Проблемы и перспективы развития банковской системы в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение имеющейся литературы по данной теме и осуществление критического анализа точек зрения их авторов.
Предметом исследования здесь выступают сами банки как элементы банковской системы и банковский сектор экономики в целом. А, следовательно, объектом выступят кредитно-финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и перераспределения банковских ресурсов, а также и состояние экономики в целом.
В первой главе курсовой будут рассмотрены различные подходы к определению банка, а также назначение, функции и принципы деятельности банков.

Содержание работы

Введение ……………………………………………..…………………………………3
1. Теоретический аспект сущности банка и банковской системы …………………...
1.1 Понятие и назначение банка ………………………………………………………4
1.2 Принципы деятельности …………………………………………………………..5
1.3 Организация банковских систем зарубежных стран …………………………….8
2. Анализ эффективного функционирования банковской системы в республике Казахстан ……………………………………………………………………………….
2.1 Система ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка ………………………………………………………………………………...…13
2.2 Особенности анализа доходности коммерческого банка ……………………...16
2.3 Анализ методов управления процентным риском в коммерческом банке……19
3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в РК ………………….
3.1 Перспективы совершенствования управления финансовыми результатами банков второго уровня в РК…………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………………36
Литература ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Банковская система Республики Казахстан.docx

— 89.02 Кб (Скачать файл)

%? активы = - 8% ? 3 = - 24%

%? пассивы = - 8% ? 2 = =16%

Общие активы = $ 100 млн. и  общие пассивы (за минусом собственного капитала банка) = 90 млн., тогда активы v$24 млн., пассивы v$14,4 млн., а собственный  капитал на v1,44 млн. = $9 млн. - ( ($ 90 млн. - $ 14,4 млн.) *10%).

То есть при росте  процентных ставок на 8 процентных пунктов  рыночная стоимость активов банка  упадет на 24% (=-8%*3 года), т.е. снизится на 24 млн. долл. Однако рыночная стоимость  обязательств упадет на 16 % (=-8% х 2 года), что составит 14,4 млн. долл., т.е. на 16% от исходной величины активов. Аналогичным образом, снижение процентных ставок на 8 процентных пунктов повысит собственный капитал банка на 16% от исходной величины его активов. Таким образом, мы можем сделать следующие не мало важные для системы управления процентным риском в банке выводы:

1. Применяя анализ длительности (DUR) и анализ расхождений (GAP), банк  может определить. Насколько он  пострадает от роста процентных  ставок и выигрывает от их  падения.

2. Анализы длительности  и анализ расхождений дают  возможность управляющему банком  оценить степень подверженности  банка риску изменения процентных  ставок, что поможет избежать банку неблагоприятного воздействия колебаний процентных ставок и определить оптимальное рыночное соотношение чувствительных к изменению процентных ставок активов и пассивов.

3. Применение данных методов анализа процентного риска позволит коммерческому банку вовремя принимать оперативное решение в области изменения структуры портфеля активов и пассивов, что является весьма важным моментом в текущее время, когда казахстанские банки стали широко использовать международные кредитные инструменты, процентные ставки по которым в большей степени подвержены колебаниям со стороны как внешних (мировых) так и внутренних (национальных) рисков, для финансирования развития экономики Казахстана и посредством реализации упомянутых в статье инвестиционных проектов .

3. Проблемы и перспективы  развития банковской системы  в РК

3.1 Перспективы совершенствования  управления финансовыми результатами  банков второго уровня в РК

В условиях рыночной экономики  вопрос об эффективном управлении финансовыми  результатами банков второго уровня приобретает исключительную актуальность. В коммерческих банках Центрального и Северного регионов не уделяется  достаточного внимания на повышение  доходных статей и снижение расходной  части баланса, что нельзя оправдать  лишь теми трудностями, которые возникают.

Контроль затрат, их снижение и рационализация структуры доходов  и расходов относятся к первоочередным задачам управления финансовыми  результатами коммерческих банков, которые  необходимо решать постоянно, особенно в период сокращения прибыльности. Он должен быть высококачественным, т.е. достоверным, оперативным, сопоставимым. В связи с тем, что в последние  годы менялись формы отчетности, введены  новые условия хозяйствования для  коммерческих банков, различные инструкции и положения, становится возможным  полностью реализовать принципы сопоставимости финансовых результатов. Снижается и достоверность, так  как нет уверенности, что последние  изменения будут стабильны хотя бы несколько лет. В отдельных  случаях изменения не носят принципиального  характера, но все равно они имеют  значение, особенно в условиях компьютеризации.

К сожалению, в экономической  литературе недостаточно освещаются вопросы  анализа эффективности финансовых результатов коммерческих банков Республики Казахстан. До настоящего времени не сложилась законченная организационная структура аналитического механизма. Существующие методы управления финансовыми результатами не обеспечивают полноту выявления неиспользованных резервов, управление затратами и доходами подчас носит эпизодический характер, результаты не обобщаются. А ведь их рациональная структура имеет основное значение для успешного выживания.

