатель инфляции - дефляция (от лат deflation - выдувание, сдувание), т.е. снижение уровня цен. Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и рост цен теснейшим образом взаимосвязаны.

 Суть инфляции - падение ценности денег, нарушение равновесия между денежной массой и ее товарным покрытием, или - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Через определенные промежутки времени (экономический  цикл) инфляция посещает все страны. Поэтому сегодня актуальным представляется вопрос: как бороться и какими методами можно обуздать инфляционные процессы?

Без анализа конкретных механизмов этих противоречий и их последствий невозможно выработать действенные меры по выводу выхода экономики из кризиса. Их рассмотрение правомерно начать с инфляции как с многофакторного и негативного для экономики дисбаланса других проявлений финансово-экономической нестабильности.

Сильная инфляция препятствует нормальному инвестиционному  процессу, достижению полноценной конвертируемости тенге, снижает и без того упавшую покупательную способность населения.

Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в  ошибках проводимой государственной  политики. Причинами могут послужить  весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии  и многое другое по отдельности и  в совокупности.

Задача данной курсовой работы: показать, что инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Поэтому, чтобы раскрыть причины инфляционных процессов в нашей республике, в курсовой работе наиболее полно дается анализ экономической ситуации на современном этапе развития Казахстана.

Консультанты  Международного Валютного Фонда  не хотели учитывать такой простой вещи, что рост цен у нас зависит не от монетарных факторов, т.е. не от количества денег в обращении, а от обвальной либерализации цен, подтягивания их до мирового уровня.

 

 

 

           1.1 Типы и причины возникновения инфляции

 

С учетом характера и темпов инфляции она классифицируется на такие типы:

1) ползучая или  умеренная;

2) галопирующая;

3) гиперинфляция;

Для первого вида инфляции характерны низкие темпы роста  цен, т.е. 10-15 % в год, или около 1 % в месяц. В принципе, такая инфляция присутствует в значительном количестве стран с развитой рыночной экономикой, не оказывая существенного негативного влияния на экономическую жизнь. (Таблица №1).

 

Таблица №1

Индексы потребительских  цен (по годам в % к предыдущему году)

Страны

2008

2009

2010

2012

2013

Страны Европы с формирующимся  рынком

4,4

4,4

6,6

5,4

5,3

США

2,2

3,1

4,2

3,5

3,4

Зона евро

0,9

0,4

2,1

1,3

2,0

Япония

-0,3

2,7

2,3

2,7

2,8

Страны Азии с формирующимся  рынком

6,2

7,2

8,4

8,2

7,9

Китай

8,0

9,1

10,1

9,9

9,5


 

Как свидетельствуют  данные, за последние 5 лет годовой  уровень инфляции развитых стран не превышал 10 % (т.е. речь идет об умеренной инфляции). Можно добавить, что покупательная способность денег практически не изменилась, поэтому в этом случае при проведении денежно-кредитных операций риск сведен к минимуму. Галопирующая инфляция предполагает рост цен на 200-400%, хотя жестко обозначенных количественных параметров нет. Такой тип инфляции присущ как высокоразвитым, так и слаборазвитым странам. Экономические процессы, обусловливающие развитие галопирующей инфляции, имеют свои особенности. Так, населению в это время становится невыгодным иметь деньги, что стимулирует перевод их в товары, даже если они не нужны. Главное - сохранить покупательную способность в материальном виде, что, безусловно, наращивает излишки товаров у населения. Третий тип инфляции выражается в астрономическом увеличении цен, исчисляющихся в трех- и четырехзначных цифрах. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п. Наибольшая опасность такой инфляции заключается в ее неуправляемости и нерегулируемости, когда не срабатывают даже государственные меры воздействия. Такое положение складывается из-за бесконтрольности денежного предложения со стороны Национального банка. Практически в течение двух-трех лет экономика переходит в состоянии депрессии, которой способствует банкротству банков второго уровня и спад производства во всех отраслях экономии. И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться, и макроэкономическое равновесие сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами. лавным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation -π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года по формуле (1). 
(1) 
 
где P- общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года,

Pt-1 общий уровень цен (дефлятор  ВВП) предыдущего года.

π - уровень инфляции

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает. А также инфляция измеряется с помощью статистического показателя индекса цен. Вмировой практике широко используетс яиндекс стоимости жизни — индекс розничных цен специального набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднегопотребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия.

1.Сначала определяется «рыночная  (потребительская) корзина» —  набор чаще всего употребляемых,  типичных благ.

2. Устанавливается «базовый период»  — стартовый год, от уровня  цен которого подсчитываются  их изменения в последующее  время.

3. Подсчитывается совокупная цена  рыночной корзины (суммарная цена  всего набора товаров и услуг)  для базового периода.

4. Подсчитывается совокупная цена  такой корзины для данного  (текущего) периода.

5. Устанавливается индекс цен  — показатель, отражающий относительное  изменение общего (среднего) уровня  цен (выражается в процентах), по формуле (2):

 (2)

Индекс потребительских цен  характеризует изменение во времени  общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного  потребления. Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров  и услуг, или, наоборот, при повышении  цены потребительской корзины для  ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет  увязать два аспекта инфляции – обесценение денег и повышение  цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение, цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих  элементов и т.д.).

