Проблемы современного российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

До сих пор не решена проблема законодательного регулирования рынка ценных бумаг. Параллельное регулирование рынка ценных бумаг сразу несколькими органами при отсутствии норм высшей юридической силы, по сравнению с нормами этих органов зачастую влечет за собой противоречивость регулирования рынка ценных бумаг. Кроме того, в действующих нормативных документах существует большое количество пробелов правового регулирования, восполнить которые при отсутствии законодательных актов весьма проблематично.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка ценных бумаг
Понятие и классификация рынка ценных бумаг
Функции и значение рынка ценных бумаг
Основные участники рынка ценных бумаг
2. Проблемы современного российского рынка ценных бумаг
2.1. Процесс формирования российского рынка ценных бумаг
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
2.3 Влияние финансового кризиса на рынок ценных бумаг
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности на рынке ценных бумаг
3.3 Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности а финансовом рынке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

Второй по важности нормативный  акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“. В нём, в частности, определено, что  аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ. Первый такой аукцион был проведен в  мае 1993 г. Таким образом, ГКО объективно пополнили российский рынок ценных бумаг, адаптировав и развив его  новый сегмент, связанный с мобилизацией крупных денежных средств для  государства. [11]

Третий нормативный акт  “Положение об обслуживании и обращении  выпусков ГКО” устанавливает, что обращение  облигаций может происходить  только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности  на облигации от одного владельца  к другому наступает в момент перевода их на счёт “репо” их нового владельца.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для  финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В 1993 году осуществление эмиссии государственных  облигаций позволило перечислить  на счёт Минфина РФ чистую выручку  в размере более 110 млрд. рублей. Удельный вес привлеченных в государственный бюджет страны средств в объеме эмиссии ГКО составил за 1996 г.- 3,2%, а за 1997 г.- 6,1%. Оборот российских государственных облигаций в 1997 г. только на вторичном рынке превысил 1100 трлн. Руб. Объем выручки от реализации за 1996г. составил 297,3 трлн. Руб., за 1997 г.- 386,5 трлн. руб.

Центральный Банк РФ, обеспечивая  организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно  участвует в работе рынка ГКО  в качестве дилера через Главное  управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные  банки. Практически Центральный  Банк РФ открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность  оказывать целенаправленное воздействие  на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём  и вокруг него. При этом Центральный  Банк РФ не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка  ГКО, поскольку сохранение этих характеристик  на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность  рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует  только в той степени, в какой  это необходимо для стабильного  бесперебойного функционирования и  развития рынка ГКО.

Таким образом, до появления  краткосрочных облигаций (ГКО) рынок  государственных ценных бумаг находился  в зачаточном состоянии. Именно эти  ценные бумаги дали толчок развитию государственных  ценных бумаг. Хотя изначально шла речь всего лишь о выпуске долговых обязательств Центрального банка для  управления ликвидностью коммерческих банков, на деле облигациям была отведена роль инструмента государственного заимствования, отнюдь не второстепенного. [18, стр.56]

Быстрый рост рынка породил  и ряд серьезных проблем. По мере наращивания объема заимствований  существенно увеличилась стоимость  обслуживания долга в ГКО для  Минфина. Начиная с октября 1994 года ставка обслуживания облигационного долга  не только догнала стоимость кредитов ЦБ (что произошло впервые за всю  историю рынка), но и начала все  чаще превосходить ее. Переждать общее  ухудшение конъюнктуры денежного  рынка, сократив текущий объем заимствований, Минфин был не в состоянии под  давлением подходящих к погашению  ранее размещенных выпусков - пришлось пойти на увеличение доходности по облигациям и, следственно на удорожание стоимости обслуживания облигационного долга.

В этих условиях стали все  чаще возникать опасения: не слишком  ли сильно раскручивается этот маховик? Насколько обременительными будут  нагрузки на бюджет, когда потребуется  выплачивать привлеченные суммы  с процентами? Не будет ли это  очередной пирамидой? Но правительство  РФ уверяло, что риска здесь нет, и давало 100-процентную гарантию выплатам по ГКО.

Не испытывая практических сложностей по привлечению денежных средств для покрытия бюджетного дефицита, перед Министерством финансов РФ остро встал вопрос о минимизации  стоимости обслуживания государственного долга при выпуске государственных  ценных бумаг и оптимизации (в  данном случае увеличения) среднего срока  государственных заимствований. 3-х  месячные выпуски ГКО, размещаемые  по рыночным ценам, позволяли получать средства, достаточные для погашения  ранних выпусков ГКО и для направления  в бюджет, но с другой стороны, значительно  сокращали средний срок задолженности, создавая угрозу стабильности финансовому  рынку в будущем.

К середине 1995 г. был принят новый долговой инструмент со сроком обращения более одного года - облигации  федерального займа (далее ОФЗ). Подготовка “к запуску” ОФЗ была осуществлена достаточно быстро, поскольку она  основана на технологии рынка ГКО, успешно  функционировавшего к тому времени  уже более двух лет.

ОФЗ, по сравнению с обращающимися  дисконтными ГКО, и твердопроцентными купонными валютными облигациями, являются более сложным инструментом финансового рынка. Быстрая отработка технологии их выпуска, обращения и обслуживания позволила Министерству финансов РФ уже к концу сентября 1995 г. расширить инструментарий финансового рынка путем выпуска схожей с ОФЗ ценной бумаги - облигаций сберегательного займа.

Облигации федерального займа  делятся на: ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купоном, и  ОФЗ-ПД - облигации федерального займа  с постоянным доходом. ОФЗ-ПК выпускаются  в соответствии с Генеральными условиями  выпуска и обращения ОФЗ-ПК, утвержденными  Правительством РФ постановлением от 15 мая 1995 г. № 458. ОФЗ-ПД выпускаются  в соответствии с Генеральными условиями  выпуска и обращения ОФЗ-ПД, утвержденными  Правительством РФ постановлением от 28 июня 1996 г. № 519. [8, 9]

ОФЗ - первые среднесрочные  ценные бумаги, которые появились  в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Внутренний государственный  долг в виде ценных бумаг в мае 1998 г. Составил свыше 700 млрд. Руб. В последний  год этот рынок все более напоминал  финансовую пирамиду. Спад производства, который так и не прекратился  в России, привел к тому, что единственно  возможным способом покрытия внутреннего  государственного долга, сформировавшегося  за счет заимствований посредством  ГКО и ОФЗ, по-прежнему остались лишь новые займы.

Кроме того, результатом  высокой доходности государственных  ценных бумаг (например, в августе 1998 года она достигала почти 300 процентов  годовых), сформировавшейся из-за массового  вывода средств нерезидентов с развивающихся  фондовых рынков в разгар мирового финансового кризиса, стало вымывание  денежных средств из реального сектора, где доходность была несравнимо ниже, а риски несопоставимо выше. Вложения предприятиями собственных оборотных  средств в ГКО и ОФЗ привели  к снижению возможности пополнения бюджета за счет налоговых поступлений. В итоге долг по ГКО и ОФЗ  достиг таких размеров, что финансовых ресурсов, получаемых в результате продажи новых выпусков облигаций, стало едва хватать на выполнение обязательств перед владельцами  уже находящихся в обращении  выпусков.

Достаточно скоро эти  ценные бумаги уже сами стали источником дефицита бюджета. Из-за отсутствия перспектив увеличения финансирования бюджета  за счет налоговых платежей, а также  из-за необходимости обслуживать  значительный внешний долг государство  оказалось перед необходимостью реструктурировать свой внутренний долг. Конвертация части долга  по ГКО и ОФЗ в долгосрочные валютные облигации, предпринятая правительством в середине июля, не решила проблем  обслуживания внутреннего долга. Покрытие его за счет новых эмиссий также  было неприемлемым. Таким образом, прекращение  Россией обращения ГКО и ОФЗ  стало, несмотря на всю непопулярность этой меры, в сущности единственным возможным вариантом действий в сложившейся тупиковой ситуации.

