Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 00:56, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
- определение причин возникновения проблемных кредитов;
- изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
- определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
- определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.
Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы
Признаками финансового неблагополучия заемщика, с точки зрения кредитного специалиста, являются:
—нецелевое использование кредита;
—падение оборотов по кредиту;
—проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование);
—поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;
—моральное и физическое старение залогового имущества;
—ухудшение финансового
состояния Гаранта или
—задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.
Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:
— провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
—собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
—ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
—проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
—изучить возможность
получения обеспечения в
В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
1. Мероприятия по
—разработка программы изменения
структуры задолженности (пересмотр
графика платежей по возврату ссудной
задолженности и выплате
—работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
—назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
—расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
—увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
—получение дополнительной документации и гарантий и др.
2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:
—реализация обеспечения;
—продажа долга заемщика третьей стороне;
—обращение к Гарантам и Поручителям;
—принятие мер правового характера;
—оформление документов о банкротстве и др.
Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик— Банк» с помощью этой группы мероприятий.
Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка.
Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно.
Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
Наиболее радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.
Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.
Единственное условие, которое
должно быть соблюдено банком-кредитором,
— это предварительное
Следует обратить внимание на зарубежный опыт. Так, в американских коммерческих банках существует целая система, помогающая выявить причины возникновения проблемных кредитов, а также спрогнозировать само их появление. Согласно этой системе к возникновению сомнительных кредитов приводят факторы, зависящие и не зависящие от банка. К первым факторам относятся все аспекты, связанные с кредитным процессом, т.е. с адекватным анализом кредитной заявки, кредитной документации и т.д. К независящим от банка факторам относятся неблагоприятные экономические условия, в которых оказался заемщик, стихийные бедствия. Неблагоприятные экономические условия, воздействующие на производственную деятельность заемщика, американские коммерческие банки конкретизируют следующим образом:
1. Большинство фирменных
крахов - результат плохо
2. Небольшие компании
часто оказываются перед
3. Высокий уровень финансового
коэффициента и коэффициента
текущих расходов. Финансовый коэффициент
отражает отношение внешних
4. Когда компания начинает
неоправданно резко
5. Новые компании сталкиваются
с серьезными проблемами при
выходе на рынок. В
6. Многие небольшие фирмы
не в состоянии прибыльно
Перечисленные факторы, влияющие
на ухудшение хозяйственной
· недавняя финансовая несостоятельность заемщика, расхождения и противоречия в информации о заемщике;
· заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;
· моральные качества руководителя (борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи владельцами компании, частые смены в руководстве, строптивый, неуравновешенный характер руководителя, стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника);
· круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован, ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
· заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы;
· упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям;
· заемщик не представляет четко цель кредита;
· у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;
· отсутствие резервных источников погашения кредита;
· заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения;
· нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
· отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.);
· пересмотр условий
· отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании заемщика от плановых или ожидаемых;
· отклонения в системе учета и контроля заемщика.
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
Потенциальные и реально
существующие проблемные кредиты требуют
применения таких процедур, как их
классификация по степени риска,
создание резервов под них, учет проблемных
кредитов, а также списание кредитов.
Указанные процедуры
Классификация активов. Все
большее число банков классифицируют
кредитные риск по каждому кредиту
в момент его предоставления. Исходная
классификация и рейтинг
Создание резервов. После того как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков.
Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными – это зависит от банковских правил, устанавливаемых органами надзора, а также от налогообложения. В странах, где отсутствуют жесткие нормы классификации активов, банки часто сами устанавливают уровень кредитов, по которым прекращают начисление процентов, размеры резервов по кредитам и убытки. Что приводит к неточным данным в финансовых отчетах, к накоплению неявных убытков и в конце концов к большим финансовым затратам.
Российские банки обязаны
создавать резервы для покрытия
просроченных кредитов. Кроме того,
просроченные кредиты оказывают
отрицательное воздействие на нормативы
ликвидности. Существует компенсирующий
фактор, суть которого состоит в
том, что увеличение резервов на случай
невозврата кредита ведет к уменьшению
прибыли банка, а значит, и к
уменьшению налога на прибыль. Сокращение
расходов наличных средств в период
экономической напряженности
Учет проблемных кредитов. Если заемщик не погашает вовремя основную сумму кредита и проценты, то банк должен решить, стоит ли ему отражать кредит в учете по принципу накопления. В отсутствие смягчающих обстоятельств национальные банки в США в случае, если выплаты просрочены более чем на 90 дней, должны отказаться от принципа накопления, и вся сумма начисленных, но не полученных процентов должна быть списана со счета доходов банка. Если они не сделают этого, то размер их доходов будет завышен. И хотя это требование действует во многих странах, практика от страны к стране сильно различается.
Таблица 1 Классификация кредитной политики при управлении кредитами в США
Классификация |
Подход |
Отдел банков |
Частота |
Частота |
Надежная |
Поддерживать и развивать выгодные отношения |
Деловой отдел |
годовая |
квартальная |
Слабая |
Для компенсации увеличить обеспечение\залог |
Деловой отдел |
полугодовая |
квартальная |
Нестандартная |
Переструктурировать или уйти для восстановления активов банка |
Отдел восстановления кредитов |
квартальная |
месячная |
Сомнительная |
Закрыть кредит, чтобы избежать потерь |
Отдел восстановления кредитов |
квартальная |
месячная |
Потери |
Закрыть кредит, чтобы избежать потерь |
Отдел восстановления кредитов |
квартальная |
месячная |