Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:10, реферат
Описание работы
Целью курсовой работы является исследование проблем независимости центральных банков. В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи: 1. Изучить сущность и функции центрального банка 2. Исследовать центральный банк и его место в банковской системе 3. Определить принцип независимости центральных банков 4. Изучить возникновение центральных банков 5. Проанализировать проблемы независимости центральных банков
Кафедра «Денежно-кредитные
отношения и монетарная политика»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Деньги, кредит, банки
Тема 67. Проблемы
независимости центральных банков.
Студент Павлюк
Алина Романовна
(Ф.И.О.)
Курс 3
№ группы ЗБЗ-ЭН302
Личное дело №
123228
Руководитель Удалищев
Дмитрий Павлович
(Ф.И.О.)
Москва – 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность экономики любой
страны обусловлена стабильностью национальной
валюты, низкими темпами инфляции, надежностью
банковской системы и пр. Насколько независимость
органов денежно-кредитного регулирования
способствует достижению указанных целей
- один из активно обсуждаемых вопросов
в мировой экономической теории и практике
на протяжении длительного времени.
Независимость Центрального
банка, установленная в законодательном
порядке или сложившаяся в результате
исторического развития конкретной страны,
позволяет ему быть свободным от политической
конъюнктуры и поддерживать стабильность
национальной валюты, избирая наиболее
эффективные инструменты денежно-кредитного
регулирования.
Во всех развитых странах в
той или иной мере осуществляется концепция
независимого Центрального банка.
Вышесказанное означает, что
данная тема исследования является актуальной.
Целью курсовой работы является
исследование проблем независимости центральных
банков.
В соответствии с заданной целью
были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и функции
центрального банка
2. Исследовать центральный
банк и его место в банковской системе
3. Определить принцип
независимости центральных банков
4. Изучить возникновение
центральных банков
5. Проанализировать проблемы
независимости центральных банков
6. Выявить проблемы оценки независимости
центральных банков
В процессе исследования были
использованы следующие методы исследования:
-научной абстракции;
-анализа и синтеза;
-индукции и дедукции;
-сравнительного анализа;
-графических изображений.
Поскольку объемы курсовой
работы ограничены, рассматривались только
отдельные вопросы, которые по нашему
мнению являются наиболее актуальными,
такие как сущность и функции центрального
банка и проблемы независимости центральных
банков.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА
1.1 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И
ЕГО МЕСТО В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
Ключевым элементом финансовой
системы любого развитого государства
сегодня является центральный банк, выступающий
официальным проводником денежно-кредитной
политики. В свою очередь, денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет
основу всего государственного регулирования
экономики. Поэтому эффективная деятельность
центрального банка является одним из
условий эффективного функционирования
рыночной экономики.
Первым эмиссионным банком
считается созданный в 1694 г. Банк Англии.
Впоследствии, кроме роли эмиссионного
центра, за центральными банками закрепилась
роль казначея государства, посредника
между государством и коммерческими банками,
проводника денежно-кредитной политики
государства. Центральные банки, созданные
на основе коммерческих банков, затем
были национализированы. В настоящее время
их капитал полностью или частично принадлежит
государству.
Обычно основным правовым актом,
регулирующим деятельность национального
банка, выступает закон о центральном
банке страны. Он устанавливает организационно-правовой
статус центрального банка, процедуру
назначения или выборов его руководящего
состава, порядок взаимоотношений с государством
и национальной банковской системой.
Наряду с законом о центральном
банке взаимодействие между центральным
банком и кредитными организациями регулируется
законом о банковской деятельности.
Для определения роли центрального
банка в экономических и политических
процессах в стране очень важна степень
его независимости. Под экономической
независимостью обычно подразумевается
возможность центрального банка использовать
имеющиеся в его распоряжении инструменты
без существенных ограничений. Степень
политической независимости центрального
банка определяется уровнем самостоятельности
в его отношениях с органами государственного
управления при выборе и проведении денежно-кредитной
политики.
