Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение факторинговых и форфейтинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - рассмотреть экономическую сущность и виды факторинга и форфейтинга; - изучить анализ факторинга во внешнеэкономической деятельности; - проанализировать рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России, а также расмомотреть проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России.
Объектом исследования в курсовой работе являются факторинг и форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в России и проблемы его развития на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………….....2
1.Факторинг и форфейтинг
1.1 Сущность и виды факторинга ………………………………………….3
1.2 Особенности и виды форфейтинга……………………………………..6
1.3 Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга………….9
2. Мировой опыт факторинга и форфейтинга
2.1 Факторинг во внешнеэкономической деятельности…………………...11
2.2 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг России……………..17
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России…………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………...........24
Список литературы……………………………………………………………..25
Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2012 года показал ООО ВТБ факторинг и ГПБ (ОАО) (совместно с ООО «ГПБ-факторинг»). Те Факторы, которые показали прирост объемов уступленных требований существенно выше рынка, пошли либо по пути принятия повышенных рисков, либо – ценовой конкуренции, либо нарастили региональный портфель (низкая конкуренция в регионах позволяет нарастить высокомаржинальный портфель не в ущерб его качеству).
Первое место
оставил за собой Промсвязьбанк,
но в случае объединения бизнеса
ВТБ факторинг и
По итогам первого полугодия 2012 года Промсвязьбанк показал существенно меньшие темпы прироста объемов уступленных требований,
18
нежели среднерыночные 80%. В результате доля лидера рынка сократиласьна 8 п.п. и составила 20% (по объему уступленных требований), что и показано на рисунке 5. Доля ООО ВТБ факторинг в первом полугодии 2012 года достигла 11,4%.
Рисунок 5 - Доля лидера рынка по объему уступленных требований,
по итогам первого полугодия 2012 года
Законодательные нововведения, призванные оградить алкогольный рынок от «серых» схем, привели к потере этого рынка для факторинга. Одна из норм обновленного в середине 2011 года закона «О регулировании алкогольного рынка» запрещает использовать факторинг для оплаты поставок. По итогам первого полугодия 2012 года наибольшая доля оптовой торговли алкогольными напитками в отраслевой структуре объемов уступленных требований у РФК (18,0%) и ООО«Факторинг ДВ» (14,8%). Поэтому, именно эти Факторы могут сильнее остальных потерять от законодательных нововведений. В абсолютных значениях наиболее высокий объем уступленных требований предприятий оптовой торговли приходится
19
на ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «АЛЬФА-БАНК»и ООО«БСЖВ Факторинг»
Что касается форфейтинговых операций, то до сегодняшнего дня форфейтинг в России не получил широкого распространения в виду того, что финансовые операции такого рода стали известны представителям российского бизнеса совсем недавно. Западные компании уже достаточно давно пользуются данной услугой, которая представляет собой финансовые операции, связанные с продажами в кредит.
В сентябре 2008 года атмосфера на рынке форфейтинга была непростая, но все же вселяла надежду. Последствия летней суматохи на рынке subprime обернулись глобальным кризисом ликвидности. Форфейторы надеялись воспользоваться преимуществами, которые сулил кризис: начал увеличиваться маржинальный доход после длительного падения в последние годы. Он поднялся до такого уровня, который до недавнего времени казался нереалистичным.
Стоит отметить, что в системе финансирования мировой торговли форфейтинг занимает почетное место. В общем объеме расчетов по экспортно-импортным операциям его доля неуклонно повышается. Достаточно сказать, что для проведения исключительно форфейтинговых сделок созданы специализированные банки, действующие в рамках крупных банковских холдингов. Широко известны форфейтинговые банки в составе CreditSwissHolding и SwissBankCorp. (Швейцария). Есть такие банки в Великобритании, Франции, США и других странах.
В российских условиях классическая схема форфейтинга выглядит следующим образом. Если российский импортер, заключивший со своим иностранным контрагентом товарный контракт, доказал свою платежеспособность, то он может расплатиться с экспортером векселем, а не деньгами как таковыми, и тем самым избежать предоплаты. Однако этот вексель должен быть авалирован российским банком, имеющим хорошую репутацию на мировом финансовом рынке. Иными словами, российский банк
становится гарантом платежа.
20
Получив авалированный вексель, иностранный экспортер предъявляет его к учету в иностранный банк, подписавший соответствующее соглашение с российским банком. После подтверждения аваля иностранный банк выплачивает экспортеру номинальную сумму векселя за вычетом некоторого дисконта, а по истечении срока действия векселя предъявляет его в российский банк и получает деньги. Российский банк предъявляет вексель российскому импортеру, который оплачивает вексель, и круг замыкается.
Для российского банка форфейтинговые операции интересны, как это ни странно, прежде всего с точки зрения доходности. Не отвлекая средства, он зарабатывает исключительно на консалтинге и предоставлении гарантий (авалировании векселя). Немаловажна и возможность повысить собственный имидж в глазах российских и иностранных партнеров.
Лидером форфейтинга в России стал Внешторгбанк, который начал авалировать векселя импортеров весной этого года. Для получения аваля во Внешторгбанке вексель должен быть выписан в одной из свободноконвертируемых валют или в валюте, «на которую есть спрос на мировом рынке». Номинал векселя и сроки его обращения определяются условиями импортного контракта и согласовываются в каждом конкретном случае. Векселя, авалированные Внешторгбанком, учитывают банки Европы, Северной Америки, Китая, Индии и других странах Азии.
В настоящее
время инициаторами форфейтинга
являются, как правило, российские банки
и, как ни странно, иностранные экспортеры.
Часто именно они предлагают российским
предприятиям - своим давним партнерам
- воспользоваться более
21
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России
На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако ФЗ «О лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям.Всвязи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия
22
законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций не лицензируется .
В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.
Очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география российского импорта. Как правило, в России высоки страновые и другие риски, и западным компаниям очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя в стране с нестабильной экономикой.
Во-вторых, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга.
Еще одним ограничителем форфейтинга служит российское законодательство. Поэтому российские банки могут выступать только в роли агента, но никак не собственно форфейтора. Также оно крайне медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Если следовать ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору.
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег.
Форфейтинг - это
покупка долга, выраженного в
оборотном документе, у кредитора
на безоборотной основе. Это означает,
что покупатель долга (форфейтер) принимает
на себя обязательство об отказе - форфейтинге
- от обращения регрессивного
В РФ вторичного рынка форфейтинга пока не существует. Банки не готовы принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран не могут выдержать конкуренцию по ставкам.
Однако факторинговый рынок в России с каждым годом набирает обороты и в середине 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого.
Если сравнить оба вида кредитования, то необходимо отметить, что факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Форфейтинг же наиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.
24
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст (части первая, вторая и третья) // Правовая информация - Гарант
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст (части первая, вторая) // Правовая информация - Гарант
3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988): Федеральный Закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г., N 16-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2008.- № 32.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) // Правовая информация - Консультант плюс
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ред. от 21 ноября 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс
6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. 4 мая 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс
7. Банковское дело: учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2010. – 456 с.
8. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 147 с.
9. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики: учебник. / Ю.В. Головин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 246 с.
10. Ростовский
Ю. М. Внешнеэкономическая
11. Хромов М.Ю.
Дебиторка. Возврат,
12. Адамова К.Р.
Факторинговые операции
13. Дякин Д. Факторинг на службе бизнеса // Управление компанией, 2009. - № 6. - С. 24-27
14. Курышев Д.В.,
Стешина М.О. Форфейтинг –
Информация о работе Прочие кредитные операции: факторинг и форфейтинг