Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель данной работы – изучить структуру банковской системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие банковской системы государства и принципы ее построения;
Изучить структуру банковской системы и рассмотреть ее элементы;
Ознакомиться с тенденциями развития банковской системы РФ.
Введение 3
1. Понятие банковской системы 5
1.1 Признаки банковской системы 6
1.2 Типы банковских систем 9
2. Структура банковской системы РФ и ее основные элементы. Функции ЦБ 11
2.1 Структура банковской системы 11
2.2 Функции Центрального Банка России 16
3. Текущее состояние и тенденции развития банковской системы РФ 19
Заключение 28
Список литературы 30
Финансовый кризис негативно повлиял на динамику активов российских банков. Во-первых, замедляются темпы роста банковской системы, происходит ее сжатие. Среднемесячные темпы прироста активов в 2008 г. снизились с 3, 1 до 2, 8%, и только в результате принятых антикризисных мер государства и девальвации рубля в IV квартале не опустились еще ниже. В 2009 г. они могут уменьшиться до 0, 97%.
Происходит сжатие ресурсной базы банков. Без учета переоценки вклады населения за 7 месяцев кризиса фактически сократились на 1%, привлечение от юридических лиц - на 0, 2%. В 2009 г. прирост привлеченных средств клиентов может составить менее 5%.
Снижение клиентских средств в пассивной базе банков компенсируется за счет государственной поддержки и девальвации рубля. Доля государственных средств в пассивах возросла с 0, 2 до 12% на конец 2008 г. и может составить 18% к концу 2009 г.
Возрос риск разрыва ликвидности. На 1 февраля 2009 г. совокупный объем выданных кредитов превышал объем привлеченных средств клиентов на 17% (на 1 июля - 11%). По итогам 2009 г. это превышение может составить 19%.
Во-вторых, замедляется темп роста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального сектора происходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративного портфеля у 5 госбанков может составить около 25-30%. У остальных коммерческих банков кредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться (до - 13% по итогам 2009 г.). А совокупный кредитный портфель в 2009 г. возможно увеличится примерно на 5-6%. Его доля в активах снизится с 72 до 67%.
Развитие розничного кредитования в условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения (рост безработицы, снижение зарплат и прочих доходов) теряет приоритетное значение. Розничный портфель ссуд, скорее всего, по итогам 2009 г. сократится на 2-3%.
В-третьих, ухудшается качество кредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за 7 месяцев кризиса выросла почти вдвое и на 01.02.09 составила 2, 3%. Текущий формат отчетности не позволяет определить реальный объем "плохих" кредитов (так называемых Non-Performing Loans, NPL). Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартами и выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, то уровень "плохих" активов может уже сейчас составить 5-7% от кредитного портфеля (без учета проблемных бондов). По прогнозам различных аналитиков, доля NPL уже к середине 2009 г. достигнет 10-12%.
В-четвертых, снижается прибыльность и эффективность банков. Чистая прибыль (до налога) в IV квартале 2008 г. уменьшилась более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз (относительно IV квартала 2007 г.).
Именно этот фактор и обусловил положительную прибыль по итогам IV квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд. руб. Из-за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировали позитивную тенденцию роста операционного дохода.
В 2009 г. чистый убыток по итогам года может достичь 0, 8 трлн руб. Причиной станут возросшие расходы на создание резервов.
Все эти тенденции и их возможное усиление до конца 2009 г. говорят о том, что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства.
Требуются меры со стороны государства.
Благодаря усилиям Правительства РФ и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть. На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования.
Необходима и скорейшая реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти меры можно разделить на два класса: временная корректировка регуляторных требований и меры по дополнительному финансированию со стороны государства.
Временная (на период кризиса) корректировка регуляторных требований не нуждается в отвлечении государственных средств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневров в работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужны следующие меры:
- снижение норматива достаточности капитала с 10 до 8% - может рассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковской системы на нормы Базеля II. Данная мера не приведет к снижению капитализации банковской системы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной во время кризиса;
- включение в капитал банков акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно упрощен. Но возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России;
- включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний, созданных для работы с залоговыми активами, которые перешли под контроль банка (так называемых торговых домов для реализации залогов).
Предложенные меры могут носить временный характер. Они не означают ослабления надзорных требований. Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризис и стремление поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. Также среди подобных мер можно назвать снятие ограничения на долю субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, и доведение их до 100% от капитала первого уровня Такая мера (возможно, временная) позволит снизить давление на акционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях снижения прибыли банков.
Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализация уже начата - через программу субординированного кредитования ВЭБом на увеличение капитала второго уровня. Однако необходимо:
- пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с 15% от капитала (на 01.10.08) на 60% на последнюю квартальную отчетную дату;
- изменить соотношение средств акционеров и государства по программе ВЭБ с 1: 1 на 1: 4;
- увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированных кредитов.
Все эти меры
нужно утвердить внесением
Для снижения
давления на банки растущей
доли проблемных активов можно
предоставлять по ним
Такой комплекс мер сейчас реализуется в Великобритании и США (Citi Group, Bank of America). Он эффективно повышает устойчивость рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банков и не нуждается в денежных вливаниях правительства. Программа защиты активов относительно несложна с точки зрения организации, не требует больших затрат времени и не исключает другие пути финансирования для увеличения активов. Но программа не лишена недостатков, они связаны в основном с тем, что "плохие" активы продолжат сказываться в будущем.
Для запуска такой программы необходимы следующие шаги.
1. Создание рабочей
группы в составе
2. Оценка и отбор классов активов, наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики (ипотека, автокредиты, кредиты МСБ). Оценка объема проблемных кредитов на текущий момент и динамики качества активов на следующие 12-24 месяца.
3. Разработка
механизма предоставления
4. Подготовка
проекта изменений
Схему защиты активов реально внедрить уже к концу III квартала 2009 г. Промежуточным решением до внедрения программы защиты активов может быть рекапитализация банков, а также предоставление субординированного долга. Эти меры дополняют друг друга.
Консолидация банковской системы
Очевидно, что государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации - консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных предпосылок.
Коэффициент проникновения банковских продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно низким. На конец 2008 г. он составлял 4, 8 тыс. евро. По этому показателю Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится 150-600 тыс. евро, и в несколько раз - от стран Восточной Европы и других развивающихся рынков (10-30 тыс. евро). При этом прибыльность российской банковской системы до кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций. И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций, в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.
По сравнению
с зарубежными рынками
В России, в отличие от других стран (кроме Германии), исключительно высока доля государственных банков - до кризиса на них приходилось 47% активов банковской системы. Этот показатель будет расти во время кризиса - на конец февраля он уже достиг 53%, и эта тенденция сохранится до конца 2009 г. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%, среди развивающихся стран максимальное значение - 35% (в Бразилии). Такая высокая концентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду.
В сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки.
Если мы будем
последовательны в своих
Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.
В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.
Постепенно
совершенствуясь, банковская
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов: а) двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков); б) централизованная монобанковская система; в) уникальная децентрализованная банковская система; г) Федеральная резервная система США. В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.
Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие операции: а) осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей; б) проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства; в) предоставляет кредиты коммерческим банкам; г) выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг; д) управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции; е) осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для Центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.
Итак, анализ конституционных норм позволяет прийти к выводу о том, что Центробанк выступает в двух лицах. С одной стороны, как федеральный орган государственной власти, выполняющий задачи, связанные с защищенностью национальной валюты, а с другой — как своеобразный центр самоуправляющейся банковской системы, осуществляющий банковское регулирование, надзор, подзаконное нормотворчество и др.