Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы: показать, что инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Поэтому, чтобы раскрыть причины инфляционных процессов в нашей республике, в курсовой работе наиболее полно дается анализ экономической ситуации на современном этапе развития Казахстана.
Консультанты Международного Валютного Фонда не хотели учитывать такой простой вещи, что рост цен у нас зависит не от монетарных факторов, т.е. не от количества денег в обращении, а от обвальной либерализации цен, подтягивания их до мирового уровня.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Особенности проявления инфляции_____________________5
1.1 Типы и причины возникновения инфляции________________________5
1.2 Факторы инфляции___________________________________________7
1.3 Измерение инфляции________________________________________10
ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер_______________________14
2.1 Методы государственного регулирования инфляционных процессов_14
2.2 Издержки инфляции_________________________________________17
2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК____________20
ГЛАВА 3. Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг.______________________________________26
3.1 Инфляционные процессы в период с 2012 - 2013 гг в Казахстане____26
3.1.2 Анализ инфляционных процессов за 2013 год в Казахстане_______28
3.2 Прогноз инфляции на 2014 год___________________________________30

Заключение__________________________________________________32
Список литературы___________________________________________33

Файлы: 1 файл

Переделанная курсовая работа-ДКБ.docx

— 615.19 Кб (Скачать файл)

 

                           1.3 Измерение инфляции

В краткосрочном  периоде цены изменяются незначительно  или постоянны-Р, но объем продукции может возрастать с У1 до У2. (График № 1).

 

График № 1

 

Эта ситуация подробно рассматривалась Д.Кейнсом в «Общей теории занятости, процента и денег». Автор утверждал, что увеличение продукции в краткосрочном периоде следствие безработицы. То есть издержки производства, несмотря на предложение товаров, остаются неизменными или даже могут уменьшиться, так как зарплата склона снижаться. Работники вынуждены соглашаться на низкую зарплату, чтобы хоть как-то продержаться до лучших времен. Экономя на стоимости рабочей силы, фирмы могут безболезненно фиксировать цены и одновременно увеличивать объемы производства. На отрезке от AD2 до AD3 (увеличение совокупного спроса) растут и цены (P1), и объемы производства с У1 до У2. В этом случае фирмы уже обязаны увеличить зарплату, которая и обеспечивает рост совокупного спроса: благосостояние населения взрастает, что обеспечивает возрастающие потребности. И, наконец, на промежутке от AD3 до AD4 и далее наступает такой избыток совокупного спроса, что производители не успевают обеспечивать потребителей, то есть объем производства находится в точке У (фиксированное предложение), а цены растут до Р2 и более. Выше уже говорилось о причинах, ограничивающих производство: как раз такое положение характеризуется инфляцией спроса. Для более полной оценки функционирования национальной экономики используются темпы прироста, которые показывают изменение экономических переменных за определенный промежуток времени. Сюда же следует отнести и темп инфляции - это темп прироста среднего уровня цен, характеризующихся как рост или падение (в процентах) за данный временной период. Этот показатель рассчитывается по формуле:

 Пример. Допустим, что в 2010 г. цены были равны 200,5, а в 2010 г. они повысились до уровня 250,7 денежных единиц. Следовательно, цены текущего периода = 250,7, а цены прошлого периода составляли 200,5. Рассчитываем темп инфляции, используя предыдущую формулу:

 То есть темп инфляции в 2006 г. по сравнению с 2010 составил 25,04%. Инфляцию можно измерить и другим способом, например, на основе «правило величины 70». Это правило позволяет подсчитать количество лет, требующихся для удвоения уровня цен. Для этого необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

К примеру, при  ежегодном уровне инфляции в 10% уровень  цен удвоится приблизительно через 7 лет, так как 70 / 10 = 7. Кроме того, «правило величины 70» применяется также в случаях, когда надо определить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВВП или личные сбережения населения удвоились. Так как инфляция представляет собой длительный и неравномерный рост цен, то его измерение представляется чрезвычайно важным моментом в жизни общества. Соответственно, центральный банк страны, в функции которого входит денежно-кредитное регулирование экономики, а, значит, и поддержание стабильности национальной денежной единицы, проводит ряд мер, направленных на сохранение покупательной способности денежной массы в устойчивом (неизменном) состоянии. Понятно, что с этой целью, центральному банку страны необходимы показатели, позволяющие оценить существующий уровень (и его изменения в будущем) покупательной способности денежных единиц. Таким показателем в настоящее время является уровень потребительских цен. Уровень потребительских цен данного года выражается через индекс потребительских цен (ИПЦ), представляющий собою соотношение цены потребительской корзины1 в данном году с ее ценой в базовом году. Соответственно, индекс потребительских цен рассчитывается по формуле: ИПЦ данного года = (Цена потребит. корзины данного года / (6.6.1) / Цена этой же корзины в предыдущем или в базовом году) – 100. Например, если цена потребительской корзины базового (2007) года равна 432 грн, а цена той же потребительской корзины в 2013 году равна 454 грн, то это означает, что индекс (уровень) потребительских цен в 2013 году составляет 105,1 % (454 / 432 - 100) по отношению к индексу потребительских цен в 2012 году. Уместно отметить, что наиболее употребительным является индекс потребительских цен (ИПЦ). Однако, помимо ИПЦ, используются и такие индексы, как индекс цен производителя (ИЦП), дефлятор ВВП и др. Дефлятор ВВП (индекс цен ВВП) используется в основном для измерения общего уровня цен в стране, в отличие от использования других индексов инфляции. Индекс потребительских цен, несмотря на его широкое применение на практике, имеет, тем не менее, ряд недостатков, искажающих истинные значения инфляции. Прежде всего, следует отметить, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни, исходя из неизменности базовой рыночной корзины2. К тому же он не учитывает качественных сдвигов в рыночной корзине1. Эти недостатки приводят к тому, что использование ИПЦ, в конечном счете, способствует углублению инфляции. Последнее обусловлено тем, что так как оценка стоимости жизни населения осуществляется на основании ИПЦ, то с его ростом трудящиеся требуют (и добиваются) повышения оплаты труда, которая, соответственно, увеличивает денежную массу и, соответственно, способствует последующему росту цен. Для количественного измерения инфляции применяется и «Правило числа 70», используемое в тех случаях, когда надо быстро определить приблизительное число лет, через которое удвоятся товарные цены (или вдвое обесценится вклад). В этом случае число 70 делится на ежегодный темп роста цен. Например, при ежегодном темпе роста цен в 10 %, цены удвоятся через 7 лет (70 / 10 = 7). Все они выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оценивают к этим 100%. При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта - дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. 
 

 
 
   Где номинальный ВНП - расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП - расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен. Индекс потребительских цен, несмотря на его широкое применение на практике, имеет, тем не менее, ряд недостатков, искажающих истинные значения инфляции. Прежде всего, следует отметить, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни, исходя из неизменности базовой рыночной корзины2. К тому же он не учитывает качественных сдвигов в рыночной корзине1. Эти недостатки приводят к тому, что использование ИПЦ, в конечном счете, способствует углублению инфляции.

 

      

 

            

 

 

 

ГЛАВА 2. Система  антиинфляционных мер

2.1 Методы государственного  регулирования инфляционных процессов

Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически все отрасли национальной экономики, по сути является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее. Сторонниками денежно-кредитного регулирования инфляции выступали лауреат Нобелевской премии (1976 г.) по экономике М. Фридман и А. Шварц. Согласно их утверждения, важной причиной инфляции становится денежная среда, выраженная в росте ее предложения. При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства -регулирования потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции. Другим способом снижения инфляции является сокращение бюджетного дефицита, ведущее к снижению расходов статей государственного бюджета в области социальной сферы, свертыванию инвестиций и доходов.

  1. Важны влияющие на дефицит бюджета превентивные меры:
  2. Совершенствование системы налогообложения;
  3. Свобода предпринимательской деятельности;
  4. Наличие конкуренции;
  5. Субсидирование приоритетных отраслей хозяйства;
  6. Финансирование импорта заменяющих производств и т.д.

Конечно, каждой стране присущи  свои специфические особенности, поэтому ограничивающие меры должны быть разумными. Одной из эффективных мер борьбы с инфляцией служит система индексации. Она предполагает корректирование выплат, соответствующих уровню инфляции. То есть при индексации доходов растет их номинальная величина, согласно темпу инфляции. Например, если механизмы индексации заранее учитываются при имеющихся сберегательных вкладах населения. При таком раскладе цен, процентная ставка растет вместе с уровнем цен и, следовательно, защищает вклады от различных колебаний в экономке. Аналогичная картина складывается при индексации доходов - зарплаты, стипендии, пенсии и др. Другим методом, ограничивающим инфляцию, является политика налогового регулирования доходов, предполагающая поощрение или наказание через налоговые структуры фирм или компаний, злоупотребляющих повышением цен или уровнем зарплаты. Так, если фирмы поднимают цены до 5%, то это повлечет карательные меры. Но в случае роста цен свыше 5%, одновременно должна увеличиваться налоговая ставка за соответствующий процент прироста цен на товары или услуги. Таким образом, использование политики налогового регулирования доходов может удерживать предприятия и организации от увеличения цен на продукцию и заработную плату, если это не целесообразно. Однако надо иметь в виду, что в некоторых случаях такое сдерживание достигается ценою снижения производительности труда и благосостояния населения. Если инфляция уже развилась, то для ее преодоления сейчас большей частью применяют сдерживающую макроэкономическую политику, т.е. политику дезинфляции. Она основывается на возможности выбора между и безработицей в краткосрочном периоде. Снижая с помощью монетарной и фискальной политики совокупный спрос, можно уменьшить объем национального производства, которое сопровождается увеличением безработицы. Согласно кривой Филипса для краткосрочного периода, рост уровня безработицы снижает уровень инфляции. Практика показала, что быстрая дезинфляция сопровождается меньшими затратами чем медленная. В странах с более высоким уровнем гибкости заработной платы (в них короче срок действия коллективных договоров) дезинфляционные потери были более низкими. Высокая инфляция есть большей частью результатом процесса, который развивается вследствие действия инфляционных ожиданий. Поэтому важной задачей дезинфляции является укрощения инфляционных ожиданий. При этом нужно определить так называемые "якоря", или ориентиры этих ожиданий, т.е. явления и процессы, в зависимости от которых экономические субъекты формируют свое поведение относительно цен. Такими ориентирами большей частью есть темпы инфляции в предыдущих периодах, темпы роста денежной массы, номинальные процентные ставки на государственные облигации, динамика курса национальной валюты и.т.п. Контроль правительства за одним или несколькими этими ориентирами дает возможность погасить инфляционные ожидания. Вместе с тем мировой опыт подсказывает, что эти ожидания быстрее преодолеваются там, где выполняются, по крайней мере, две условия. Во-первых, государственная политика должна направляться на укрепление механизмов рыночной системы. Только они способны вызвать естественное (т.е. то, которое сопровождается увеличением количества и повышением качества жизненных благ) замедление роста цен. Лишь тогда изменяется поведение потребителей, в нем исчезают инфляционные мотивы. Пока потребители не убедятся в том, что колебание цен приобрели рыночные очертания, до тех пор в национальной экономике будет происходить инфляционное расширение совокупного спроса. Во-вторых, правительство должно стойко придерживаться курса на постепенное преодоление инфляции и пользоваться доверием большинства населения. Уровень доверия к антиинфляционной политике является одним из факторов, от которого зависит величина потерь, связанных с проведением дезинфляции. Заслужить высокий уровень доверия можно лишь тогда, когда правительство ставит перед собой целиком определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заранее информирует об этом население и неуклонно добивается решения этих задач. Например, Центральный банк должен регулярно сообщать о том уровне инфляции, который он собирается поддерживать, и о необходимом для этого темп роста денежной массы. Если правительство добросовестно выполняет свои обещания, то участники рыночного процесса постепенно убеждаются в том, что руководство страны не только со всей решительностью стало на путь борьбы с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации провозглашенных целей. Чем глубже это осознается, тем более решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. приспосабливаются к заранее установленному лимиту на прирост денежной массы. Итак, этот лимит становится реальной силой, которая влияет на экономическое поведение, оказывает содействие снижению инфляционных ожиданий. Конструктивную антиинфляционную монетарную политику может проводить лишь независимый от исполнительной власти Центральный банк, который опирается на хорошо развитую банковскую систему. Центральный банк владеет такими могучими орудиями проведения монетарной политики, как операции на открытом рынке, изменение учетной ставки или нормы резервирования, с помощью которых он может определять темпы прироста денег в национальной экономике. Важной составляющей антиинфляционной стратегии есть приведение в порядок государственных финансов, прежде всего сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Это сокращение должно происходить за счет уменьшения расходной и увеличения доходной части государственного бюджета. И вот тут напрямую встает вопрос о системе налогообложения. Дело в том, что под влиянием новых экономических концепций во многих странах мира в последней четверти XX столетия. состоялось снижение налоговых ставок. Большинство экономистов считают, что высоко прогрессивные системы налогообложения сдерживают развитие экономики. Снижение налоговых ставок на подоходный налог граждан усиливает стимулы к работе, увеличивает личные сбережения, а на налог на прибыль предприятий - поддерживает развитие инвестиционного процесса. Итак, вследствие роста сбережений и инвестиций можно надеяться на ускорение экономического роста и увеличение в будущем уровня занятости, объема национального производства, а, следовательно, и государственных налоговых поступлений, которые будут оказывать содействие достижению бездефицитного бюджета. Иначе говоря, продуманная фискальная политика, которая устраняет бюджетный дефицит, порождающий инфляцию, играет важную роль в антиинфляционной стратегии. Рациональная монетарная и фискальная политика помогает устранять из экономики инфляцию спроса. Вместе с тем крайне необходимой является стратегия развития национальной экономики, которая бы защитила или, по крайней мере, заметно ослабила разрушительные влияния внешних возмущений предложения, которые порождают инфляцию затрат. Для недопущения инфляции предложения правительство должно оказывать содействие развитию образования и науки, накоплению интеллектуального потенциала общества и человеческого капитала, должно финансировать научные исследования и исследовательско - конструкторские разработки, осуществлять структурную перестройку национальной экономики в направлении роста в ней части продукции высокотехнологических областей и производств. Это будет сдерживать развитие инфляционного процесса в случае сильных внешних неблагоприятных возмущений предложения. Особенно это актуально для Казахстана как страны энергозависимой, все еще несущей бремя диспропорций в промышленности оставшихся в наследство от Советского Союза. Особое место в антиинфляционной стратегии занимает рационализация внешнеэкономических связей страны. Пассивное сальдо платежного баланса, как известно, порождает инфляционные импульсы. Внешнеэкономическая политика должна направляться на достижение равновесия в торговле товарами и услугами путем поддержания экспортных областей и защиты национального производителя. Вместе с тем правительство и Центральный банк должны проводить конструктивную валютную политику, которая бы поддерживала стабильный курс национальной валюты и не стимулировала роста импорта. Все пересчитанные мероприятия антиинфляционной стратегии сдерживают рост общего уровня цен в стране в близкой и отдаленной перспективе.

