Работа банка с проблемными кредитами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
определение понятия и причины возникновения проблемных кредитов;
определение понятия кредитного портфеля и особенности их управления;
Определение понятия кредитных рисков и основные способы их снижения.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения...................................................................................................5
1. 1. Кредитная политика коммерческих банков............................................5
1. 2. Сущность проблемного кредита..............................................................8
1. 3. Причины возникновения проблемных кредитов..................................10
1. 4. Предоставление кредита и источники его погашения.........................11
2. Анализ кредитного портфеля и сферы банка для предупреждения «проблемности» кредитов..............................................................................18
2. 1. Понятие и качество кредитного портфеля............................................18
2. 2. Особенности управления кредитного портфеля..................................20
2. 3. Анализ кредитного портфеля (на примере ООО «Хоум Кредит Энд Финанас Банк» и ОАО «УралСиб»)...............................................................21
3. Проблемы управления кредитным риском в банковском секторе экономики России............................................................................................25
3. 1. Основные способы снижения кредитного риска..................................25
Заключение.......................................................................................................33
Список используемой литературы...................................

Файлы: 1 файл

курсовая проблемные.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Система управления банковскими рисками ООО "ХКФ Банк" включает в себя следующие этапы:

идентификация риска, выявление его факторов;

оценка степени риска (измерение);

определение приемлемого уровня риска, непосредственное управление;

контроль уровня риска (текущий мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка мероприятий по его ограничению (снижению).

Основными методами управления банковскими рисками, которые использует Банк, являются:

мониторинг - сбор и анализ информации, составление прогнозов развития в отношении операций, заключающих в себе потенциальный риск;

регламентация операций - разработка процедур проведения операций;

диверсификация - взвешенное распределение активных и пассивных операций Банка по источникам привлечения инструментам инвестиций с целью ограничения рисков отдельных сегментов рынка;

лимитирование - установление предельно допустимых уровней рисков по направлениям деятельности Банка, а также четкое распределение функций и ответственности работников Банка;

обеспечение наличия капитала Банка, достаточного для покрытия возможных убытков от деятельности Банка;

хеджирование - проведение компенсирующих риск операций;

принятие (признание) банковских рисков на приемлемом для Банка уровне.

Непосредственное управление банковскими рисками в основном осуществляется на том уровне Банка и в рамках того структурного подразделения (филиала) Банка, где риск возникает; контроль банковских рисков - на высших уровнях управления (Общее собрание акционеров Банка, Наблюдательный совет Банка, Правление Банка), а также с помощью функций независимой проверки (внутренний и внешний аудит).

Высшим коллегиальным исполнительным органом Банка, ответственным за реализацию процесса риск-менеджмента в Банке, является Правление Банка.

Руководители структурных подразделений (филиалов) Банка являются ответственными за организацию и реализацию процесса управления банковскими рисками в подчиненных им подразделениях (в рамках функциональных обязанностей, возложенных на них приказами, распоряжениями, должностными инструкциями, доверенностями, Политикой, Положением о соответствующем структурном подразделении (филиале) Банка, иными локальными нормативными правовыми актами), а также за результаты деятельности от принятия банковских рисков.

Для реализации целей Политики высшие органы управления Банка, коллегиальные органы и структурные подразделения Банка участвуют в системе управления рисками в следующих направлениях:

1) Собрание акционеров  понимает потребность Банка в  размере необходимого для его  деятельности капитала.

2) Наблюдательный совет  Банка понимает основные банковские  риски, присущие деятельности Банка, под которыми в целях Политики в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору понимаются кредитный риск, рыночный риск (в т. ч. процентный риск), операционный риск, риск ликвидности; регулярно (но не реже одного раза в год) оценивает эффективность реализации настоящей Политики; утверждает бизнес-план Банка; контролирует деятельность отдела внутреннего аудита.

3) Правление Банка рассматривает  проект бизнес-план Банка, в котором  учитывается экономическое окружение  Банка, его финансовое состояние и банковские риски, которым подвергается либо может подвергнуться Банк при реализации данного плана; понимает банковские риски, присущие деятельности Банка; определяет приемлемые уровни банковского риска; предоставляет Наблюдательному совету информацию относительно реализации бизнес-плана Банка.

4) Отдел внутреннего аудита  проводит независимый контроль  функционирования системы управления  банковскими рисками, определяя  соответствие действий и операций, осуществляемых работниками Банка, требованиям действующего законодательства, локальных нормативных правовых актов Банка, отчеты о чем представляет Наблюдательному совету Банка и Правлению Банка; получает (при необходимости) от структурных подразделений (филиалов) Банка на бумажном носителе и (или) в электронном виде документы, отчетность, первичные документы, иную информацию, необходимую для оценки эффективной реализации Политики и контроля системы управления банковскими рисками; осуществляет разработку и реализацию мероприятий (в том числе, не предусмотренных Политикой) по повышению эффективности системы управления банковскими рисками.

5) Сектор по управлению  банковскими рисками, в задачи  которого входит контроль за  соблюдением политики и процедур  по управлению за рисками, осуществляет мониторинг состояния, анализ и оценку банковских рисков в целом по Банку, проведение стресс-тестирования банковских рисков, согласно действующей, идентификацию и анализ факторов, повышающих банковские риски; разработку мероприятий по эффективному управлению и ограничению (снижению) уровней банковских рисков.

Реформирование организационной структуры Банка (внедрение новых банковских продуктов) осуществляется с учетом анализа банковских рисков, потенциально присущих новому структурному подразделению (филиалу) Банка (новому банковскому продукту).

В 2009 году в Банке на постоянной основе осуществлялось выявление, оценка и контроль уровня операционного, кредитного, рыночного рисков и риска ликвидности.

Оценка уровней рисков Банка в 2009 году, проведенная в соответствии с Политикой:

Риск ликвидности. На протяжении всего 2009 года банком выполнялись все обязательные нормативы ликвидности, утвержденные ЦБ РФ, в связи, с чем уровень риска ликвидности признается приемлемым.

Поддержанию необходимого уровня ликвидности способствовал рост ресурсов банка, а также высокий уровень ликвидных активов в структуре активов банка (из расчета ликвидности).

По состоянию на 01.01.10 показатель соотношения ликвидных и суммарных активов банка (при установленном ЦБ РФ нормативе - не менее 20 %) составил 37,0%.

Кредитный риск. На протяжении 2009 года банком выполнялись все нормативы ограничения кредитного риска, установленные ЦБ РФ. При выполнении всех обязательных нормативов кредитного риска, утвержденных ЦБ РФ, уровень кредитного риска признается приемлемым.

Чистая прибыль по результатам первого полугодия 2010 года составила 5,121 млрд. руб., что значительно превышает аналогичный показатель прошлого года (920 млн. руб. по состоянию на 30 июня 2009 года).

Размер кредитного портфеля Банка стабилизировался и по результатам полугодия составил 64,807 млн. руб., сократившись на 4.4% (с 67,802 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2009 года).

Операционный доход Банка за 6 месяцев 2010 года вырос на 5,2% до 12,158 млн. руб. (по состоянию на 30 июня 2009 года - 11,561 млн. руб.).

Банк обладает сбалансированной позицией по ликвидности, которая позволяет эффективно управлять своими обязательствами. Денежные и приравненные к ним средства составляют более 10,8 млрд. руб., портфель высоколиквидных облигаций равен 8,9 млрд. руб. Совокупная чистая позиция на 12 месяцев равна 30,2 млрд. руб. по состоянию на 30 июня 2010 года.

Доля депозитов и текущих счетов в обязательствах Банка достигла 27%, по сравнению с 17% на конец 2009 года.

Собственный капитал вырос на 27,7% за год и достиг 28,791 млн. руб., (по состоянию на 30 июня 2009 года - 22,541 млн. руб.). Коэффициент достаточности капитала CAR на 30 июня 2010 года составил 37,9% (по состоянию на 31 декабря 2010 года CAR - 36,4%). Это один из самых высоких показателей для всей банковской системы.

Эффективная политика Банка по управлению рисками позволила существенно улучшить качество кредитного портфеля: уровень просроченной задолженности более 90 дней (NPL) составил 9,7% от кредитного портфеля (12,9% на 31 декабря 2009 года), за 6 месяцев 2010 года стоимость риска упала до 4,2% годовых (11,9% на 31 декабря 2009 года)

Банк Хоум Кредит является одним из самых успешных в России банков в сегменте кредитования населения с долей рынка порядка 27% в сегменте потребительского кредитования и 6,2% в сегменте кредитных карт.

