Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 00:56, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
- определение причин возникновения проблемных кредитов;
- изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
- определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
- определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.
Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы
Какие меры может принять кредитор, чтобы выйти из данной ситуации? Проверить качество, количество и ассортимент передаваемого должником имущества до момента заключения соглашения о реструктуризации долга с привлечением соответствующих экспертов; обеспечить передачу имущества должником до или одновременно с заключением соглашения о реструктуризации долга; получить гарантийные обязательства должника в отношении качества передаваемого имущества (данная мера будет минимизировать риски в случае наличия скрытых дефектов в имуществе). Гарантийные обязательства должника могут обеспечиваться поручительствами и залогом по аналогии с уже предложенными способами минимизации кредитных рисков.
Указанные выше меры также применимы в случае передачи имущества должником в качестве отступного.
Указанные способы минимизации рисков позволят банкам свести к минимуму потери в процессе кредитования и обеспечить приемлемую доходность от этой деятельности. В каждой конкретной сделке могут быть свои особенности, требующие применения иных способов минимизации рисков.
В последнее время банки активно проводят реструктуризацию кредитов, пытаясь таким образом замаскировать реальный объем проблемной задолженности. Тем не менее, треть таких кредитов, по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», погашена не будет. А сами банки допускают, что процент невозврата будет еще выше — вплоть до половины реструктурированных займов. При этом больше всех реструктуризацией увлекаются банки, не входящие в топ-200.
Как отмечается в исследовании агентства «Проблемные активы в банковском секторе: штормовое предупреждение», к концу 210 года доля реальных проблемных активов возрастет до 20-22 %, и только 9-10 % «плохих» кредитов из этого числа окажутся просроченными — все остальные были реструктурированы. По подсчетам экспертов, треть реструктурированных займов сегодня составляют кредиты, по которым в среднесрочной перспективе не будут погашены ни проценты, ни основной долг. Еще около 6-7 % «плохих» долгов проданы коллекторам или переведены на счета небанковских компаний.
Основным способом работы
российских банков с проблемными
кредитами остается реструктуризация,
считают в рейтинговом
Согласно базовому сценарию агентства S&P, доля проблемных кредитов в портфелях российских банков (включают просроченные и реструктурированные) будет снижаться в трехлетней перспективе. К конце этого года она достигнет 36% от портфеля, к концу 2011-го — 24%, к концу 2012 года — 14%.
Несмотря на ожидания снижения доли просроченных и реструктурированных кредитов, S&P считает, что резервы банков будут расти — вместе с долей безвозвратных потерь по кредитам. Потребность в резервировании, которая отражает уровень безвозвратных потерь, согласно базовому сценарию, в этом году будет на уровне 4,7% от кредитного портфеля, а по итогам 2012 года достигнет 8,6%, ожидают аналитики агентства. По сравнению с прошлогодним (14%) нынешний прогноз на 2012 год несколько улучшился.
Невозвратными потерями грозят банкам реструктурированные кредиты, составляющие около двух третей проблемных — реструктуризация была основным способом работы с проблемными кредитами с начала кризиса, отмечает кредитный аналитик S&P Екатерина Трофимова. "Даже после отмены с 1 июля послаблений ЦБ по резервированию просроченных и реструктурированных ссуд практика работы банков не изменится,— считает она.— Просто банки будут иначе отражать реструктуризацию, выдавая новые ссуды на погашение старых".
Банкиры такой способ считают мало выполнимым. "Выдать новую ссуду на погашение старой довольно сложно, так как кредит должен иметь целевое назначение,— говорит первый зампред Судостроительного банка Андрей Егоров.— Если банк укажет в назначении, что кредит дается на погашение старой ссуды, то качество нового кредита будет не лучше старого, по стандартам ЦБ. Если же банк попробует завуалировать назначение кредита, то ЦБ нетрудно будет обнаружить эту цепочку и опять же потребовать дорезервирования, поэтому смысла такая схема не имеет".