 

1.2 Факторы  инфляции

 

Углубляет ситуацию ажиотажный спрос, вызванный инфляционными  ожиданиями потребителей. Инфляция спроса обусловлена повышением цен вследствие избыточного спроса. (График 1). Когда  все имеющиеся ресурсы уже задействованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска товаров, но будет приводить к росту цен на производимые товары. Население без разбора скупает все товары, что подталкивает фирмы наращивать цены: круг замыкается. Примерами стран с такой инфляцией могут служить Аргентина, Чили, Израиль, страны СНГ в период 90-х годов. Причин возникновения инфляции немало. Как правило, они разделяются на внешние и внутренние. К важным причинам появления инфляции можно отнести сокращение или спад внешнеэкономической деятельности, выражающейся в свертывании внешнеторговых операций и дефиците платежного баланса. На росте цен сказывается превышение экспорта над импортом, когда страна очень много вывозит продукции, а взамен импортирует незначительное количество товаров. Так, страны «третьего уровня», являясь поставщиками сырья на мировые рынки (нефть, цветные металлы, твердые сорта пшеницы), за последние 5-6 лет резко повлияли на предложение этих ресурсов. Это повлекло за собой снижение цен; следовательно, приток твердой валюты уменьшился. Что в связи с этим произошло на внутреннем рынке? Так как экономики этих государств находятся в кризисном положении, то и насыщение товарами народного потребления течет маленьким ручейком - назрел дефицит товаров и услуг, который и привел к резкому подъему цен. Уровень состояния экономики является внутренней причиной, порождающей инфляцию. Скрытые кризисы, снижение объема выпускаемой продукции, развитие моноотраслей есть те предпосылки, которые впоследствии сказываются на повышении цен. Население, видя, что полки магазинов не пополняются продуктами и товарами, скупают все подряд ради утоления жажды потребительского спроса. Чтобы хоть как-то снизить потребительский спрос, фирмы увеличивают цены, и, таким образом, наступает инфляция. Иногда бывает наоборот. Допустим, экономика страны находится в фазе «подъема». То есть фирмы наращивают выпуск продукции, а, значит, нанимают больше работников, которым платят заработную плату, причем выше среднего уровня. Более высокая заработная плата стимулирует высокое качество продукции и уровень производительности труда (напомним, что производительность труда - это количество продукции, приходящееся на одного работника). Итак, доходы семей начинают повышаться, поэтому требуется удовлетворение высокого спроса. Однако, известно, что фирмы не могут сколь угодно долго наращивать выпуск продукции (например, из-за ограниченности ресурсов, эффекта масштаба производства), поэтому уже не в состоянии удовлетворить все возрастающий совокупный спрос, справиться с ростом предложения. Реакция производителей известна - увеличение цен. (монетарные) факторы, вызывающиенарушение закона денежного оборота, т. е. выпуск денег сверх потребностей в них товарооборота. Избыточная денежная масса порождает неоправданное расширение спроса, реакцией на которое является рост цен. Вторая группа объединяет неденежныефакторы, обуславливающие рост издержекпроизводства, который, в свою очередь, вызывает рост цен, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к возросшему уровню последних. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост общего уровня цен на товары и услуги. В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляцию спроса вызывают три основные денежные (монетарные) фактора.

1. Дефицит государственного бюджета. Покрытие бюджетного дефицита может происходить двумя путями: размещением государственных займов на денежном рынке или получением ссуды в центральном банке. Эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса вызывает кредитование правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке или предоставления ссуды правительству.

2. Избыточное кредитование, т. е. расширение масштабов кредитования сверх потребностей экономики. Оно ведет к созданию платежных средств в объеме, превышающем потребность товарооборота, и созданию избыточного спроса.

3. Внешнеэкономический фактор - эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке центральным банком иностранной валюты (в целях регулирования курса иностранной валюты и/или объема официальных валютных резервов).

Инфляцию издержек характеризует воздействие шести основных неденежных факторов на процессы ценообразования.

1. Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве.

2. Монополистическое ценообразование.

3. Увеличение издержек  производства на единицу продукции  в результатероста заработной платы темпами, опережающими темпы роста производительности труда, в основных отраслях хозяйства.

4. Рост затрат на сырье, энергоносители, транспортные и коммунальные услуги.

5 5. Рост косвенных налогов, входящих в цену товаров.

6. Внешнеэкономический фактор: а) рост мировых цен на товары, б) снижение курса национальной валюты.

Как правило, не встречается  инфляция спроса или издержек в «чистом  виде»: имеют место отдельные  факторы как одного, так и другого  вида инфляции. Особенности современной инфляции: во-первых, классическая инфляция возникала, как правило, в результате чрезмерного по сравнению с потребностями товарооборота выпуска денег, а современная инфляция - многофакторный процесс; во-вторых, раньше инфляция имело место время от времени в той или иной стране, а теперь она имеет (за редким исключением) хронический и всеобщий характер; в-третьих, в силу глобализации экономики возросло значение внешнего фактора инфляции. последнее, что нужно принять во внимание, это стадия производственного цикла, на которой рассчитывается инфляция. Так расчет на каждой стадии производственного процесса (от сырья до розничной торговли) приводит к тому, что товар может подсчитываться дважды или трижды. Различные индексы инфляции исследуют ее на разных стадиях процесса и могут привести к различным заключениям о состоянии инфляции. Существует три наиболее используемых показателя инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ) , индекс цен производителя (ИЦП) и дефлятор валового национального продукта (ВНП) . ИПЦ измеряет инфляцию на уровне потребителя, а ИЦП на уровне производителя. Дефлятор ВНП обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике. Два первых показателя обычно измеряются месячно, а последний – квартально.

Информация о работе Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг