Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт. Электронные платежи и прямое дебетование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие безналичных расчетов и принципы организации в РФ………4
1.1 Понятие безналичных расчетов……………………………………………..4
1.2 Принципы организации безналичных расчетов в РФ………………………4
2. Основные формы безналичных расчетов………………………………….8
2.1. Платежные поручения………………………………………………………..8
2.2 Аккредитивная форма расчетов……………………………………………...9
2.3 Инкассовая форма расчетов………………………………………………...10
3.Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт. Электронные платежи и прямое дебетование……………………………...11
3.1. Расчеты чеками……………………………………………………………...11
3.2. Расчеты векселями………………………………………………………….12
3.3 Расчеты с использованием банковских карт……………………………….14
3.4 Электронные платежи……………………………………………………….15
3.5 Прямое дебетование…………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….18
Контрольные тестовые задания………………………………………………...19
Задача……………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 41.47 Кб (Скачать файл)

План работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие безналичных  расчетов и принципы организации  в РФ………4

1.1  Понятие безналичных  расчетов……………………………………………..4

1.2 Принципы организации  безналичных расчетов в РФ………………………4

2. Основные формы безналичных расчетов………………………………….8

2.1. Платежные поручения………………………………………………………..8

2.2 Аккредитивная форма  расчетов……………………………………………...9

2.3 Инкассовая форма расчетов………………………………………………...10

3.Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.  Электронные платежи и прямое дебетование……………………………...11

3.1. Расчеты чеками……………………………………………………………...11

3.2. Расчеты векселями………………………………………………………….12

3.3 Расчеты с использованием  банковских карт……………………………….14

3.4 Электронные платежи……………………………………………………….15

3.5 Прямое дебетование…………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….18

Контрольные тестовые задания………………………………………………...19

Задача……………………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

Введение

Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.

Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляется в безналичном порядке.

Основной целью контрольной работы является определить принципы и формы организации безналичных расчетов в России. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие безналичных расчетов
  2. Охарактеризовать принципы организации безналичных расчетов
  3. Осветить формы безналичных расчетов.

 

 

 

 

 

1. Понятие безналичных  расчетов и принципы организации  в РФ

1.1  Понятие безналичных расчетов

Общие положения о безналичных расчетах установлены главой 46 «Расчеты» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которой безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты соответствующие расчетные счета.

Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, в экономически развитых странах – до 90%.

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичное обращение – это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг, - предоставляет большие удобства по сравнению с наличным обращением, что происходит отказ от наличного обращения.

 

1.2 Принципы организации безналичных расчетов в РФ

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. В частности, такими принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей с целью обеспечения его единообразия — обусловлен ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие этих счетов, как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.

Согласно Ст. 30 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) в договоре должны быть указаны:

· процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам);

· стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов;

· имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей;

· порядок расторжения договора;

· другие существенные условия договора.

Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

· либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца па списание средств;

· либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др.

Пятый принцип: срочность платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.

Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011) публичности бухгалтерской отчетности.

 

 

 

2. Основные формы безналичных расчетов

2.1. Платежные поручения

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма безналичных расчетов Российской Федерации.

При этой форме расчетов банк обязуется по поручению плательщика перевести определенную денежную сумму с его счета на счет указанного плательщиком лица в данном банке или в другом.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается) и принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Данная форма расчетов может применяться при оплате за полученные товары и услуги, между поставщиками и подрядчиками и в случае предоплаты; по нетоварным операциям – органами Пенсионного и Страхового фондов, и налоговых платежах; при переводах наличных сумм торговые выручки, заработной платы и других средств для зачисления на счета в банках и т. д.

Платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;

- после отгрузки  товара, т.е. путем прямого акцепта  товара;

- частичные платежи  при крупных сделках.

Долгосрочный и отсроченный платежи используются в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

2.2. Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

В соответствии с Положением, банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  • отзывные или безотзывные (могут быть подтвержденными).

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. При этом списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву (порядок списания) определяется по соглашению между банками.

Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа исполняющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное. Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.

2.3 Инкассовая форма расчетов

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.

Различают два основных вида инкассовых операций.

Простое инкассо– операция по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк.

Документарное инкассо– операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от клиента документы и выдать их ему только против платежа наличными или против акцепта.

В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Получатель средств представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов.

Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов.

1. Заключение договора о купле–продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо.

2. Поставщик производит отгрузку  товаров в сроки, установленные  договором.

3. Отгрузив продукцию и оформив  все необходимые по условиям  договора документы, поставщик представляет  их в обслуживающий его банк.

4. Банк поставщика пересылает  полученные документы в исполняющий  банк (банк покупателя).

5-6. Банк покупателя передает  полученные документы покупателю  против оплаты платежного требования-поручения.

7. Денежные средства, полученные  от покупателя, переводятся в  банк поставщика.

8. Банк поставщик зачисляет полученные  суммы на расчетный счет поставщика.

3. Расчеты с использованием  чеков, векселей и банковских  карт

3.1. Расчеты чеками.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итого чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.

Информация о работе Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт. Электронные платежи и прямое дебетование