Не разделяют участники рынка и оценки рейтинговых агентств относительно роста проблемной задолженности. "Если говорить о проблемных кредитах, которые принято называть NPL и в которые мы включаем ссуды третьей, четвертой и пятой категорий качества по методологии ЦБ, то к концу этого года данный показатель может вырасти до 17-18%",— считает начальник управления стратегического анализа Юникредит банка Валерий Инюшин. По его словам, реструктуризацию банк количественно не оценивает, в отношении безвозвратных потерь вообще сложно что-либо оценивать. "Достаточное количество банков, в том числе государственных, перевели часть своих проблемных кредитов своим же дочерним инвесткомпаниям и ЗПИФам. Какую долю из них считать потерянной, непонятно",— уточняет господин Инюшин. По мнению директора финансового департамента Бинбанка Андрея Хохлова, уровень проблемных кредитов будет "несколько ниже", чем оценивает S&P. Чрезмерно пессимистические оценки рейтинговых агентств господин Хохлов объясняет тем, что в период кризиса в адрес агентств было много нареканий из-за того, что они присваивали необоснованно высокие рейтинги. Сейчас рейтинговые агентства впали в другую крайность, считает он.[6]
Несомненно, порой реструктуризация носит оздоровляющий характер, благодаря ей на предприятиях разработаны программы выхода из кризиса, что улучшило их финансовое положение. Но во многих случаях, реструктуризировав кредит, банки просто отсрочили время его возврата.
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
Collection (от англ. Collect – собирать, взимать, инкассировать) – это профессиональное, технологически отработанное взыскание бесспорной задолженности. Collection направлено на возвращение плохих долгов. Коллекторский бизнес предусматривает не только применение юридических средств (иски, исполнительное производство), но и психологические способы воздействия на должника. При этом коллекторы действуют с соблюдением требований действующего законодательства. Не допускается взыскание долгов с помощью неправомерных действий.
Профессиональные коллекторские агентства появились более 150 лет тому назад в Западной Европе. Расцвет коллекторского бизнеса приходится на 70-е годы ХХ века. Это объясняется возросшей потребностью в таких структурах с ростом кредитной деятельности – ипотеки, выдачи кредитных пластиковых карт и т.д. Внутренние службы по сбору просроченной задолженности (in house debt agencies) американских и европейских банков работали с должниками в течение 60-120 дней, а затем, все неполученные долги передавались коллекторским агентствам.
Коллекторские агентства активно развивались, их число стремительно росло. Если в 70-х годах один банк работал с 3-5 агентствами, то в 80-х годах их было 25-30. В 90-х годах коллекторские агентства стали объединяться и банки также перешли на работу с 4-6 фирмами одновременно. Наряду с этим, при просрочке по кредиту до 180 дней, финансово-кредитные структуры стали работать с должниками сами.
Первые коллекторские агентства появились в США. Сегодня в стране действуют 6500 подобных структур. Отработана устойчивая процедура работы банков с проблемными кредитами. В первый месяц возникновения неплатежа банк действует самостоятельно, звонит задолжнику и просит погасить долг. Если должник быстро откликается на напоминание, то кредитная линия может быть возобновлена. На 30-й день задолженности кредит признается проблемным, на эту сумму начисляют повышенные проценты, штрафы, пени. Если задолжник кредит погасит, то он может быть возобновлен, но это происходит только примерно в 30 процентах случаев.
90-й день - это последний
день, когда банки работают по
проблемному кредиту. На 91-й день
разбираться поручается
На 210-й день долга информация о должнике уже поступает из коллекторского агентства в кредитное бюро. И там заводится на него дело.
В США плата за услуги коллекторских фирм зависит от того, на какой стадии они подключаются к работе с "плохим" кредитом. На ранних этапах досудебных решений агентства берут 20-25 процентов от суммы взимаемого долга, на более поздних, "запущенных" стадиях - 45-50 процентов. Такая разница возникает потому, что несмотря на наличие судебного решения самое главное в работе коллекторского агентства - это не получить постановление суда, а вместе с институтом судебных приставов добиться его исполнения.[7]
В США сегодня самый большой и насыщенный рынок коллекторских услуг. Здесь работают свыше 6300 коллекторских агентств. В Великобритании таких служб значительно меньше – 450-500 компаний. В этих странах коллекторские агентства и компании занимаются возвратом просроченной задолженности населения. На рынке коллекторских услуг в США и Великобритании работают также юридические фирмы, для которых взыскание долгов является дополнительным видом деятельности.
