Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:06, дипломная работа
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
В нашей стране первые шаги по внедрению системы пластиковых карточек в оборот были сделаны в марте 1988 года, когда в Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий ВАО "Интурист" и международной организацией VISА Intarnational для стран Европы, Среднего Востока и Африки, тогда и получили советские граждане возможность пользоваться кредитными карточками.
Известно, что с конца 1960-х годов в нашей стране кредитные карточки использовались только иностранными туристы в качестве средства платежа. В 1988-1989 гг Сбербанком СССР совместно с заинтересованными ведомствами была разработана концепция безналичных расчетов за товары и услуги на основе пластиковых карт.
В настоящее время кредитные карточки выпускаются для граждан Кыргызстана, а также иностранцев, проживающих в нашей стране, что привело к бурному развитию данной сферы банковских услуг в последние годы. Чем же это объясняется? Отвечая на этот вопрос, следует выделить три основных фактора.
Во-первых, это объясняется особенностями
межбанковской конкуренции в
нашей стране. Финансовый рынок Кыргызстана
еще не недостаточно насыщен, обладает
большим потенциалом для
Во-вторых, обслуживая данный круг клиентуры,
кыргызские банки сталкиваются с
необходимостью восстанавливать связи
и производить расчеты через
зарубежные банки, придерживаться стандартов
принятых в мировой банковской практике
в целях интеграции с мировой
банковской системой. Однако, для того,
чтобы стать партнером
В-третьих, анализируя опыт развития денежно-кредитной сферы на Западе можно сделать вывод, что в перспективе и наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмента денежного обращения.
В то же время следует иметь в виду, что пластиковые карточки международных систем предполагают наличие валютных средств, следовательно, в Кыргызстане потенциальными их обладателями может стать ограниченное число лиц. Реальных же владельцев международных карточек еще меньше, поскольку банки требуют наличия довольно значительного остатка средств на счете, а в случае с кредитными картами - еще и крупного страхового депозита в иностранной валюте. Немногие могут позволить себе "заморозить" под минимальный процент несколько тысяч долларов.
Трудности, связанные с внедрением
пластиковых карт международных
платежных систем, а также реальная
потребность в развитии безбумажных
технологий в Кыргызстане требует
от кыргызских банков развивать рынок
собственных карточек на более массового
потребителя. Современные пластиковые
карточки можно определить как дебетные,
предназначенные для получения
наличных денежных средств в банкоматах
и для оплаты покупок в пока
еще небольшом числе
Существует несколько видов карточек, предлагаемых своим клиентам кредитной системой:
1. Револьверная карточка предоставляет револьверный (возобновляемый по мере погашения) кредит. Выдается под имущественный или денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза. Срок действия карточки совпадает со сроком залога.
2. Желтая карточка представляет неревольверный кредит с 15 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования а 5 раз сроком на 1 год, или в 4 раза сроком на 1,5 года.
3. Серебренная карточка представляет неревольверный кредит с 30 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 4 раза, сроком на 2 года или в 3 раза, сроком на 3 года.
4. Золотая карточка представляет неревольверный кредит с 50 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 5 лет или в 2 раза, сроком на 7,5 лет.
5. Платиновая карточка представляет неревольверный кредит с 90 процентной скидкой. Для ее приобретения необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 10 лет.
Право на приобретение индивидуальных карточек имеют только частные лица, причем обязательным условием для получения карточки является внесение имущественного или денежного залога в сомах или твердой валюте, величина которой зависит от выбранного клиентом лимита кредитования и типа карточки.
Обладание карточкой позволяет осуществлять оплату счетов за покупки в кредит (в рассрочку), оплату счетов за покупки в сомах независимо от места совершения покупок, оплату товаров различных магазинов, услуг, гостиниц, авиакомпаний, ресторанов, туристических агентств, проката автомобилей, заправочных станций, медицинского обслуживания, оплату товаров по зарубежным каталогам посылочной торговли и других услуг в любой валюте - в СНГ и более чем 30 странах мира.
Подводя итого рассмотрения развития кыргыэского рынка пластиковых карт, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, следует отметить, что
рынок банковских услуг претерпевает
серьезные изменения и в
Во-вторых, важной особенностью кыргызского рынка пластиковых карт является тот факт, что основными элементами платежей являются банковские карточки. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. Результатом же острой конкурентной борьбы является снижение стоимости карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карточек.