 

 

                              2.2 Издержки инфляции

Одно из важных отрицательных явлений  заключается в процессе перераспределения  богатства и доходов. В первую очередь, данное явление возможно в  тех условиях, когда общие доходы не проиндексированы, а кредиты в финансово-кредитных учреждениях предоставляются способом, не учитывающим ожидаемый уровень инфляции. Следующим серьезным последствием процесса инфляции является то, что не возможно абсолютно точно принять правильное решение при создании проектов капиталовложений, что неуклонно снижает заинтересованность инвесторов в их финансировании. Ущерб от процесса инфляции напрямую связан с ее уровнем. Умеренная инфляция не приносит практически никакого вреда экономике, более того, сокращение подобного рода инфляции связано с ростом безработицы в стране, а также уменьшением реального национального продукта. Самый значительный вред приноситгиперинфляция, которая появляется в результате различных социальных катаклизмов, а также приходом к власти различного рода тоталитарных режимов. Воздействие инфляции на экономику порождает немало негативных моментов, иными словами, существуют издержки инфляции. Известно, что держать наличные деньги на руках при рыночной экономике нецелесообразно, так как теряется доход, который мог бы быть получен в случае, например, хранения денег на депозите в банке. Тем более не рекомендуется иметь наличные деньги на руках в периоды инфляции. Допустим, в государстве со стабильной экономикой, где нет инфляции, процентная ставка равна 5. Если бы гражданин имел на руках $100, то он бы недополучил 5$, потому, что он не сдал их в банк. Далее рассмотрим, что произойдет, если в стране темп инфляции составит 15%, тогда как процентная ставка поднялась до 20% (15 + 5). В этом случае гражданин, имея при себе $100, смог бы получить дополнительный доход $ 20, если бы сделал вклад в банк. Население понимает эту ситуацию и предпочитает держать наличные деньги в банке, тем самым увеличивая свои сбережения. «Издержки меню» имеют место, когда цены поднимаются и приходится постоянно менять ценники на товары и услуги. Смена ценников предполагает и перепечатку товарных каталогов, отражающих все происходящие изменения цен. Эти меры требуют дополнительных издержек - бумага, печатание, распространение и т.п. Следующий вид издержек связан с «неустойчивостью относительных цен»: чем выше уровень инфляции, тем чаще изменяются цены. Известно, что на уровне микроэкономики распределение ограниченных ресурсов происходит на базе относительных цен, поэтому фирмы не вынуждены часто проводить корректировку цен на сырье, оборудование и др. Другим видом издержек от инфляции является сложность адаптации налогового законодательства. Дело в том, что системы налогов находятся в прямой зависимости от номинальных доходов. Проблема заключается в следующем: прогрессивная норма налогообложения предполагает рост согласно увеличению уровня номинальных доходов, что, в свою очередь, увеличивает и долю налогов в реальных доходах. В настоящее время доходов в реальном выражении становится меньше, а люди - беднее. Последний вид издержек включает все неудобства, связанные с меняющимися ценами. Если в Казахстане до 1993 г. номинальной валютой был рубль, а после 1993 г. - тенге, то существует определенная проблема при проведении сравнительного анализа. Конечно, можно проконвертировать рубль в тенге, но это требует времени и дополнительных издержек. В общем, все перечисленные издержки от инфляции увеличивают стоимость экономических операций и отрицательно сказываются на развитии экономики. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают как по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, так и по отношению к общему уровню цен. Экономические решения основываются на относительных ценах, однако в период инфляции изменение относительных цен не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. В результате ресурсы направляются не в более эффективные отрасли и виды производств, а в те отрасли, где фирмы быстро повышают цены на свои товары, и в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. В результате размещение ресурсов ухудшается и эффективность экономики снижается. Издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, таким образом снижая стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшает условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов по сбережениям: на доходы от продажи ценных бумаг (capital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является объектом налогообложения. Например, человек покупает облигацию за 20 дол., а продает ее за 50 дол. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не 30 дол. (50 - 20), а только 10 дол., так как он должен был бы продать облигацию за 40 дол. (20 х 2), чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем он должен заплатить налог не с 10 дол. (50 — - 40), а с 30 дол. номинального дохода, потому что шкала налогообложения применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже 10 дол. реального дохода; на номинальную ставку процента, которая облагается налогом даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию. Так, если человек дает кредит, например, 10Ю дол. и хочет получить реально 5% годовых (5 дол.), то ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года 115 дол., из которых его номинальный доход составит 15 дол. (из них 10 дол. скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег, и 5 дол. должен был бы составить его реальный доход. Однако правительство берет налог (фиксированный процент) с величины номинального дохода, т.е. с 15 дол. В результате после выплаты налога реальный доход человека будет меньше 5 дол. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит потому, что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темпинфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоговые выплаты растут. Поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям. Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется в метрах, масса -— в килограммах, а температура — в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (долларах, фунтах стерлингов, рублях и т.п.). Снижение покупательной способности денег в условиях инфляции означает, что размер "экономической измерительной палочки" уменьшается. Например, на 1 обесценивший тенге можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 тиын. Измеритель уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано "1 метр", но в которой в действительности только 50 см). С одной стороны, это делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным. Издержки инфляции существуют, даже если инфляция стабильна и предсказуема. Суть адаптивной политики борьбы с инфляцией сводится к тому, что правительство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и др.). Обычно индексация составляет 60 -70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30 - 40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на национальном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество - социальная стабильность в обществе. В качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явлениями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находящихся в обращении. Такая политика предполагает: контроль за денежной эмиссией, недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета, текущий контроль за состоянием денежной массы  в рамках осуществления кредитно – денежной массы  и др. Теми инфляции и его колебания. Анализ инфляции не может быть полным без упоминания одного важного, но мало принимаемого во внимание факта: сильная инфляция является всегда неустойчивой. Экономисты, изучая опыт развития различных стран, установили, что в странах с высоким средним темпом инфляции темпы инфляции существенно изменяются год от года. Это означает, что принимая решение о проведении инфляционной денежной политики, правительство одновременно должно смириться со значительными колебаниями темпов инфляции. В силу рассмотренных выше причин нестабильность темпов инфляции усиливает неопределенность в формировании ожидании как кредиторов, так и заемщиков, создавая потенциальную возможность значительного и непредсказуемого перераспределения имущества. Трудно оценить, во что обойдется обществу подобная неопределенность, но есть основания полагать, что социальные издержки ее будут значительными.

 

2.3 От теории  к практике, антиинфляционная политика  РК

 

О том, на каком именно фронте будет разворачиваться борьба с  инфляцией, уже сейчас можно сказать  с 99−процентной уверенностью –  достаточно пробежаться по совместному  заявлению правительства и Нацбанка «Об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2012 год». Во-первых, правительство собирается стимулировать экономический рост в стране преимущественно за счет повышения производительности труда. А рост этого показателя должен носить опережающий характер по сравнению с ростом реальных доходов населения. Во-вторых, предприятиям-монополистам предписывается неукоснительное соблюдение предельных значений роста цен на их товары и услуги. В-третьих, декларируется создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутреннем рынке страны. В частности, на рынках стратегически важных товаров (нефтепродукты, зерно) будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи. Среди задач Нацбанка – обеспечение «уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики», и стабильности цен. Монетарной власти, в отличие от исполнительной, в своей епархии навести порядок проще, потому что практически все вопросы находятся в плоскости пруденциального регулирования. Участники рынка, хотят они того или нет, эти требования выполнять обязаны. Исполнительная же власть, даже включая на полную мощность административный ресурс (например, приказывая акимам не допускать искусственного дефицита товаров на региональных рынках или заключая меморандумы о не повышении тарифов с монополистами), не может обеспечить безоговорочной победы над немонетарной инфляцией. А все потому, что ей нужно комбинировать различные меры, чтобы не допустить роста цен: инфраструктурные, налоговые, инвестиционные. Стремящееся вверх значение инфляции не есть беда казахстанской экономики. Если рассматривать это явление с сугубо практической точки зрения, оно свидетельствует лишь о том, что в настоящий момент экономический механизм несколько перегрелся, и требуется либо замедление хода, либо технический перерыв. Очень важно в данном контексте понять, какие отрасли перегреты конкретно и какой режим охлаждения требуется применить, чтобы в итоге не потерять темпы экономического роста. Для этого достаточно внимательно присмотреться к структуре ВВП. Безусловно, она менялась последние годы, и эти перемены должны представлять особенный интерес для чиновников, ответственных за благополучие экономического блока. С другой стороны, нужно обязательно проанализировать, не является ли причиной перегрева одних отраслей недостаточный температурный режим и активность других. Понятно, что необходимо учитывать и такой показатель, как инвестиции. Еще пять лет назад иностранные инвестиции были той спасительной соломинкой, благодаря которой в Казахстане развивался хотя бы сырьевой сектор. Теперь ситуация поменялась. Иностранные инвестиции понемногу перераспределяются в другие секторы экономики, и, что очень важно, они уже не являются определяющими и доминирующими – наряду с ними стали развиваться частные и государственные инвестиции. Если посмотреть статистику, то валовой приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2010г превысил 6,4 млрд долларов. Специалисты Нацбанка оценили данный показатель как довольно хороший, несмотря на то что в 2009 году он составил 8,3 млрд долларов. Некоторое снижение притока инвестиций они объясняют тем, что в прошлом году Казахстаном совершена сделка по выкупу у иностранных инвесторов доли в Северокаспийском проекте. С учетом погашения долговых обязательств перед прямыми иностранными инвесторами и операций по прямым инвестициям за рубеж нетто-приток иностранных прямых инвестиций сократился за год в три раза и составил 1,7 млрд долларов. Иностранные инвесторы уже не так охотно инвестируют свои деньги в добычу угля, сырой нефти и природного газа – в целом инвестиции в горнодобывающую промышленность в 2012 году сократились на треть. Основные средства пошли на добычу углеводородов, но тем не менее обозначились новые интересы иностранных инвесторов по добыче металлических руд. Теперь иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям. Причем инвестиции в услуги предприятиям в 2013 году увеличились в два раза по сравнению с предыдущим периодом и составили 3,4 млрд долларов. Инвестиции в геологоразведку также удвоились и составили 3,3 млрд долларов. А вот ИПИ в сельское хозяйство как не было, так и нет. Точно так же для иностранных инвесторов не представляют интереса текстильная и швейная промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, наверное, ввиду того, что у нас эти авангардные отрасли для других экономик мира все еще являются анахронизмами советской системы с устаревшими технологиями. О технологиях и инвестициях в основной капитал разговор отдельный. Новые технологии в стране пока в уме, то есть в проектах, а вот второй показатель представляет громадный интерес. Если посмотреть статистику, то здесь все хорошо. Инвестиции в основной капитал в 2013 году составили 1,2 трлн тенге и возросли в 1,2 раза по сравнению с 2012 годом. Однако, как говорится, на местах положение отличается от представленного. Не лучшим образом обстоят дела и в частном секторе.

Информация о работе Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2012 - 2013гг