Сегодня в Европе услугами коллекторских агентств пользуется большое число компаний, представляющих почти все отрасли экономики. Например, услуга по управлению дебиторской задолженностью стала столь же естественной, как страхование и лизинг. В Европе создана законодательная база, а практика деятельности коллекторских компаний доказала свою эффективность.
Поэтому за рубежом коллекторские услуги имеют стабильный спрос, а многие компании - долгосрочный опыт сотрудничества с коллекторами. Каждый европейский банк работает с коллекторскими компаниями. В России список таких компаний намного меньше, в основном это банки и другие кредитные организации, страховые, телекоммуникационные, торговые компании и сектор ЖКХ, и отношения все больше развиваются стихийно.
История развития российского рынка коллекторских услуг насчитывает всего лишь около 5 лет, и отношения между банками и коллекторскими компаниями только начинают приобретать определенные черты; формируются единые условия проведения сделок. Коллекторы в России в основном работают с просроченной задолженностью 360 дней и выше. Это - главное отличие в работе российских и иностранных коллекторских компаний, т.е. срок, а также и качество передаваемых на обслуживание портфелей. Соответственно, приходится применять иные методы сбора просроченной задолженности. Важно отметить и недостаточно, с точки зрения законодательства, проработанную схему мер в случае неуплаты долгов и низкую финансовую грамотность населения России.
Число коллекторских агентств в России достигает 1000, но по утверждениям участников рынка, именно на ведущую десятку агентств приходится около 90% всего объема коллекторской деятельности. Первые профессиональные агентства появились в нашей стране в 2003-2006 гг., когда особенно бурно началось кредитование физических лиц.
Российский сollection был создан топ-менеджерами крупнейших российских банков для решения вопросов проблемной задолженности. Это давало возможность списывать на балансы коллекторских агентств портфели проблемных долгов. Поначалу такие коллекторские агентства работали только с долгами своих банков. Затем увеличение спроса на услуги коллекторов значительно расширило сферу их деятельности.
В настоящее время существует уже достаточно количество коллекторских агентств для того, чтобы образовались две отраслевых ассоциации. Крупные агентства, как правило, вступают в Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА), которая в свою очередь является членом международной Федерации Национальных Коллекторских Ассоциаций. Однако в большинстве случаев создается впечатление, что коллекторские агентства связаны с отдельными банками, и их главной целью является списание проблемных кредитов с баланса дружеских кредитных организаций.
Независимых коллекторских агентств меньше. Работают они, в основном, в розничном секторе, занимаясь проблемными кредитами, выданными банками, а также просроченными дебиторскими задолженностями, передаваемыми операторами сотовой связи.
Российский collection отличается от подобных зарубежных организаций тем, что его деятельность не регулируется специальными законодательными актами. В США в 1978 г. был принят нормативный акт Fair Debt Collection Practices Act (FDCPA) («О добросовестной практике взимания долгов»). Этот закон признает неправомерным использование угроз нанесения физического вреда должнику, его близким или имуществу, угроз испортить репутацию, употребление оскорблений и непристойных выражений при разговорах с должником, использование постоянно повторяющихся телефонных звонков, имеющих целью надоесть должнику и заставить его заплатить.
Также на примере американского опыта можно отметить такой важный аспект организации коллекторской деятельности как формирование стандартного механизма взыскания и взаимодействия с другими институтами и организациями, обеспечивающими функционирование кредитной системы. Механизм управления долгом охватывает четко ограниченные во времени этапы от работы собственных служб банка до передачи сведений о недобросовестных заемщиках в кредитные бюро.
В России коллекторские организации и службы руководствуются положениями Гражданского и Административного кодексов, а также кодексами корпоративной этики Ассоциации коллекторских агентств. Хотя и ведется работа по созданию кодексов и стандартов, которые были бы применимы ко всем коллекторским агентствам, общенациональные стандарты в настоящее время отсутствуют.
Условно коллекторская деятельность разделяется на два типа – классическая и диверсифицированная. Классический collection связан со сбором однотипной задолженности физических лиц. Диверсифицированный collection включает работу с различными видами задолженности физических и юридических лиц. Это наиболее распространенный вид деятельности, поскольку в период финансового кризиса, банки испытывают трудности с возвратом кредитов, как физических, так и юридических лиц. Диверсифицированный collection также предоставляет услуги юридического сопровождения дел и защиту интересов клиентов в суде.