В 2011 г. внешние
факторы были не слишком благоприятными
для России, в частности, следует выделить
“бегство” от различного рода рисков,
повышенную волатильность, ситуацию на
мировых долговых рынках. Замедление оттока
капитала благодаря высоким ценам на нефть
и некоторому прогрессу в разрешении европейского
кризиса позволили рублю вырасти на 6,5
% против доллара и на 5,1 % против евро. Однако
индикаторы экономической активности
оказались противоречивыми: в производственном
секторе наблюдалось замедление роста,
в то время как в секторе услуг он ускорился.
Из-за высоких рисков прибыль, зарабатываемая
в стране, не остается в ней и не инвестируется
в развитие, а вывозится за рубеж. Таким
образом, бизнес не расширяется. При этом
макроэкономические показатели страны
выглядят лучше, чем у многих развитых
государств. У России самая низкая инфляция
за всю историю и закредитованность ниже,
чем у всех развитых стран, долг российского
валового внутреннего продукта (ВВП) только
10 %, тогда как во многих экономически развитых
странах составляет 70-80 %, большой запас
золотовалютных резервов. По данным Всемирного
банка, Россия вошла в число 25 самых прогрессивных
стран по улучшению инвестиционного климата
за последние шесть лет. В числе внутренних
факторов необходимо выделить структуру
экономики страны, дефицит ликвидности
у банков, бюрократию, коррупцию, плохие
таможенные процедуры, временный рост
доходов от экспорта ресурсов. Общепринятой
в последние годы считается точка зрения,
согласно которой у российских компаний
и банков достаточно ограниченные перспективы
по использованию в России своих финансов.
Поэтому они предпочитают использовать
часть средств для покупки валюты, совершать
зарубежные инвестиции и финансовые вложения.
Важнейшим фактором, определяющим объем
и продолжительность оттока капитала,
является сочетание глобального восприятия
макроэкономических рисков, динамики
цен на нефть и восприятия политических
рисков. Кроме того, многое будет зависеть
от того, насколько значительную часть
внешней корпоративной задолженности
будет решено рефинансировать за счет
привлечения рублевых займов - погашение
внешних обязательств за счет наращивания
внутреннего долга также способствует
оттоку капитала.
Для решения
проблемы оптимизации соотношения между
притоком и оттоком капитала в российской
экономике необходимы разработка и реализация
комплекса мероприятий, среди которых
следует особо выделить государственную
поддержку инвесторов и увеличение объема
госзаказа. Важна также инвестиционная
устойчивость новых проектов в разных
отраслях: химии, автомобильной промышленности,
энергетике и других отраслях, которые
могут выступать со своим продуктом на
мировом рынке. Необходимо формирование
институциональной инфраструктуры инвестиций:
в целях стимулирования привлечения иностранных
инвесторов создан Российский фонд прямых
инвестиций, на формирование которого
направлены средства федерального бюджета
в размере 62,6 млрд. руб.; для улучшения
условий инвестиционного климата в субъектах
Российской Федерации назначены инвестиционные
уполномоченные; для содействия развитию
конкретных проектов и новых бизнесов
создано Агентство стратегических инициатив;
разработан “Стандарт деятельности органов
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации по обеспечению благоприятного
инвестиционного климата в регионе”,
который направлен на регламентацию процессов
инвестиционной деятельности в регионах
и описывает нормативные документы и организационные
решения, которые должны быть приняты
в субъекте Российской Федерации.
Для улучшения инвестиционного
климата в отечественной экономике необходимо
разработать комплекс эффективных мер
по стимулированию привлечения иностранного
капитала, проводить постоянную работу
по борьбе с бюрократией и коррупцией,
продолжить работу по формированию инвестиционной
инфраструктуры, отвечающей требованиями
рыночной экономики.
2.3
Перспективы развития России в международных
экономических отношениях
В 2008 г. в Минэкономразвития
России при участии других федеральных
органов государственного управления
и государственных корпораций была
подготовлена Внешнеэкономическая
стратегия Российской Федерации
до 2020 года, далее – ВЭС-2020. В Стратегии
были зафиксированы цели и задачи,
а также отраслевые и географические
приоритеты внешнеэкономической политики
России в увязке с долгосрочными
целями социально-экономического развития
страны.
Несмотря
на значительный рост масштабов ВЭД
в России в текущем десятилетии
до кризиса, в этой сфере сохраняются
серьезные проблемы. Назовем главные
из них:
- Низкая
товарная диверсификация экспорта. На
10 товарных групп из приходится примерно
75% его стоимостного объема отечественного
вывоза товаров.