Важным аспектом управления финансовыми результатами является сокращение затрат, который в большинстве  случаев характеризуется как  метод корректирования ошибок, ориентированный  на полученные результаты. Сокращение расходов подразумевает в большинстве  случаев рост применения информационных технологий и стандартизации, которые  могут стать новыми основами успеха. Компьютеры надежно и быстро собирают и анализируют информации, заменяя  ручной процесс.

1. Управление расходами,  помимо поиска компенсации для  сокращающихся доходов и управления  их ростом, - стратегия выживания.  Сокращение расходов в большинстве  случаев - программа малопопулярная, требующая организованности, дисциплины и твердости.

2. Успешное управление  расходами - решающая и неизменная  часть культуры предпринимательства  с ее жесткими и мягкими,  официальными и неофициальными  элементами. Тот, у кого нет  соответствующей культуры предпринимательства, еще долго будет возиться с жесткими краткосрочными программами сокращения расходов. Стойкого улучшения невозможно достичь без соответствующей постоянной и последовательной задачи.

3. Каждое разумное сокращение  расходов или рациональная структура  доходов и расходов начинается  с организованной, самокритичной  инвентаризации и формулирования, целей в рамках общей стратегии:  неверная формулировка целей  у многих банков все еще  слишком небрежное. Необходимо  избегать противоречия между  целью и действиями, чтобы уменьшать  расходы.

4. Эффективное управление  расходами предполагает наличие  хорошего управления информационными  системами (УИС). Только хорошего УИС может служить основой разумных расчетов доходов и расходов. Надежное УИС должно быть, насколько это возможно, транспарантным, чтобы получить и сохранить "внутреннюю достоверность". Отдельные внутренние расчеты расходов, проводимые по поручению и за счет какого-либо подразделения. Должны быть четко встроены в общую систему. Получатель услуг в идеале должен иметь возможность непосредственно влиять на их количество и качество. Для услуг, пользующихся спросом на рынке, внешняя рыночная цена является верхним пределом стоимости. Внутренняя расчетная цена должна покрывать расходы на оказание услуг наиболее эффективных специалистов и подразделений и не содержать никакой прибыли. Создание надежного и доступного для анализа управления информационными системами - подготовительный этап и предпосылка привлечения всевозможных внешних и внутренних источников оказания услуг.

5. Эффективным способом  снижения расходов оказывается  успешное соглашение о кредитах  с ценой, регулируемой с учетом  риска, а также дисциплина сама  по себе: плохая дисциплина исполнения  и контроля, а также списание  стоимости с баланса и отчисления  в резервный фонд по кредитам  и статьям бюджета являются  точно такими же издержками. Как  и другие расходы. Решение заключается  в последовательной предпринимательской  культуре, в регулировании цен  с учетом риска, а также в  добросовестной учебе и повышении  квалификации.

6. Международным ориентиром  успешного управления финансовыми  результатами в коммерческих  банках с прочным положением  на внутреннем рынке является  соотношением расходов и доходов.  Контрольная цифра должна быть "ниже 60%". Отношение расхода  к доходу, как и все прочие  показатели, всегда подсчитывается  с оговорками; стандарты отчетности, резервы расширения кредитных  ресурсов, комиссионные, издержки при  расторжении договоров, амортизация,  профили банков, переменные значения  баланса и дохода могут быть  различным у банков. Такие вариации  способны затруднить сравнение  эффективности деятельности по  сокращению расходов.

7. Информационные технологии (ИТ) сегодня стали условием и определяющим фактором работы современного банка. При этом базой приложения информационных технологий должна быть деловая стратегия, а стратегия в области информатики - прочными составляющими деловой стратегии. Собственная структура ИТ должна быть достаточно здоровой и гибкой. Должна быть в состоянии постоянно изменяться и легко перестраиваться на новые технологии. Исследованные банки показали себя не слишком квалифицированными технологиями. Важными причинами подобных неудач являются: недостаточное ознакомление руководства банков с проблемами ИТ. Недостатки управления проектом и недостаточное приобщение пользователей. Каждому банку нужны более мощные информационные технологии. Приоритеты должны получить такие проекты, которые способствуют превышению индивидуальных преимуществ данного банка, или те, невыполнение которых опасно.

8. Финансовые информационные  технологии - обязательная предпосылка  как для анализа финансового  поведения и потребностей клиента,  их интерпретации и анализа  взаимосвязи. Так и для внутреннего  управления риском и внутреннего  контроля.

9. Сотрудники исследуемых  банков пока еще слишком часто  "просто сидят на месте", совершенно не задумываясь, нужны  ли они клиенту. И если да, то для чего. Клиентский спрос  изменяется в зависимости от  времени года, дня недели и  времени дня. Правильное распределение  работ с частичной занятостью, гибкий рабочий график, а также  комбинирование деятельности могут  оказаться полезными для снижения  затрат.