И заявление правительства  от 17 августа 1998 г. о новой экономической  политике, которая предусматривала  расширение границ “валютного коридора”, объявление моратория на погашение  внешних долгов и замораживание  рынка ГКО, стало кульминацией финансового  кризиса. [13]

2.2 Проблемы развития рынка  ценных бумаг в России

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют  старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и, несмотря на определенное движение, вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа  и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того, инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи, с чем  рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных  связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

Главными проблемами развития рынка ценных бумаг в России являются: экономические, организационные, законодательные, кадровые и методологические.

К экономическим проблемам  рынка относятся:

- отсутствие крупных инвестиций  в организации, занимающиеся деятельностью  на рынке ценных бумаг;

- высокая степень всех  рисков, связанных с ценными бумагами - политических, валютных, рыночных, законодательных,

- нестабильность в движении  курсов ценных бумаг;

- инвестиционный кризис.

Надежда на то, что после  президентских выборов в Россию хлынет мощный поток зарубежных инвестиций, пока не оправдалась. Наблюдается острая нехватка инвестиционных ресурсов на рынке, нежелание инвесторов (как  внутренних, так и внешних) вкладывать средства в промышленность (реальный сектор). Низкая активность частных  отечественных инвесторов на рынке  ценных бумаг связана с недоверием к нему, а также с тем, что реальные доходы населения не растут.

- достаточно высокий уровень  инфляции, поедающий прибыль от  работы на рынке ценных бумаг;

- налоговый пресс, который  приводит к невыгодности инвестирования  в предприятия, т.к. большая  часть прибыли забирается государством, региональными и местными органами  власти.

К организационным проблемам  рынка относятся:

- раздробленная система  государственного регулирования  рынка (7-8 органов государства  воздействуют на рынок и регулируют  его, но при этом отсутствует  действенная система надзора  за его профессиональными участниками);

- отсутствие у государства  долгосрочной политики формирования  данного рынка;

- отсутствие обученного  персонала, крупных с длительным  опытом работы инвестиционных  институтов, заслуживших общественное  доверие;

- агрессивность, острая  конкуренция на рынке при отсутствии  традиций деловой рыночной этики;

- отсутствие развитой  инфраструктуры рынка и слабым  информационным обеспечением;

- высокий уровень коррупции;

- отсутствие открытого  доступа к макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг,

- отсутствие подразделений  по регистрации выпусков ценных  бумаг в каждом субъекте РФ;

- большие издержки, которые  несут малые и средние компании, прибегая к выпуску ценных  бумаг.

Проблемы законодательного плана:

- чересчур строгая регламентация  деятельности участников рынка  в виде повального лицензирования  всех видов деятельности. Такое  требование к профессиональным  участникам рынка ценных бумаг,  с одной стороны, безусловно, имеет  целью защитить рынок от недобросовестных участников, с другой стороны, рынок ценных бумаг слабо развивается, т.к. не все организации могут преодолеть такую преграду, как лицензирование, это затратно по времени и по деньгам;

- отсутствие достаточной  и согласованной правовой базы  совершения сделок купли-продажи.

Кадровые проблемы предопределены малым сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг [8].

Можно также выделить следующие  ключевые проблемы развития фондового  рынка:

- развитие инфраструктуры  фондового рынка - возрождение  фондовых бирж и создание организованных  внебиржевых систем торговли, создание  расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной  открытости рынка, увеличение  его прозрачности;

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых  материальных фактов, возникающих в  деятельности эмитентов, т.к. они могут  существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых  рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов  и ценных бумаг,

в) широкая публикация и  независимое обсуждение макро- и  микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы  показателей для анализа рынка  ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных  инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

Информация о работе Проблемы современного российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития