Перспективы развития денежных систем постиндустриальных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ, рассмотреть денежную систему, ее становление и развитие.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность денежной системы;
раскрыть элементы денежной системы Республики Беларусь;
рассмотреть особенности формирования денежной системы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Эволюция денежной системы…………………………………………………….5
1.1 Система металлического обращения…………………………………………...5
1.1.1 Биметаллизм и его характеристика………………………………………...…5
1.1.2 Монометаллизм и его характеристика……………………………………...10
1.2 Система бумажно-кредитных денег…………………………………………..15
1.2.1 Денежная система промышленно-развитых стран…………………………15
1.2.2 Денежная система административно-командной экономики……………..17
2Особенности развития денежной системы Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………....20
3 Перспективы развития денежных систем постиндустриальных стран……….32
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

В различные периоды истории и в различных экономических системах функции денег подвержены изменениям в связи с характерными чертами функционирования той или иной экономической модели. Особенности функционирования денег при разных моделях экономики заметны во всех аспектах их применения.

При существовавшей до недавнего времени в Советском Союзе административно-командной экономике функции денег были существенно ограничены. Материальные ресурсы при административной модели экономики распределяются сугубо правительством, и оно же обязывает предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом. Деньгам отводится главным образом роль инструмента учета и контроля со стороны органов управления.

Если при рыночной экономике цена товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию, то в условиях функционирования командно-административной системы применялись директивно установленные цены на товары, которые далеко не всегда учитывали трудовые и материальные затраты на их производство и реализацию. Такие цены оставались неизменными и при различных соотношениях спроса и предложения, продолжали применяться при недостатке товаров и нормированном их распределении, и даже в условиях естественного удорожания, вызванного, например, повышением цен на завозное сырье. Таким образом, деньги, утрачивали свой смысл как мера стоимости. [14, с. 108]

Стабильно невысокие цены на продукты питания и товары повседневного спроса порождали периоды тотального дефицита, когда посредническая функция денег, как средства обращения, была невозможна уже потому, что отсутствовал, или был дефицитным сам товар. Возникала так называемая «подавленная инфляция» (обесценивание денег), сопровождающаяся снижением их роли, поскольку для приобретения товаров не столь важно было наличие денег у покупателя, сколь важна возможность их получения в соответствии с установленными нормами.

Вместе с тем использование денег в административно-командной экономике имело немаловажное значение. Так, лишь при применении денег становилось возможным определение совокупного объема различных издержек (материалов, амортизации, заработной платы) на изготовление продукции, составляющих ее себестоимость. С помощью денег становится возможным сведение (в денежном выражении) объемов различных видов продукции и получение обобщенного показателя ее совокупного объема. Использование денег позволяет оценивать выполнение плана по совокупному объему продукции и разработать меры по улучшению выполнения плана. Применение денег облегчало возможность учета и контроля над выполнением различных плановых показателей и определение мер по улучшению деятельности предприятий.

Тем не менее, не следует переоценивать роль денег в условиях плановой экономики, поскольку, несмотря на то, что их применение повышает возможности учета и контроля, это не позволяет отводить деньгам самостоятельные функции, и тем более значение в функционировании экономики. Необходимо заключить, что функции денег в условиях плановой командно-административной экономики значительно сужены и являются подчиненными по отношению к директивному планированию и ценообразованию.

Размещено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Особенности развития  денежной системы Республики Беларусь на современном этапе

 

 

Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь [22, с.5].

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень).

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. [1]. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [21, с. 3]

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на НБ, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.

Основными инструментами и методами денежного регулирования являются: процентные ставки по операциям Банка Беларуси; резервные требования; операции на открытом рынке; выпуск от своего имени облигаций, рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. (ст. 7 Банковского кодекса РБ).

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица – белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь обладает Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Беларуси, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального банка Беларуси. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Национальный банк, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах, Республика Беларусь не исключение, составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег. Примерная схема движения наличных денег приводится на рисунке 2.1 [22, с.8-9].

Рисунок 2.1 ─ Движение наличных денег

 

В Республике Беларусь налично-денежный оборот осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 30.11.2013 № 112 [16].

Налично-денежный оборот Республики Беларусь обслуживает денежно – товарные и нетоварные отношения. Наличный денежный оборот в условиях перехода РБ к рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решает наличный денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:

  • денежный оборот, перераспределяя деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь;
  • в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности в них всех сфер рыночных отношений.
  • В условиях рыночной модели экономики особенности наличного денежного оборота следующие:
  • обслуживает преимущественно рыночные отношения в хозяйстве и только в незначительной части - распределительные отношения;
  • служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;
  • функционирует в условиях существования различных форм собственности;
  • децентрализован - его исходный и завершающий этапы рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках;
  • безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны друг с другом — налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота [10, с.174].

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком РБ. Приём, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым операциям в Национальном банке РБ и кассовым операциям в коммерческих банках РБ, правилами организации наличного денежного оборота.

Оборот наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Динамика денежных агрегатов в январе – декабре 2013 г. формировалась под влиянием экономических условий. В таблице 2.1 приведем динамику широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год [18].

Таблица 2.1 - Динамика широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год. В миллиардах рублей

Показатели

На 01.01.2013

На 01.12.2013

На 01.01.2014

Откл. (+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Наличные деньги в обращении (М0)

6 711.8

10 227.2

11 307.3

4595,5

168,47

Переводные рублевые депозиты

13 628.5

18 657.0

23 130.9

9502,4

169,72

физических лиц

4 491.0

7 624.9

9 081.9

4590,9

202,22

юридических лиц

9 137.5

11 032.2

14 049.0

4911,5

153,75

Активная рублевая денежная масса (М1)

20 340.3

28 884.2

34 438.2

14097,9

169,31

Срочные рублевые депозиты

20 825.2

31 737.9

31 163.6

10338,4

149,64

физических лиц

9 363.0

14 733.4

15 195.6

5832,6

162,29

юридических лиц

11 462.2

17 004.5

15 967.9

4505,7

139,31

Денежная масса в национальном определении – М2

41 165.5

60 622.2

65 601.8

24436,3

159,36

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

2 189.1

2 332.4

2 535.3

346,2

115,81

Рублевая денежная масса (М2*)

43 354.6

62 954.6

68 137.1

24782,5

157,16

Депозиты в иностранной валюте, млн. долларов США

63 753.1

87 698.1

88 231.1

24478

138,39

физических лиц

2 223.6

3 485.9

3 621.3

1397,7

162,86

юридических лиц

12 601.7

13 365.1

12 002.0

-599,7

95,24

Депозиты в драгоценных металлах

392.4

382.9

354.0

-38,4

90,21

Широкая денежная масса (М3)

111 195.3

156 037.2

160 761.4

49566,1

144,58

Информация о работе Перспективы развития денежных систем постиндустриальных стран