10. Сегодня банковская  инфраструктура в значительной  степени используется для обслуживания  наименее прибыльных сегментов.  В рамках системы управления  финансовыми результатами, расходы  надо некоторым образом учитывать  при оценке эффективности работы. Обычно данные расходы относят  на расходы центров прибыльности  либо пропорционально их численности,  либо пропорционально их фонду  заработной платы, либо пропорционально  среднему объему банковских операций. Нами предлагаются методы отнесения  накладных расходов на результаты  деятельности коммерческих банков в таблице . Предлагаемые методы отнесения накладных расходов могут быть применены управленческим персоналом коммерческого банка в управлении расходов для предприятия управленческих решений.

11. Самый значимый потенциал  успешного управления расходами  - в правильном подборе персонала,  управлении процессом и поведением  сотрудников, а также в сегментировании  и стандартизации продуктов последовательности  операций. "Самый дорогой" человеческий  капитал - плохие менеджеры и  сотрудники. Немногочисленный, но очень  хороший персонал обходится в  конечном итоге дешевле. Необходима  более осторожная и плановая  политика в работе с персоналом, обеспечивающая отбор лучших  сотрудников по схеме: подыскать,  повысить квалификацию и поддержать.

На наш взгляд, важную роль в работе с управленческими  кадрами играет так называемая оценка персонала. Оценка личных качеств работника  банка в управлении должно занимать значительное место. Мы предлагаем комплексную  оценку, в которой одновременно и  взаимосвязано оценивается все  три элемента: личные качества, труд, результаты труда.

Можно выделить две основные разновидности таких комплексных  оценок: комплексная оценка должности; комплексная оценка работника и  реально выполненных им работ.

Оценка призвана заставить  работников максимально мобилизовать свои силы. Она создает видимость  перспектив неограниченного личного  роста работников. Оценка персонала  содержит также элементы научного подхода  к оценке вклада личности в процесс  управления.

Банковский капитал  затрагивал не только прибыли отдельных  предприятий; его целью было - сосредоточить  все виды доходов, которые коммерческие банки могли превратить в капиталы. В этой связи перед центрами финансирования на практике постоянно возникала  проблема, как разместить капитал, с тем, чтобы получить прибыль, по своим размерам превышающую проценты, выплачиваемые коммерческими банками. Разница, существующая между величиной процента, выплачиваемого держателя денежных вкладов, и прибылью, получаемой банками, позволяла осуществить связь между накоплением денежных масс и финансированием.

Кредитный рейтинг, как  механизм повышения инвестиционной привлекательности коммерческих банков.

В последнее время мы едва ли не ежедневно слышим о необходимости  инвестиций в отечественную экономику. Не секрет, что не только зарубежными, но и казахстанскими финансовыми  институтами накоплены значительные свободные капиталы, которые должны работать. В условиях, когда инвестировать  эти капиталы напрямую слишком рискованно, финансовые институты предпочитают работать на рынке в качестве кредиторов, перекладывая значительную часть рисков на заемщика. Соответственно, инвестиционная привлекательность банков второго  уровня Республики Казахстан является комплексной характеристикой, которая  не исчерпывается параметрами и  свойствами, существенными для прямых инвесторов и рисками, влияющими  для них при вложении капитала в конкурентные проекты, сферы, операции.

Для привлечения инвестиций в форме синдицированных займов и вложений в ценные бумаги наиболее важным для инвестора (кредитора) является способность заемщика к своевременному выполнению как взятых на себя ранее, так и будущих долговых обязательств. Комплексную оценку способности  заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязательств на весь срок погашения долга или  период обращения ценной бумаги с  учетом прогноза возможных изменений  экономической среды и социально-политической ситуации отражает рейтинг кредитоспособности, иди кредитный рейтинг.

Сегодня необходимостью получения  международного кредитного рейтинга, в первую очередь, озабочены отечественные  финансовые институты, деятельность которых  выходит за рамки внутренних долговых рынков. Выгода здесь очевидна: когда  инвестор доверяет, ему нет нужды  перестраховывать свои риски. В итоге  кредит достается дешевле.

Наличие кредитного рейтинга раскрывает объективные финансовые возможности банка, повышает репутацию  института как готовой для  приема инвестиций и открытой для диалога с инвесторами. Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности коммерческого банка при любой финансовой операции. Независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций. Получения кредитов, выпуска ценных бумаг, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет менеджменту банка, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Кредитный рейтинг является эффективным средством. При помощи, которого банки могут сообщить и  своей кредитоспособности инвесторам, покупающим долговые обязательства, банкам-контрагентам, поставщикам и клиентам, заключающим  долгосрочные контракты с муниципалитетом. Рейтинг также является важной составной  частью общей программы поддержания  отношений, с инвесторами способствуя  повышению общей инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковской системы в Республики Казахстан