Центральные банки являются
регулирующим звеном в банковской системе,
поэтому основная цель их деятельности
- укрепление денежного обращения, защита
и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы и ее курса по отношению
к иностранным валютам; развитие и укрепление
банковской системы страны, обеспечение
эффективного и бесперебойного осуществления
расчетов.
Традиционно перед центральным
банком ставятся пять основных задач -
он призван быть:
1)эмиссионным центром страны, т.
е. пользоваться монопольным правом на
выпуск банкнот;
2)органом регулирования экономики денежно-кредитными
методами, т. е. проводить денежно-кредитную
и валютную политику;
3)банком банков, т. е. совершать
операции не с торгово-промышленной клиентурой,
а преимущественно с банками данной страны:
хранить их кассовые резервы, размер которых
устанавливается законом; предоставлять
им кредиты (кредитор последней инстанции),
осуществлять контроль и надзор;
4)банкиром правительства, т.
е. поддерживать государственные экономические
программы и размещать государственные
ценные бумаги; предоставлять кредиты
и выполнять расчетные операции для правительства,
хранить (официальные) золотовалютные
резервы;
5)главным расчетным центром
страны, выступая посредником между другими
банками страны при выполнении безналичных
расчетов.
1.2 ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Проблемы независимости Центрального
банка являются одними из самых дискуссионных
в странах с рыночной экономикой. Они представляют
большой теоретический и практический
интерес и для стран с переходной экономикой.
В самом общем
виде независимость Центрального банка
определяется законодательными актами,
регламентирующими “кодекс поведения
банка”, характер его подчинения и способы
разрешения конфликтов между исполнительной
властью и Центральным банком, затрагивающих
цели и инструменты кредитно-денежной
политики; степенью участия Центрального
банка в финансировании государственного
бюджета, процедурой смены руководителей
Центрального банка, качеством и независимостью
его аналитического отдела, чисто личными
качествами руководителя Центрального
банка.
Независимость Центрального
банка, установленная в законодательном
порядке или сложившаяся в результате
исторического развития конкретной страны,
позволяет ему быть свободным от политической
конъюнктуры и поддерживать стабильность
национальной валюты, избирая наиболее
эффективные инструменты денежно-кредитного
регулирования.
Однако Центральный банк не
может быть абсолютно независимым. В той
или иной форме он должен учитывать общеэкономические
цели и согласовывать свои действия с
правительством, а также использовать
определенные процедуры принятия
решений и их реализации.
Во всех развитых странах в
той или иной мере осуществляется концепция
независимого Центрального банка. В аналитическом
же плане полезно проводить различия между
двумя типами независимости Центрального
банка - независимости при определении
целей кредитно-денежной политики и независимости
при выборе инструментов денежной политики.
1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ
БАНКОВ
Центральные банки возникли
в процессе исторического развития банковских
систем.
Первоначально термин «центральный
банк» подразумевал самый крупный банк,
имеющий наиболее широкие связи в банковской
системе. Постепенно такие банки монополизировали
функцию эмиссии денег и утвердились в
качестве эмиссионных центров страны.
Затем они получили особые полномочия
по обслуживанию правительств своих стран,
а также по кредитованию банков и как кредиторы
последней инстанции расширили регулирующее
воздействие на национальную банковскую
систему.
Исторически наблюдалось два
пути образования центральных банков.
В тех европейских странах, где капиталистические
отношения возникли сравнительно рано,
центральные банки приобрели свой статус
и функции в процессе длительной исторической
эволюции. В них из множества банков выделялись
крупные банки национального масштаба,
которые постепенно приобретали черты
современных центральных банков, т. е.
банков, монопольно осуществляющих эмиссию
наличных денег и обслуживающих правительство.
Второй путь образования центральных
банков характерен для стран, с опозданием
вступивших на путь капиталистического
развития. В них (например, в США и Австралии)
центральные банки первоначально были
утверждены как эмиссионные центры.
Возникновение центральных
банков исторически связано с централизацией
банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее
надежных, пользовавшихся всеобщим доверием
коммерческих банков, чьи банкноты могли
успешно выполнять функцию всеобщего
кредитного орудия обращения. Такие банки
стали называться эмиссионными. Во всех
европейских странах роль центрального
банка закреплялась постепенно за самым
крупнейшим и надежным банком страны.
Таким образом, центральный банк «вырастал»
из условий рыночной конкуренции. Государства,
издавая соответствующие законы, активно
способствовали этому процессу, поскольку
выпускавшиеся многочисленными мелкими
банками банкноты лишались способности
к обращению в случае банкротства эмитентов.
2 ГЛАВА ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
В настоящее время не существует
единого общепринятого определения независимости
ЦБ. Как правило, для описания независимости
используется ряд характеристик органов
денежно-кредитного регулирования. В частности,
исследователем Дж. де Хааном (Haan, 1995) были
выделены следующие критерии, которые
могут использоваться для определения
степени независимости центральных банков:
-наличие открыто объявленной
цели денежной политики;
-порядок определения
целейпо инфляции, к достижению
которых стремится центральный
банк;
-источник правовых норм,
на основании которых функционирует
центральный банк;
-степень вмешательства
правительства или иных органов
власти в процесс принятия
решений центральным банком;
-порядок назначения должностных
лиц в центральном банке.
В настоящее время в экономической
теории проводятся различия между несколькими
разновидностями независимости ЦБ (Eijffinger,
Haan,1996):
-независимость в постановке
целей денежно-кредитной политики;
-операционная независимость;
-независимость в выборе
инструментов денежно-кредитной
политики.
Независимость в установлении
целей денежно-кредитной политики представляет
собой теоретическую концепцию самостоятельного
определения целей денежно-кредитной
политики центральным банком. Независимость
в установлении целей подразумевает, что
если конечная цель или группа целей денежно-кредитной
политики четко не указана в законодательстве
страны, то центральный банк должен иметь
возможность самостоятельно устанавливать
цели своей деятельности.
Операционная независимость
означает, что центральный банк сам определяет
перечень своих промежуточных и операционных
задач, на которые он будет ориентироваться
для достижения конечных целей денежно-кредитной
политики. Можно предположить, что наделение
центрального банка как правом независимого
установления целей денежно-кредитной
политики, так и операционной независимостью
будет способствовать сужению возможностей
склонного к проинфляционной политике
правительства влиять на денежно-кредитную
политику.
Независимость инструментов
денежно-кредитной политики предполагает
полную независимость ЦБ в выборе инструментов
своей политики для достижения поставленных
целей. Она означает заключение своеобразного
соглашения между правительством (принципалом)
и центральным банком (агентом) о делегировании
органам денежно-кредитного регулирования
полномочий по принятию оперативных решений
в области денежно-кредитной политики.
Экономисты, которые рассматривали
независимость центральных банков, например,
Грилли (Grilli, 1991), ввели понятие политической
независимости центрального банка, под
которой понимается прежде всего независимая
от правительства процедура назначения
руководства центрального банка, а также
автономное функционирование его менеджеров.
В свою очередь, экономическая независимость
определяется наличием возможности кредитования
центральным банком правительства и вовлеченностью
денежных властей в надзор за коммерческими
банками. Заметим, что правовой статус
ЦБ является только одним из элементов,
определяющих его формальную независимость.
Многие законы о центральных банках несовершенны
и оставляют широкое поле для толкования,
которое подчас может быть весьма произвольным.
В результате такие факторы,
как традиции или персональные качества
управляющего и других должностных лиц
ЦБ, могут в значительной степени определять
реальный уровень его независимости. Даже
в том случае, если законодательство о
центральном банке является достаточно
подробным, практика может ему не соответствовать.
Например, в Аргентине в соответствии
с законодательством срок полномочий
председателя ЦБ равен четырем годам,
но при этом существует традиция, согласно
которой управляющий ЦБ уходит в отставку,
когда происходит смена всего правительства
либо только министра финансов.