- Ярко
выраженная энергосырьевая направленность
экспорта. На товары сырьевой группы приходится
около 75% всего российского экспорта, в
том числе 68% – на энергоносители. По отдельным
географическим направлениям ситуация
еще более сложная, например доля энергоносителей
в экспорте в ЕС в целом составляет свыше
80%, а в отдельные страны сообщества –
более 90%.
- Критическая
зависимость от конъюнктуры мирового
рынка по основным товарам российского
экспорта.
- Чрезмерная
зависимость от импорта ряда отраслей
и секторов экономики. Доля машин и оборудования
в общем ввозе составляет 42%, а удельный
вес импортных товаров в структуре внутреннего
потребления – 44%. Критическая зависимость
от импорта технологий и бизнес-компетенций.
- Низкая
диверсификация географического распределения
внешней торговли. Около 80% товарооборота
приходится на 20 основных торговых партнеров,
преимущественно из ЕС и других развитых
стран. Слабые позиции российских компаний
на быстрорастущих рынках государств,
прежде всего Азии и Латинской Америки.
- Слабое
позиционирование в международных структурах.
Это выражается в неучастии Российской
Федерации в ведущих торгово-политических
объединениях – ВТО, ОЭСР, низком влиянии
в международных финансовых организациях
(МВФ, МБРР), пассивной позиции в экономических
структурах системы ООН.
- Низкий
уровень экспорта услуг. Доля поставок
коммерческих услуг в общем экспорте России
составляет всего 10% при среднемировом
уровне свыше 20%. Более критическая ситуация
складывается с экспортом технологий.
- Неадекватная
структура прямых иностранных инвестиций
(ПИИ). На обрабатывающие производства
приходится лишь 15% ПИИ, в то время как
почти 4/5 капиталовложений направляется
в добычу полезных ископаемых, операции
с недвижимостью, торговлю и финансовую
деятельность.
- Относительно
низкая вовлеченность во внешнеторговые
связи малых и средних российских предприятий,
а также большинства регионов и территорий
страны.
- Отсутствие
системной и последовательной политики
в сфере государственного содействия
ВЭД. Налицо узкий набор внешнеэкономических
инструментов, отсутствие ключевых институтов
поддержки, недостаточное финансирование
целевых программ стимулирования ВЭД.
- Недостаточная
развитость транспортно-логистической
инфраструктуры Российской Федерации.
В частности, данный фактор серьезно затрудняет
увеличение экспорта минеральной продукции
и сельхоз товаров из регионов Сибири
и Дальнего Востока при наличии их относительного
избытка внутри страны.
В связи с
изложенным ВЭС-2020 представляет значительный
интерес. Стратегия предлагает принципиально
новые структурированные походы
в рассматриваемой сфере. В ее
основе – увязка отраслевого подхода
с внешнеэкономической составляющей,
а также прагматичные предложения
по развитию различных секторов, включая
ТЭК. В качестве долгосрочной цели в
ВЭС-2020 определено обеспечение на основе
инновационного развития глобальных лидирующих
позиций страны.
Основными целевыми индикаторами
ВЭС-2020 являются:
- рост
экспорта машиностроительной продукции
более чем в 6 раз (до 110–130 млрд долл. США);
- увеличение
экспорта транспортных услуг почти в четыре
раза (до 45 млрд долл.) к 2020 г. по сравнению
с уровнем 2007 г.;
- достижение
доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных
товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.
Важнейшими
партнерами Российской Федерации в
экономической и политической сферах
являются страны – члены СНГ, государства
Европейского союза, Китай, США, а также
быстроразвивающиеся экономики
Азии. Именно с ними Россия наиболее
активно развивает торговое, инвестиционное
и технологическое сотрудничество,
которое может стать основой
для совершенствования структуры
российского экспорта товаров и
услуг, освоения новых рынков и реализации
транзитного потенциала страны. Все
большее значение с точки зрения
развития внешнеэкономических связей
для России приобретают Индия, страны
Латинской Америки, а также богатые
природными ресурсами государства
Африки. Предполагается активизация
деятельности Российской Федерации
в международных экономических
организациях и региональных группировках
(АТЭС, ШОС и др.).
При этом достижение
стратегических целей предусматривает
реализацию региональных и страновых
приоритетов внешнеэкономической
политики России в среднесрочной
и долгосрочной перспективе. Географическая
диверсификация и углубление внешнеэкономических
связей страны будет способствовать
снижению рисков, связанных с постоянными
изменениями баланса сил в
мире и перестройкой международного
экономического порядка.
