Понятие и виды ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Ранее, до наступления рыночных отношений, в полностью огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг был очень небольшим и был представлен облигациями (целевыми и нецелевыми), сберегательными книжками на предъявителя, выигрышными лотерейными билетами, аккредитивами гострудсберкасс. Между юридическими лицами использовались расчетные чеки. С развитием рыночных отношений увеличилось количество видов ценных бумаг и стал формироваться фондовый рынок.

Файлы: 1 файл

Курсова по ПП.docx

— 52.94 Кб (Скачать файл)

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка
  • отбор профессиональных участников рынка
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

 

 

3.2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Принципы регулирования российского  рынка ценных бумаг, во многом зависят  от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную  временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

 

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  отношений с участием профессиональных  участников рынка – с другой;

2. Выделение из всех видов  ценных бумаг, так называемых  инвестиционных, т.е. тех, которые  выпускаются массово, сериями  (траншами) и могут быстро распространяться  и рынок которых может быть  быстро организован;

3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости;

5. При разделении полномочий  между регулирующими органами  следует исходить из того, что  нормотворчество и нормоприменение  не должны совмещаться одним  лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка;

7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  р.ц.б., имеющей определённую историю  и традиции;

8. Оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными  органами управления (коммерческими  организациями, общественными организациями).

 

 

 

3.3. Государственное регулирование Российского рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает  в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

государственные и иные нормативные  акты;

государственные органы регулирования  и контроля.

Прямое или административное управление

Косвенное или экономическое управление

Формы государственного управления рынка

Структура органов государственного регулирования российского рынка  ценных бумаг в настоящее время  ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли:

  1. Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент издаёт указы, поскольку  законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг  в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

  1. Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ); Министерство финансов РФ (Минфин); Центральный банк РФ (ЦБ); Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

Указы Президента по развитию рынка  ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования  и развития рынка государственных  ценных бумаг во всех их разновидностях.

Регулирование рынка ценных бумаг  саморегулирующими организациями

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться  государством, так как один и тот  же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя  или более однотипными органами.

 

 

Права саморегулируемой организации:

разработка обязательных правил и  стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

контроль за соблюдением участниками  рынка установленных правил и  нормативов;

информационная деятельность на рынке;

обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала  юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись  в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового  рынка России.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющимися членами саморегулирующей организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

На основании Федерального закона о защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг  от 5 марта 1999 г. № 96-ФЗ, а также в  соответствии с настоящим Федеральным  законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемые организации в соответствии с  правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом  РФ «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999г. № 46-ФЗ определены права  общественных объединений интересов  инвесторов:

Защита прав и законных интересов  – физических лиц их общественными  объединениями.

а). Общественные объединения инвесторов – физических лиц федерального, межрегионального и регионального  уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов – физических лиц в формах и  порядке, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации.

б). Общественные объединения инвесторов – физических лиц вправе:

обращаться в суд с заявлениями  о защите прав и законных интересов  инвесторов – физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в  порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением  условий хранения и реализации имущества  должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов – физических лиц в связи с  противоправными действиями на рынке  ценных бумаг, в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

создавать собственные компенсационные  и иные фонды в целях обеспечения  защиты прав и законных интересов  инвесторов – физических лиц;

объединяться в ассоциации и  союзы.

 

Заключение

Переход к рыночной экономике потребовал возрождения и использования  всего многообразия ценных бумаг. В  свою очередь, появилась настоятельная  потребность в четком правовом оформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового регулирования  отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном временном  этапе нормы Гражданского Кодекса  РФ играют основополагающую роль, что  немаловажно для обеспечения  устойчивости и стабильности таких  отношений в целом.

Принятие Гражданского кодекса  Российской Федерации, Законов РФ «Об  акционерных обществах» и «О рынке  ценных бумаг», а также некоторых  других регулирующих рассматриваемую  сферу, создало определенную систему  законов в сфере рынка ценных бумаг, что позволило устранить  многочисленные разночтения и споры. В процессе вступления участников рынка  ценных бумаг в складывающиеся между  ними правоотношения, особую ценность имеет уяснение понятия ценных бумаг, в том числе и как объектов гражданских прав, осознание сущности правового режима ценных бумаг.

Необходимо помнить, что основным свойством ценных бумаг является их публичная достоверность, проявляющаяся  в том, что должник по ценной бумаге не вправе проверять, является ли его  кредитором лицо, требующее исполнения. Чтобы освободиться от обязанности  по ценной бумаге, должник должен совершить  исполнение тому, кто отвечает официально установленным формальным признакам.

В отношении деления ценных бумаг  на виды независимо от классификации  по различным основаниям, имеющим  практическое значение, видовое различие следует производить в соответствии со ст. 143 ГК РФ.

Необходимо и дальше следовать принципам преемственности в развитии нормативной правовой базы; использования гражданского права для развития фондового рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих его становлению и развитию; важно помнить что одной из ценностей стабильности и упорядочения рынка ценных бумаг является преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов; пресечение незаконной деятельности; повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности.

Подводя итог, нужно подчеркнуть  что рынок ценных бумаг не является чем-то постоянным, он все время находится  в движении, в развитии, заимствуя  и порождая новые формы и виды ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, 2011
  2. Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг//Бухучет, № 2, 2008
  3. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве //М.: ЮрИнфоР, 2005
  4. Васильев В.В. Российский рынок ценных бумаг //Закон , № 1, 2010
  5. Демушкина Е.К. Ценные бумаги// М., Юринформ, 2009
  6. Елисеев И.В. Денежные документы // Эксперт, 2009 №3
  7. Кашанина Т.В. Акционерное право, практический курс // М.: Закон, 2008
  8. Пантелеев П.С. Рынок Ценных бумаг //М.: 2010

Информация о работе Понятие и виды ценных бумаг