Проблемы независимости центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:10, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблем независимости центральных банков.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и функции центрального банка
2. Исследовать центральный банк и его место в банковской системе
3. Определить принцип независимости центральных банков
4. Изучить возникновение центральных банков
5. Проанализировать проблемы независимости центральных банков

Файлы: 1 файл

dengi_kredit_banki.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

Вопросы, связанные с оценкой независимости центрального банка и анализом соотношения ее уровня с макроэкономическими показателями страны, достаточно подробно изучены в научной экономической литературе последнего десятилетия XX и начала XXI в. В основе таких исследований, как правило, лежит следующий типовой алгоритм:

1. Выделение набора переменных, описывающих факторы независимости  ЦБ.

2. Определение перечня  стран, центральные банки которых  подлежат описанию на основе  принятой системы переменных, а  также временного

горизонта оценки.

3. На основе полученного  описания ранжирование центральных  банков по степени их независимости.

4. Сопоставление рангового  списка центральных банков с  макроэкономической статистикой  стран, где они функционируют, для  определения взаимного влияния  степени независимости центральных  банков и макроэкономических  показателей.

Как правило, различные способы оценки независимости центральных банков сводятся к анализу следующих характеристик органов денежно-кредитного регулирования:

-процедура назначения  на должность, увольнения с должности  председателя ЦБ;

-срок полномочий управляющего  центральным банком (председателя);

-участие центрального  банка в финансировании бюджетного  дефицита и технология разрешения  конфликтов между центральным  банком и исполнительной властью  в вопросах денежно-кредитной  политики;

-задачи центрального  банка;

-ограничение полномочий  центрального банка по кредитованию  государственного сектора (ограничения  объемов, сроков платежей по долговым  обязательствам, процентных ставок  и условий предоставления центральным  банком кредитов государственному  сектору).

Основным способом описания уровня независимости ЦБ являются так называемые индексы независимости, которые позволяют сравнивать органы денежно-кредитного регулирования различных стран по степени независимости. На основе приведенной выше классификации Алесина создал первый индекс независимости центрального банка (см. Alesina, 1988). В его состав входят переменные, описывающие независимость руководства центрального банка от правительства. Подобные индексы носят название «правовых» или «юридических» индексов независимости центрального банка, так как оценка их компонент проводится на основе анализа законодательства о центральном банке.

С середины 1990-х годов большое распространение получили также индекс Цукермана, GMT-индекс и индекс Эйффингера–Шалинга. Индекс Цукермана включает 16 переменных, отвечающих за определенные критерии независимости, объединенные в четыре группы: кадровая автономия, разработка денежно-кредитной политики, ее цели и ограничения на финансирование государственного бюджета. Каждая из 16 переменных может принимать значение от нуля (минимальный уровень независимости ЦБ) до единицы (максимальный уровень независимости). Конкретное значение определяется по таблице, построенной авторами. В соответствии с ней переменные принимают различные значения, определяемые тем, насколько центральный банк независим по данному критерию. GMT-индекс включает две компоненты, отражающие политическую и экономическую независимость центрального банка. Каждая из компонент, также представляющих собой индекс, состоит из бинарных переменных, которые могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Таким образом, данный совокупный индекс независимости центрального банка представляет собой невзвешенную балльную систему. В настоящее время GMT-индекс является одним из наиболее используемых для оценки независимости ЦБ, поскольку для его расчета чаще всего имеется необходимая информация.

Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:

1) глава ЦБ назначается  без вмешательства правительства;

2) глава ЦБ назначается  на срок больший, чем 5 лет;

3) совет директоров ЦБ  назначается без участия правительства;

4) совет директоров ЦБ  руководит банком более 5 лет;

5) нет необходимости в  обязательном присутствии представителей  правительства в совете директоров  банка;

6) отсутствие необходимости  в одобрении правительством решений  в области денежно-кредитной политики;

7) центральный банк по  закону обязан стремиться к  стабильности цен как одной  из приоритетных целей;

8) имеются законодательные  нормы, усиливающие позиции центрального  банка в случае конфликта с  правительством.

Экономическая независимость ЦБ в рамках GMT-индекса определяется оценкой операционной независимости центрального банка и основывается на следующих критериях:

1) не существует автоматической  процедуры выдачи кредитов правительству;

2) если имеется возможность  выдачи кредита правительству, то  правительство может получить  его лишь по рыночной ставке;

3) кредиты правительству  выдаются на определенный срок;

4) кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;

5) центральный банк не  является участником первичного  рынка государственного долга;

6) ЦБ самостоятельно устанавливает  собственные процентные ставки (без  согласования с правительством);

7) центральный банк не  несет ответственности за надзор  за банковским сектором (в этом  случае ЦБ присваивает в рамках  расчета GMT-

индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом

государственной власти (присваивается 1 балл).

Индекс Эйффингера–Шалинга учитывает три фактора: независимость в определении ЦБ денежно-кредитной политики, присутствие представителей правительства в органах управления центральным банком и доля членов органов управления ЦБ, назначаемых правительством. Данный индекс принимает целочисленные значения от 1 до 5 в зависимости от того, сколько условий выполняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение показало, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.

Также в ходе исследований было выявлено, что все рассмотренные функции в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. Однако в настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.

В ходе изучения было выявлено, что в самом общем виде независимость Центрального банка определяется законодательными актами, регламентирующими “кодекс поведения банка”, характер его подчинения и способы разрешения конфликтов между исполнительной властью и Центральным банком, затрагивающих цели и инструменты кредитно-денежной политики; степенью участия Центрального банка в финансировании государственного бюджета, процедурой смены руководителей Центрального банка, качеством и независимостью его аналитического отдела, чисто личными качествами руководителя Центрального банка.

Однако Центральный банк не может быть абсолютно независимым. В той или иной форме он должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «О  Центральном банке Российской  Федерации ( Банке России)». – М.: Издательство «Омега-Л»,2012-34с.

2. Балабанов И.Т Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Белоглазова, Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. Учебник./ Г.Н. Белоглазова. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Белотелова,  Н.П. Деньги. Кредит. Банки. Учебник/ Н.П. Белотелова. – М.:  Дашков и К. 2011.

6. Казанская А. Ю Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям / Электронное издание. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. — 202 с.

7. Лаврушин О.И Деньги, кредит, банки.  Под ред. Лаврушина О.И.

6-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2007. — 560 с.

10.Трунин Павел Вячеславович. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М.. -М. : ИЭПП, 2010. - 76 с. : ил. - (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 133P).

11. Ахметчина А.В. Независимость центрального банка в системе факторов долгосрочного экономического роста/ А.В. Ахметчина//Экономические науки-2011 №1 с 280-283

12. Тематический доклад  SIEMS Институт исследования быстрорастущих рынков СКОЛКОВО «Независимость центральных банков и глобальный финансовый обвал: Взгляд из стран с формирующимся рынком» 2010.

13.Центральный банк (www.wikipedia.org)

14.Центральные банки:такие разные и такие одинаковые (www.bankir.ru)

15.Правовой статус и функции Банка России (www.cbr.ru)

16.Центральные банки теряют независимость,2013(www.vestifinance.ru)

 


Информация о работе Проблемы независимости центральных банков