Отчёт по практике "Сбербанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:45, отчет по практике

Описание работы

Цель учебной практики:
- Практическое закрепление теоретических знаний
- Знакомство с работой предприятия
Задачами учебной практики являются:
- Приобретение первичных профессиональных умений и навыков
- Ознакомление с работой банка

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Характеристики ОАО «Сбербанка России»
История создания банка………………………………………………….4
Организационная структура…………………………………………......5
Характеристика лицензий………………………………………………. 7
Кодекс этики………………………………………………………………9
Раздел 2. Организация кассовых операций
Нормативно – правовая база……………………………………………11
Порядок приема/выдачи денежных средств…………………………...12
Раздел 3. Организация безналичных расчетов
Юридическими и физическими лицами………………………………. 14
Межбанковские расчеты……………………………………………….. 17
Раздел 4. Операции по вкладам и депозитам физических лиц……………... 20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………….24
Приложения……………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 675.97 Кб (Скачать файл)

В своей деятельности по организации налично-денежного оборота  на территории РФ банковские структуры  руководствуются следующими нормативными документами ЦБ РФ:

• Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40;

• Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе от 16.11.1995 г. № 31.

В соответствии с указанными документами все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Порядок  приема/выдачи денежных средств

Прием наличных денег от предприятий и организаций производится, в основном, при личной явке клиента в его присутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, чтобы клиенты банка имели возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционного дня (вечерняя касса). Документом на прием наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его операционному работнику, ведущему лицевой счет данного клиента. Операционный работник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает подписанное им объявление в приходную кассу. Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника, соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при подсчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению передает соответствующему операционному работнику для проведения бухгалтерской проводки по счету клиента. В дальнейшем ордер выдается клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету.

Другой канал поступления  наличных денег в банк – через  аппарат инкассации. Операции по инкассации и доставке ценностей выполняются только на технически исправном специальном автотранспорте, имеющем соответствующую окраску, специальные световые и звуковые сигналы, оборудованном средствами радиосвязи и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности сотрудников инкассации и сохранности перевозимых ценностей. Операции по доставке и инкассации денег и других ценностей производятся бригадами инкассаторов.

          Выдача наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику, который проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. Затем записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек направляет в расходную кассу. Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов - физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др. Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

3.1. Юридическими и физическими лицами

Безналичные расчеты — это денежные расчеты, выполняемые путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ.

Система безналичных расчетов состоит из взаимосвязанных элементов. Основу ее составляют банковские счета предприятий и других клиентов, а также расчетно-денежная документация. Ускорение процесса реализации продукции и оборачиваемости оборотных средств во многом зависит от рациональной организации расчетов. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям — это расчеты за отгружаемую предприятиями продукцию, которые сопровождаются движением платежных документов и денег.

Расчеты по нетоварным операциям — это расчеты с финансовой системой по уплате процентов за кредит и комиссионных с вышестоящими и прочими организациями.  Расчетные операции различаются по способу платежа, в котором отражаются характер его источника и форма движения.

Принципы организации  расчетов.

1. Безналичные расчеты  реализуются по банковским счетам, которые открываются клиентам, как физическим, так и юридическим лицам, для хранения и перевода средств.

2. Платежи со счетов  должны осуществляться банками  по распоряжению их владельцев  в порядке установленной ими  очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3. Срочность платежа. Срочный платеж может осуществляться: до начала торговой операции; немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции; в соответствии со сроками по договору. Досрочный платеж — выполнение денежных обязательств до истечения оговоренного договором срока. Отсроченный платеж — это когда при невозможности погасить денежное обязательство в намеченный период первоначальный срок продлевается. Платеж считается просроченным при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения кредита при наступлении срока платежа.

4. Обеспеченность платежа. Предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Для осуществления операций по основной текущей деятельности путем  безналичных расчетов банки открывают клиентам банковский счет: расчетный или текущий.

Расчетные счета  открываются:

• коммерческим предприятиям и организациям;

• гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

• финансовым организациям.

Расчетные счета используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции, доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, рабочими и служащими и др. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другие операции, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.

Текущие счета открываются  клиентам, которым не могут быть открыты расчетные счета, в частности:

• некоммерческим организациям. Это организации, которые в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

• обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица с режимом использования средств исходя из полномочий филиала или представительства;

• учреждениям и организациям, состоящим на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Самостоятельность владельца  текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета.

Клиенты вправе открывать  в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом (ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

 

3.2. Межбанковские расчеты

Межбанковские расчеты — это расчеты, которые осуществляются между банками на основе корреспондентских отношений, то есть договорными отношения между банками об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских  счетов:

1) централизованный – проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ)

2) децентрализованный –  основан на корреспондентских  отношениях банков друг с другом

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает  по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Корреспондентский счет – банковский счет кредитной организации, на котором отражаются расчеты, произведенные одной кредитной организацией по поручению другой кредитной организацией на основе заключенного договора.

РКЦ осуществляет операции по открытию, переоформлению и закрытию счетов кредитных организаций, списанию (зачислению) средств со счетов (на счета), контроль за соблюдением правил проведения расчетных операций и др. 

Проведение расчетов через  корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях. Коммерческий банк (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом коммерческом банке (КБ) (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».

Расчетные операции осуществляются при  условии обеспечения ежедневного  равенства остатков денежных средств  по корсчету по балансу банка-респондента  и по балансу банка-корреспондента.  Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа.  В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность.

Операции по списанию денежных средств  с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом  по платежному поручению банка-респондента  при условии достаточности средств  на его счете. Списание денежных средств  без согласия банка-респондента  производится в случаях, предусмотренных  законодательством или договором  счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. ОПЕРАЦИИ ПО ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

 

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в  соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию  вкладов. Банки обеспечивают сохранность  вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется  договором в письменной форме  в двух экземплярах, один из которых  выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц  может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации  которых прошло не менее двух лет. 

Основное направление  в деятельности Сбербанка России состоит в оказании клиентам разнообразных  услуг. Депозитные операции Сберегательного  банка РФ связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты).

Информация о работе Отчёт по практике "Сбербанк"