Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:22, реферат
Вопросы: Регулирование ликвидности банковской системы; Лимит по рыночным операциям Банка России; Факторы формирования ликвидности банковского сектора. При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк РФ оценивает состояние ликвидности банковского сектора. На основе полученных данных Банк России делает выводы о необходимости влияния (количественного или качественного) на уровень ликвидности и определяет операции, которые следует провести с этой целью. Управление ликвидностью банковской системы является важной составляющей механизма денежно-кредитного регулирования Центрального банка.
Особенности регулирования ликвидности банковской системы России в современных условиях
Вопросы:
При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк РФ оценивает состояние ликвидности банковского сектора. На основе полученных данных Банк России делает выводы о необходимости влияния (количественного или качественного) на уровень ликвидности и определяет операции, которые следует провести с этой целью.
Управление ликвидностью банковской системы является важной составляющей механизма денежно-кредитного регулирования Центрального банка.
Под регулированием ликвидности банковской системы понимается изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики.
Регулирование ликвидности банковской системы осуществляется Центральным банком в зависимости от величины и структуры банковских резервов, а также от состояния и динамики основных макроэкономических показателей: денежной массы, платежного баланса, федерального бюджета.
Компонентами банковских резервов являются:
- обязательные резервы кредитных организаций;
- депозиты в центральном банке;
- остатки средств на корсчетах кредитных организаций в Центральном банке
- наличные средства в кассах кредитных организаций.
Динамика денежной массы, состояние платежного баланса (наличие активно или пассивного сальдо), дефицит или профицит федерального бюджета непосредственно влияют на объем банковских резервов, уменьшая или увеличивая их избыточные (совокупные, свободные) резервы.
Мониторинг ликвидности
- об остатках средств на корреспондентских счетах (мгновенная ликвидность);
- о средствах на депозитных счетах в ЦБ РФ (ограниченная ликвидность). Ограничением ликвидности выступают сроки хранения средств в Банке России;
- об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Банке России (фиксированная ликвидность).
Регулирование общей ликвидности осуществляется на основании пятидневной отчетности крупнейших кредитных организаций по форме № 301 «Отдельные показатели, характеризующие деятельность кредитной организации». Расчеты, произведенные на основании содержащихся в этой форме сведений, позволяют Банку России дать оценку общего объема средств в экономике, т.е. Показателя денежной массы М2, и прогнозировать его изменение.
Мониторинг ликвидности
- данные о совокупных банковских резервах;
- объемы операций Банка России на валютном рынке и рынке ценных бумаг;
- сведения о формировании доходной части федерального бюджета за счет уплаты налогов кредитными организациями, а также о расходовании бюджетных средств, непосредственно влияющем на состояние корреспондентских счетов кредитных организаций.
На основе экономико-математических моделей и динамических рядов строятся прогнозы развития ситуации с ликвидностью кредитных организаций на предстоящий период (день, месяц). Это помогает принимать решения по регулированию ликвидности и проведению операций на денежном и валютном рынках.
Уровень ликвидности банковского сектора — постоянно меняющаяся величина. Сложившиеся после августовского кризиса 1998 г. Экономические условия в России привели к значительному росту основной части избыточных резервов — средств коммерческих: банков на корреспондентских счетах в Центральном банке. Это объясняется тремя основными причинами:
- снижение в 1998 г.
Норматива обязательных
- вливанием Банком
России ликвидности в
- отсутствием у банков в тот момент в связи с крахом финансовых рынков сколько-нибудь реальных объектов инвестиций.
Увеличение избыточных резервов, однако, имело не краткосрочный, а среднесрочный характер. Вместе с ростом мировых цен на энергоносители в 2000-е гг. Возрастал объем денежной массы и уровень ликвидности банковского сектора. Доля избыточных резервов временами составляла почти 65% от общего объема резервов.
Основной частью избыточных резервов коммерческих банков и одним из показателей, характеризующих ликвидность банковской системы, являются остатки средств на корреспондентских счетах в Центральном банке.
Данные банковской статистики демонстрируют следующие тенденции:
На уровень банковской ликвидности влияет большое количество факторов. Факторами, препятствующими чрезмерному росту свободных резервов, являются: экономический рост, вовлекающий в реальное производство средства банков; применение Правительством РФ и Банком России инструментов бюджетной и денежно-кредитной политики для стерилизации денежной массы.
На снижение остатков средств кредитных организаций на корреспондентских счетах наиболее заметное влияние оказывают такие факторы как периодичность уплаты обязательных платежей в бюджет, график погашения задолженности перед банками-нерезидентами, а также колебания ликвидности, вызванные проявлений глобального финансового кризиса.
Банк России ежедневно контролирует величину средств на корреспондентских счетах и своими действиями пытается поддерживать их оптимальное состояние. В этих целях используются различные инструменты денежно-кредитной политики.
Центральный банк может применять следующие инструменты регулирования ликвидности банковской системы:
Использование Банком России инструментов регулирования ликвидности в значительной степени определяется условиями развития экономики в тот или иной конкретный период времени.
До финансового кризиса 1998 г. Банк России имел возможность пользоваться полным спектром инструментов регулирования банковской ликвидности. Коммерческие банки увеличивали объем своих ликвидных ресурсов путем получения кредитов рефинансирования и участия в операциях на рынке ГКО-ОФЗ.
Непосредственно после кризиса набор инструментов существенно сократился. Определенная сегментация и существенное сжатие финансовых рынков в посткризисный период препятствовали широкому применению инструментов денежно- кредитной политики и распространению их влияния на экономику. Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими стали лишь отдельные инструменты: нормативы обязательных резервов, процентная политика (в части проведения депозитных операций), валютные интервенции. Проблемой стала малая действенность инструментов изъятия ликвидности. Для того чтобы они «заработали», необходимо было кардинальное изменение экономической конъюнктуры, восстановление в полном объеме финансового рынка, решение вопросов реструктуризации портфеля ценных бумаг Банка России и др.
Сразу после финансового кризиса, в 1999 г. Для эффективного проведения денежно-кредитной политики Банку России необходимо было осуществить реструктуризацию банковской системы, итогом которой должно было стать создание жизнеспособных, финансово устойчивых банков. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в конечном итоге были нацелены на выполнение этой задачи. Банк России стремился использовать такие инструменты и методы, которые не влекли за собой значительного падения валютного курса и ускорения инфляции.
Для ограничения спада в экономике Центральный банк РФ использовал и называемые вторичные инструменты денежно-кредитной политики, к которым носится временное изменение пруденциальных требований, в частности, нормативов достаточности капитала и ликвидности,
После финансового кризиса 1998 г. Банку России пришлось решать ряд проблем. Возобновлению операций Банка России на открытом рынке с собственными облигациями препятствовали законодательные ограничения, а проведению операций с государственными облигациями – отсутствие в портфеле Банка России государственных ценных бумаг, пользующихся спросом со стороны участников рынка. Поэтому операции Банка России на открытом рынке ограничивались валютными интервенциями, а выпуск облигаций Банка России был возобновлен лишь в 2001 г
В последующие годы (2000-2007) под воздействием сильного платежного баланса наблюдался масштабный рост денежного предложения. Однако адекватного спроса на деньги не было и Банк России активно использовал инструменты абсорбирования свободной ликвидности в первую очередь путем проведения депозитных операций банками
В условиях 2008 г. Важнейшими инструментами предоставления ликвидности банковскому сектору стали кредиты рефинансирования, в том числе беззалоговые, а также операции прямого РЕПО. Существенную роль сыграли также бюджетные источники и средства суверенных фондов государства.
Для сглаживания широкого диапазона колебаний ликвидности банковской системы Банк России должен располагать адекватным набором инструментов денежно- кредитной политики, включая постоянно действующие инструменты стерилизации и рефинансирования банковской системы.
В связи с этим для управления ликвидностью необходимо развивать все типы инструментов стерилизации и предоставлении ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке.
В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков применяются инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней — депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютные свопы, ломбардные кредиты, а также внутридневные кредиты и кредиты овернайт.
Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России использует на этот срок следующие инструменты: в целях стерилизации — депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свопа; в целях предоставления ликвидности — ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО.
Срок использования долгосрочны
Выбор набора инструментов по срочности и типу воздействия на ликвидность зависит от текущего состояния ликвидности банковского сектора, фундаментальных параметров развития экономики, а также от сценария развития макроэкономической ситуации.
В 2011-2013 гг. Банк России продолжит работу
по совершенствованию системы
Инструменты денежно-кредитной политики в 2011-2013 гг.
Приоритетом является реализация эффективной процентной политики, что предполагает;
- совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики;
- переход к более гибкому курсообразованию;
- сужение коридора процентных ставок;
- внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.
В этих условиях следует ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в экономике.