В-четвертых, кыргызские банки-эмитенты
пластиковых карт в большинстве
своем выпускают в обращение
дебетовые карточки, в связи с
особенностями экономической
В-пятых, большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, вследствие относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание не менее дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этик карт.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что внедрение кредитных и других пластиковых карточек в Кыргызстане следует развивать на основе серьезного анализа практики использования карточек за рубежом, их преимуществ и недостатков.
Банкомат, как элемент электронной системы платежей.
Банкоматы (АТМ – Automated Teller Machine) - это многофункциональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые последним поколением магнитных карточек. Первые АТМ появились в конце 1960-х годов. Большинство первых автоматов выдавали лишь небольшие суммы наличных денег. В конце 1960 - начале 1970 годов наблюдались большие трудности с использованием кассовых автоматов. В результате большинство клиентов предпочитали выполнять свои операции традиционным способом непосредственно в банк.
В конце 1970 начале 1980-х годов увеличилось число кассовых автоматов, было улучшено их расположение и. повышена надежность. Все это не замедлило сказаться на увеличении числа пользователей. Возросли также объемы услуг, выполняемых кассовыми автоматами. И в банковской практике появился термин АТМ, означающий кассовый автомат, который выполняет несколько различных операций.
Начало бурного развития банкоматов относится к 1980-м годам. В настоящее время они представляют собой наиболее быстро и успешно развивающуюся форму электронных банковских услуг населению. Существуют банкоматы разных поколений и классов, в том числе автономные банкоматы; АТМ, подключенные к центральному компьютеру банка и являющиеся элементами компьютерной банковской системы; универсальные и специализированные банкоматы.
Банкоматы управляются при помощи
последнего поколения магнитных
пластиковых карточек. На магнитной
полосе карточки "записана" информация
о финансовом положении ее владельца.
Вставив карточку в АТМ, она набирает
свой персональный номер и тем
самым, подключает банкомат к электронной
системе расчетов для проведения
на банковском счете клиента. "Считав"
информацию с карточки, ЭВМ "находит"
счет клиента и может осуществить,
например, следующие операции: выдать
наличные денежные средства со счета
клиента или принять наличные
или чек клиента в депозиты
сообщить баланс счета клиент может
заказать чековую книжку или отчет
о движении средств на счете за
определенный период (если банк располагает
информацией о получателе средств);
выполнять периодические
Использование банкоматов для выполнения простых. банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяя им сосредоточится на оказании более специализированных видов услуг, и дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на предоставление услуг населению.
В будущем предполагается увеличить
время работы до 24 часов в сутки,
осуществлять меры по развитию сети АТМ.
Но чтобы полнее реализовать потенциал
банкоматов, банк должен увязать услуги,
предоставляемые АТМ с
4. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В связи с переходом к рыночной модели экономики, началом функционирования двухуровневой банковской системы в нашей стране со всей остротой встает вопрос взаимоотношений, взаимодействия банковских учреждений. Развитие банковской системы как с точки зрения количественных (рост числа кредитных институтов, банков), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирования банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банков преимущественно экономическими. Особое значение в этой связи приобретает опыт индустриально развитых стран Запада в области организации таких отношений, их формализации и непосредственного применения в банковском деле.
Опыт комплексного обслуживания клиентов
постепенно внедряется отечественными
коммерческими банками, которые
начинают выполнять новые услуги
(трастовые, консультационные, лизинговые,
факторинговые, валютные, поручительские
и прочие), удовлетворяя все более
сложные потребности клиентов. Такой
подход повышает их конкурентоспособность
в привлечении кредитные
Создание и развитие системы
коммерческих банков на новой основе
позволило ослабить монополизм в
банковском деле, зародить конкуренцию,
а также явилось первым шагом
к организации денежного рынка.
Коммерческие банки самостоятельно
стали устанавливать процентные
ставки по привлекаемым средствам и
кредитам, работать рентабельность. Созданные
банки отличаются большим разнообразием
методов ведения дела. Коммерциализация
банковской системы резко снижает
опасность ее бюрократизации, содействует
оперативному решению вопросов. Коммерческие
банки в своей деятельности ориентируются
на необходимость получения
Информация о работе Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения