Понятие и сущность банковского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского кодекса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности.

Содержание работы

С.
Понятие и сущность банковского права………………………
3
История банковской системы России………………………….
5
Правовое положение Центрального банка РФ………………...
12
Расчетно-кассовый центр Банка России……………………….
15
Правовое положение кредитных организаций: коммерческие банки………………………………………………………….....

19
Осуществление расчетных операций кредитными организациями…………………………………………………..

20
Небанковские кредитные организации и их правовое положение………………………………………………………..

22
Библиографический список…………………………………….
23

Файлы: 1 файл

банковское право.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Окончательная структура  банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.

Такое множество банков при одноуровневой системе привело  к переплетению их функций, что еще  более обострило причины реорганизации  банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств.

Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 г. - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный порядок  наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона - Закон  «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия  открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков.

Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24, или 2% от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк.

Особенностью банков этого периода была "их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему  можно было считать вполне сложившейся. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением  долгосрочного кредита под залог недвижимости. Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не меняется.

До настоящего времени  характерными остаются те же тенденции:

  1. Преобладают мелкие и средние банки.
  2. По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные.
  3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе.
  4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом.
  5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.
  6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей и государства. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.
  7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.
  8. Правовое положение Центрального банка РФ.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) регулируется Конституцией РФ и федеральными законами.

 В настоящее время ведущим  из них является Федеральный  закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (в ред. от 29.07.2004). Этот  нормативный правовой акт сменил  в 2002 году действовавший ранее  с многочисленными поправками Закон РФ от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):

  1. ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  2. ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. При этом наименования "Центральный банк Российской Федерации" и "Банк России" равнозначны; местонахождение центральных органов ЦБ РФ - город Москва;
  3. уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью;
  4. ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством.
  5. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  6. государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства;
  7. ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время Центральный Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между: суммой доходов от предусмотренных законодательством банковских операций и сделок, и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума:

  1. назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ;
  2. назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБ РФ по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ;
  3. направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  4. рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  5. рассматривает годовой отчет ЦБ РФ и принимает по нему решение;
  6. принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  7. проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;
  8. заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности ЦБ РФ (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

До 1 января 2003 года, то есть до вступления в силу ст. 10 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал ЦБ РФ составлял 3 млн. рублей. Потом уставный капитал ЦБ РФ был увеличен до размера 3 млрд. рублей.

ЦБ РФ не вправе участвовать  в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ЦБ РФ может участвовать  в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

 

 

 

 

 

 

 

4. Расчетно-кассовый  центр Банка России.

Основной целью деятельности Расчетно-кассового центра (далее – РКЦ) как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, указанного Положения и иных нормативных актов Банка России.

Взаимоотношения РКЦ  с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными  органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

РКЦ выполняет следующие  функции:

• осуществляет расчеты  между кредитными организациями (филиалами);

• осуществляет кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов);

• хранит наличные деньги и другие ценности, совершает операции с ними и обеспечивает их сохранность;

• обеспечивает учет и  контроль осуществления расчетных  операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

• обеспечивает учет и  контроль осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

• осуществляет расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, ведение счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;

• осуществляет обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные  организации;

• обеспечивает защиту ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

• разрабатывает и  представляет в территориальное  учреждение Банка России прогноз  по эмиссионному результату на предстоящий  квартал в целом по обслуживаемой территории;

• устанавливает предельные остановки денежной наличности в  операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц  и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

• осуществляет контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;

• составляет на основании данных кредитных организаций календарь выдач денег на оплату труда и представляет его в территориальное учреждение Банка России;

• проверяет работу кредитных  организаций по соблюдению порядка  ведения кассовых операций по обслуживаемой  клиентуре;

• регулирует обязательные резервы, депонируемые в Банке России, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверяет достоверность  расчетов обязательных резервов;

• участвует в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:

— в порядке передоверия  права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном  порядке;

—по его распоряжению участвует в проведении инспекционных  проверок кредитных организаций (филиалов), применяет к обслуживаемым кредитным организациям санкции в виде штрафа в соответствии со ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Кроме того, дополнительно  РКЦ осуществляет транзитные и контрольные  операции по расчетам с кредитными организациями, расположенными на территории государств, входящих в состав СНГ, стран Балтии и Грузии; транзитные и контрольные организации по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам, обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки; осуществляет денежные расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и другие операции с ценными бумагами.

РКЦ также обеспечивает учет операций по выпуску и реализации облигаций, выплате купонов по облигациям Государственных Республиканских внутренних займов, а также иных определенных ЦБР операций с ценными бумагами.

Информация о работе Понятие и сущность банковского права