Достижение стратегической
цели внешнеэкономической политики
обеспечивается через реализацию семи
приоритетных направлений:
- Обеспечение
ведущих позиций России на мировых
рынках высокотехнологичных товаров
и услуг в соответствии с ее
специализацией в глобальной научно-технологической
сфере. Прежде всего это продукция
таких отраслей, как авиастроение,
ракетно-космическая промышленность
и космические услуги, атомная
энергетика, судостроение, информационные
и телекоммуникационные технологии
и в перспективе – наноиндустрия.
- Содействие
экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности
обрабатывающих отраслей и сферы услуг
(машиностроение, агропромышленный сектор
и рыболовство, металлургия и химическая
промышленность, строительство, а также
отдельные сектора услуг.) В рамках реализации
данного направления проводилась работа
по преодолению негативных последствий
мирового финансово-экономического кризиса
преимущественно методами таможенно-тарифного
регулирования и устранению барьеров
для экспорта российских товаров на внешние
рынки. В 2008–2009 гг. произошел рост доли
машин и оборудования в российском экспорте
с 4,9 до 5,9%. Однако в I полугодии 2010 г. эта
доля снизилась до 4,6% по сравнению с 5,2%
за аналогичный период 2009 г., хотя абсолютные
объемы вывоза товаров данной группы в
этот период выросли с 6,5 млрд до 8,7 млрд
долл.[18]. Свою роль в этой динамике сыграло
колебание цен на энергоносители.
- Интеграция
России в глобальную транспортную систему
и реализация транзитного потенциала
российской экономики - повышение конкурентоспособности
российских международных транспортных
коридоров за счет развития конкурентной
тарифной политики в сфере транспортных
и сопутствующих услуг, создания новых
логистических центров, упрощения процедур
оформления транзитных грузов и развития
пунктов пропуска.
- Повышение
роли России в обеспечении глобальной
энергетической безопасности и укрепление
ее позиций на рынке углеводородов. Один
из показательных примеров – строительство
нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий
океан» (ВСТО) с ответвлением до границы
с Китаем. С учетом ввода в 2009 г. в строй
первого в России завода СПГ на о. Сахалин
и переориентации магистральных трубопроводов
в восточном направлении, можно констатировать,
что задача географической диверсификации
экспорта энергоресурсов поэтапно выполняется.
Также достигнут определенный прогресс
в реализации проектов «Северный поток»
и отчасти «Южный поток», что должно снизить
зависимость российских поставок от стран-транзитеров.
Заметно продвижение отечественных энергокомпаний
на новые рынки Латинской Америки и Азии.
- Интеграция
евразийского экономического пространства
с центром в России. Основная задача в
этой сфере – формирование Таможенного
союза и Единого экономического пространства
России, Белоруссии и Казахстана, а также
усиление интеграционных процессов на
пространстве СНГ. В июле 2010 г. был подписан
Договор о создании Таможенного союза
в составе России, Белоруссии и Казахстана,
и на его основе начата работа по формированию
Единого экономического пространства
(ЕЭП) трех государств. К основным проблемам
в данной сфере относятся неадекватное
правоприменение достигнутых договоренностей
и политизированность интеграционных
процессов.
- Создание
в России международного финансового
центра (МФЦ) и превращение рубля в региональную
резервную валюту. Финансовый кризис приостановил
деятельность по этому направлению, сейчас
требуется ее интенсификация. В 2010 г. создана
специальная проектная группа при президентском
совете по финансовым рынкам и консультативный
совет с привлечением иностранных структур,
которые займутся созданием МФЦ. Вместе
с тем степень готовности законодательной
базы и реализации административных мероприятий
по формированию МФЦ можно оценить как
достаточно низкую. Работа по превращению
рубля в резервную валюту фактически находится
в начальной стадии, за исключением проведения
ряда операций в рамках СНГ и экспериментов
по расчетам в национальных валютах с
отдельными странами дальнего зарубежья.
- Усиление
роли Российской Федерации в формировании
мирового экономического порядка. Основная
задача в этой сфере – создание благоприятной
регулятивной внешней среды для реализации
долгосрочных внешнеэкономических приоритетов
и наращивания экспорта. В рамках реализации
этого направления продолжался процесс
по присоединению России к ВТО и ОЭСР.
По инициативе российской стороны активизировалось
сотрудничество в рамках БРИК и ШОС.
Выводы
- Первый
официальный визит Д.А. Медведева
в Китай состоялся 23 мая 2008 года,
по итогам которого была подписана Совместная
декларация РФ и КНР по основным международным
вопросам, всего было заключено 8 соглашений,
затрагивающих различные области сотрудничества
двух государств.
- Перспективы
российско-китайского взаимодействия
зависят от двусторонних усилий. Экономической
основой являются российская Программа
экономического и социального развития
Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.
и китайская Программа освоения западных
районов Китая до 2050 г. и ряда других документов.
- Оба
государства заинтересованы в расширении
инвестиционного сотрудничества в соответствии
с особенностями и преимуществами развития
национальных экономик.
- Для
российской экономики характерны и актуальны
проблемы привлечения иностранных инвестиций,
а также проблемы вывоза капитала. Одной
из проблемы миграции капитала является
его отток из экономики России.
- Проблемы
оптимизации соотношения между притоком
и оттоком капитала в российской экономике
решаются необходимой разработкой и реализацией
комплекса мероприятий, среди которых
следует особо выделить государственную
поддержку инвесторов и увеличение объема
госзаказа.
- В
2008 г. в Минэкономразвития России при участии
других федеральных органов государственного
управления и государственных корпораций
была подготовлена Внешнеэкономическая
стратегия Российской Федерации до 2020
года, далее – ВЭС-2020. В ней были зафиксированы
цели и задачи, а также отраслевые и географические
приоритеты внешнеэкономической политики
России в увязке с долгосрочными целями
социально-экономического развития страны.
- Важнейшими
партнерами Российской Федерации в экономической
и политической сферах являются страны
– члены СНГ, государства Европейского
союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся
экономики Азии.
Глава 3. Последствия
миграции капитала
3.1
Влияние международного движения капитала
на мировую экономику
Миграция
капитала представляет собой объективный
экономический процесс, когда капитал
покидает экономику одной страны
в целях получения более высокого
дохода в другой стране.
Изучение
влияния миграции капитала актуально
потому, что быстрый рост в последние
десятилетия международной торговли,
международных межбанковских кредитов,
межправительственных займов и операций
на фондовых и валютных биржах разных
стран мира сопровождался бурным
развитием международного рынка
капитала.
Международное
движение капитала оказывает огромное
влияние на мировую экономику. Это
проявляется, прежде всего, в том, что
международный трансферт капитала
способствует росту мировой экономики.
Это связано с тем, что страна
обеспеченная капиталом или капиталоемкими
товарами может наладить производство
за рубежом путем инвестиционных
вложений. Получить больший экономический
эффект, чем в результате внешней торговли.
Обуславливается это тем, что в стране,
принимающей капитал, может быть более
дешевая рабочая сила, сырьё или более
благоприятных инвестиционный климат,
такой как наличие свободных экономических
зон или низкие экологические стандарты.
Одним из характерных
явлений современной мировой
экономики является увеличение масштабов
миграции капитала между странами.
Международный рынок капитала выступает
важным элементом экономики, обеспечивающим
движение финансовых ресурсов. Перемещение
факторов производства из стран, избыточно
наделенных относительно недорогими факторами
производства, в страны, где они
относительно дефицитны и дороги,
ведет к выравниванию цен на факторы
производства, то есть к повышению
благосостояния участвующих в этом
обмене стран.
Международное
движение капитала занимает ведущее
место в международных экономических
отношениях, оказывает огромное влияние
на мировую экономику:
- способствует
росту мировой экономики;
- углубляет
международное разделение труда и международное
сотрудничество;
- увеличивает
объемы взаимного товарообмена между
странами, в том числе промежуточными
товарами, между филиалами международной
корпораций, стимулируя развитие мировой
торговли.
Основными субъектами
мирового рынка капиталов являются
частный бизнес, государства, а также
международные финансовые организации
(Мировой банк, Международный Валютный
Фонд).
Можно сделать
вывод о том, что влияние международного
движения капитала на мировую экономику
велико и постоянно увеличивается вслед
за увеличением масштабов миграции капитала.
Международная миграция капитала стимулирует
развитие мировой экономики, позволяет
перераспределить ограниченные экономические
ресурсы более эффективно.
3.2
Последствия миграции капитала
для мировой экономики
Можно выделить
следующие последствия миграции
капитала для мировой экономики
в целом:
- миграция
капитала происходит в поисках наиболее
выгодных зон его вложения, что позволяет
увеличить темы роста мировой экономики;
- она
стимулирует дальнейшее развитие международного
разделения труда и на этой основе процессы
международной экономической кооперации;
- в
результате увеличения масштабов деятельности
международных корпораций увеличивается
товарообмен между странами, стимулируя
развитие мировой торговли; взаимное проникновение
капитала между странами укрепляет процессы
международного сотрудничества.