В течение второго квартала 2010 Банк стабилизировал кредитный портфель за счет предложения конкурентоспособных кредитных продуктов. Кредитный портфель Банка остается диверсифицированным и составляет 64,807 млн. руб. по состоянию на 30 июня 2010 года. При этом доля потребительских кредитов в портфеле составляет 41,2% (26,731 млн. руб.), доля кредитных карт - 22,3% (14,435 млн. руб.), доля кредитов наличными - 16,6% (10,747 млн. руб.), ипотечных кредитов - 11,7% (7,571 млн. руб.), автокредитов - 2,5% (1,651 млн. руб.), корпоративных кредитов - 5,7% (3,672 млн. руб.).

Одним из конкурентных преимуществ ХКФБ является его клиентская база, насчитывающая более 18,6 млн. человек по состоянию на 30 июня 2010 года. Это позволяет Банку эффективно осуществлять кросс-продажи своих продуктов и услуг.

Качество кредитного портфеля продолжает демонстрировать положительную динамику, благодаря постоянному совершенствованию системы риск-менеджмента. Это позволило Банку привлечь надежных клиентов и эффективно управлять рисками. Уровень просроченной задолженности свыше 90 дней значительно сократился - до 9,7% (по состоянию на 31 декабря 2009 года этот показатель был равен 12,9%). Банк традиционно придерживается консервативного подхода к формированию резервов. Соотношение резервов к NPL составляет 98%.

Таким образом, общее финансовое положение ООО "ХКФ Банк" можно охарактеризовать как устойчивое. Основными факторами, оказавшими значительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности является способность банка активно реагировать на изменения рыночной ситуации и предпринимать оперативные меры по оптимизации бизнеса, сохранения качества активов за счет непрерывного усовершенствования процесса управления кредитными рисками и оптимизации параметров продуктов.

 

Заключение

Являясь важнейшей сферой деятельности банков, кредитование оказывает существенное влияние на развитие экономики. В то же время банковское кредитование подвержено воздействию целого ряда факторов, определяющих его динамику и структуру. Систематизация этих факторов и изучение их воздействия на кредитный процесс играет важную роль в повышении эффективности процесса кредитования и нейтрализации его негативных моментов.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк должен делать с проблемными кредитами, необходимо акцентировать внимание на следующей предпосылке - проблемные кредиты являются неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Это предполагает, что в любом кредитном учреждении должна быть выстроена целостная система работы с проблемными кредитами. Соответствующие подразделения банка должны осуществлять постоянный мониторинг заемщиков, анализировать их финансово-экономическое состояние, выявлять признаки неблагополучия, а в случае обнаружения проблемного займа применять меры по предотвращению убытков.

2. Растущие проблемные  кредиты заставляют банки все  больше уделять внимание рынку  потребительского кредитования. Этот  сегмент розничного кредитования  сориентирован на короткие сроки погашения кредитов и рассчитан, в основном, на разовое кредитование клиентов для совершения покупок. Несмотря на низкий уровень просрочки по кредиту и привлекательность такого бизнеса, он пока не сможет заменить в масштабах банковской системы корпоративное кредитование. Препятствием здесь является экономическое ограничение роста потребительского кредитования.

3. Ни отдельные банки, ни система в целом не обладает  достаточным количеством опытных  и подготовленных специалистов  в области проблемных кредитов. И экономическая теория, и практика показывает, что эффективность управления большим объемом финансовых сделок в банках возрастет при наличии групп специалистов. Отсутствие специалистов по управлению неработающими кредитами в большинстве российских банков указывает на неоптимальную стратегию по управлению неработающими кредитами. В то же самое время малое количество квалифицированных специалистов и невиданный объем неработающих кредитов, возникший вследствие кризиса, способствовали появлению специализированных фирм для работы с этой категорией кредитов.

4. Проанализировав деятельность  ООО "Хоум Кредит энд Финанс  Банка" и ОАО "Уралсиб" Банк  были предложены ряд мероприятий  для сохранения и укрепления  лидирующих позиций на рынке  банковской розницы, сокращения просроченной задолженности, а именно:

расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям;

непрерывно совершенствовать системы риск-менеджмента;

модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля.

Одной из главных задач банковской системы России на несколько лет вперед является ограничение роста проблемных кредитов и доведение их до уровня, обеспечивающего устойчивое и безопасное развитие банков.

 

Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс РФ, 2 часть, от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)

2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и  банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010)

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)».

4. Банки и банковское дело: учебник  для вузов/под ред. А.И. Балабанова, В.А. Боровкова, А.Н. Крамарева, С.В. Мурашова, О.Е. Пирогова, - 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.

Информация о работе Работа банка с проблемными кредитами