Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:51, контрольная работа
В данной работе рассмотрены следующие вопросы: виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; сфера деятельности брокерских фирм, система взаимодействия между брокером и клиентом; характеристика дилерских фирм.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг …… 4
2. Сфера деятельности брокерских фирм, система взаимодействия между брокером и клиентом …..……………………………………………….. 7
3. Характеристика дилерских фирм………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………18
Задача ……………………………………………………………………… 19
Список литературы ………………………………………………………. 20
3) суть договора:
- если брокер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от имени и за счет клиента, то обязанным по договору становится клиент, а сам договор агентирования уподобляется договору поручения;
- если брокер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за счет клиента, то обязанным по договору становится сам брокер, а договор агентирования уподобляется договору комиссии.
Таким образом, договор агентирования представляет собой комбинацию в одном договоре сразу двух договоров – поручения и комиссии, поэтому в зависимости от характера взаимоотношений между брокером и клиентом на него распространяются нормы то первого, то второго вида договора.
Основные этапы взаимодействия брокера с клиентом на рынке.
Этапы взаимодействия брокера с клиентом включают:
1) установление контакта брокера с клиентом и заключение брокерского договора между ними;
2) оказание клиенту брокерских услуг, прежде всего, по купле-продаже ценных бумаг в интересах клиента;
3) прекращение отношений между клиентом и брокером по тем или иным основаниям (завершение операции, заключение договора клиента с другим брокером и т.п.).
Центральное место во взаимоотношениях между брокером и клиентом занимают отношения, которые проявляются в процессе выполнения брокером поручений клиента на покупку или продажу ценных бумаг на рынке. Конкретный характер этих отношений сильно различается в зависимости от вида проводимых операций, рынков, условий, которые ставит клиент перед брокером, и т.п. В этом смысле можно сказать, что каждая операция на рынке всегда индивидуальна и специфична. Однако при всех различиях можно выделить группы действий, которые совершает брокер для клиента, как правило, во всех случаях.
Наиболее типичные и часто повторяющиеся отношения между брокером и его клиентом в процессе осуществления сделок с ценными бумагами представлены на рис. 3[6, с.216].
Рис. 3. Отношения между брокером и клиентом при купле-продаже ценной бумаги.
Биржевая торговля базируется на специальных распоряжениях, или биржевых приказах, трех типов.
Рыночный приказ – приказ на покупку и продажу определенного количества акций по наиболее выгодной цене, т.е. покупку по низкой цене, а продажу по более высокой.
Лимитный приказ – приказ на покупку и продажу акций по специально оговоренной цене и на более выгодных условиях.
Буферный приказ – стоп-приказ, или распоряжение, купить или продать акции, когда их цена достигнет оговоренной [2, с.153]..
В своей деятельности на бирже брокеры кроме приказов руководствуются также оговорками:
«Право брокера действовать по своему усмотрению» – дополнительное положение в приказе, дающее право брокеру исполнить контракт немедленно или отложить его исполнение до возникновения более благоприятной конъюнктуры. При этом брокер не несет ответственности за неисполнение приказа в оговоренные в поручении ориентировочные сроки или по установленной в нем ориентировочной цене. Такая оговорка в приказе часто используется при осуществлении операций с крупными партиями ценных бумаг.
«Исполнить или отменить» – приказ должен быть исполнен немедленно в полном объеме или отменен.
«Исполнить немедленно или отменить» – приказ может быть выполнен частично, а неиспользованная часть аннулирована.
«Только в полном объеме» – оговорка, включаемая в приказ на осуществление операций с крупными партиями акций, согласно которой приказ должен быть исполнен в полном объеме или аннулирован, но в отличие от двух предыдущих оговорок, в ней не подразумевается его незамедлительное исполнение.
«В момент открытия. В момент закрытия» – приказ должен быть исполнен в числе первых (или в числе последних) после открытия (или перед закрытием) биржи.
«Цену не снижать. Цену не повышать» – цена, указанная в приказе, ни в коем случае не должна корректироваться в случае дробления акций или при иных непредвиденных обстоятельствах [9].
Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам» [1].
Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т. е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.
Следовательно, необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств.
По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством [5 , с.218].
Маркет-мейкер – это дилер, который как бы отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, поскольку:
• общее их число огромно и не может быть охвачено никаким отдельным участников рынка;
• дилер выступает как специалист рынка данной ценной бумаги, и поэтому он лучше всех других участников рынка может отслеживать динамику ее рыночной цены.
Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана [1].
Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, располагающие солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в «рабочем» состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный «портфель»), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка «избыточное» количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.
Дилеры работают на рынке с любыми его участниками, но все же чаще они контактируют с брокерами, а не непосредственно с самими клиентами (инвесторами). Прямой контракту клиентов с дилерами имеется обычно в случае осуществления крупных (больших по объему) сделок с курируемой дилером ценной бумагой.
В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из разницы между продаваемыми им бумагами и ценой их покупки у других участников рынка.
Основные функции дилера. Дилерская деятельность представляет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важнейшим функциям относятся:
• функции, которые выполняет
брокер на рынке ценных бумаг, включая
функции финансового
• организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство).
Вторая из указанных функций составляет основное содержание дилерской деятельности и в свою очередь включает целый ряд действий на рынке. В частности:
• объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе;
• обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа;
• установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;
• установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены.
Обязанности дилера на рынке. Так как дилер непосредственно находится на рынке, точнее, представляет сам рынок, то он обладает совершенно неоспоримыми преимуществами перед любыми другими участниками рынка, перед всеми его клиентами. В связи с этим к дилеру предъявляются требования, которые он должен неукоснительно соблюдать. Так, он должен:
• всегда действовать в интересах своего клиента (независимо от его вида);
• в первоочередном порядке исполнять приказы клиента по отношению к своим собственным;
• обеспечивать клиентам наилучшие условия по уровню цен, срокам исполнения и размерам сделок и т.п.;
• своевременно доводить до участников рынка рыночную информацию по курируемым ценным бумагам и не искажать эту информацию;
• не понуждать клиентов к совершению сделок;
• не манипулировать ценами и т.п. [6, с. 223]
Основные различия между дилерской и брокерской деятельностью. На рынке ценных бумаг брокерская и дилерская виды деятельности различаются последующим характеристикам, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1
Различия между дилерской и брокерской деятельностью
на рынке ценных бумаг
Заключение
В каждой стране круг участников рынка ценных бумаг, а также условия их участия в работе рынка ценных бумаг определяется государством. Государственное законодательство в этой сфере отражает специфику состояния производства и финансов страны и в случае экономического кризиса претерпевает изменения.
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь» часто лежит вне ценных бумаг. Вторую группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех участников фондового рынка. Всю совокупность этих организаций еще именуют «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы и др.
В России функционирование рынка ценных бумаг и состав его участников определены, прежде всего, федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.
В последние годы в России число профессионалов рынка ценных бумаг значительно возросло, но только их взаимодействие может обеспечить стабилизацию рынка и повысить ликвидность ценных бумаг.
Задача
Определить чистую стоимость активов акционерной компании, приходящуюся на акцию, если сумма активов компании составляет 920 тыс. руб., а сумма задолженности и затрат – 710 тыс. руб., количество выпущенных акций – 3 тыс.
Решение:
Сущность коэффициента чистой стоимости активов на акцию состоит в отражении стоимости всех активов компании, которые потенциально могли бы быть проданы за наличные с распределением денежной выручки между акционерами в соответствии с количеством обыкновенных акций. Другими словами, это акционерный капитал в совокупности с резервами компании, приходящийся на акцию:
А/А= ,
где А/А – чистая стоимость активов на акцию,
Ак – совокупные активы компании,
Д – сумма долгов и издержек,
Ка – количество выпущенных акций [3, с.283].
А/А= = 70 руб.
Ответ: чистая стоимость активов акционерной компании, приходящаяся на одну акцию, равна 70 руб.
Список литературы