Расчеты с помощью векселя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Вексель как инструмент кредитно-расчстных отношений является результатом многовекового развития товарно-денежного хозяйства. История его возникновения уходит в далекое прошлое. Известно, что элементы вексельного обращения появились еще в эпоху средневекового феодализма (XII—XIV вв.).

Файлы: 1 файл

финал.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

По форме вексельное кредитование может быть предъяви­тельским и векселедательским. Предъявительское кредитова­ние - векселедатель учитывает векселя в банке и получает де­нежные суммы за вычетом дисконта. Векселедательский кредит открывается клиентам, предоставляющим под этот кредит векселя для оплаты товаров.

Рис.3 Этапы проведения вексельного кредитования банка

Поставщики предъявляют эти векселя в банк, где произ­водится их учет.

1 - Получатель вексельного кредита и банк составляют до­говор о вексельном кредите.

2 - Банк предоставляет кредит получателю в форме вексе­ля, процентная ставка по которому ниже, чем при денежном кредите, так как здесь банк не использует реальные денежные средства, но может их использовать в других ситуациях.

3 - Продавцы поставляют получателю вексельного креди­та, векселедателю товары.

- Покупатель товаров, векселедатель, отдает векселя
продавцу, поставщику товаров.

- Векселедержатели предъявляют векселя в банк для оплаты.

- Получатель вексельного кредита по окончании догово­ра о вексельном кредитовании оплачивает векселя вместе с на­численными процентами.

Использование векселей при расчетах позволяет предпри­ятиям решить следующие проблемы:

-   осуществить текущие платежи при временном отсутст­вии или недостатке денежных средств;

-   провести реструктуризацию платежей по выгодным для предприятий срокам и размерам;

-   получать более дешевые по сравнению с денежными кре­дитами вексельные кредиты;

-   стать членом вексельного центра в банке, что позволит получить локальную валюту банка, гарантированную с его сто­роны, и участвовать во всех операциях вексельной программы банка, например, в форфейтинге;

-   получать оперативную информацию о финансовом состо­янии всех участников вексельных операций;

-   увеличить размеры и коэффициент оборачиваемости оборотного капитала предприятия.

Недостаток применения векселей при использовании их в расчетах за товары заключается прежде всего в том, что кроме договора поставки требуется оформление еще одного документа — векселя. Для этого покупатель должен в отдельных случаях получить согласие надежного поручителя — банка.

Таким образом экономическое значение введения вексельного обращения состоит в:

·        ускорении расчетов и оборачиваемости финансовых ресурсов,

·        увеличении надежности расчетов и уменьшении неплатежей;

·        расширении возможностей кредитования, предоставлении

покупателем отсрочки платежей, уменьшении потребности в банковском кредите;

·        упрощении безналичных расчетов в народном хозяйстве.

Недостаточное использование векселей в хозяйственном обороте Украины

объясняется определенными сомнениями со стороны предприятий относительно

способности этой ценной бумаги служить надежным расчетно-платежным средством

в ситуации всеообщего кризиса платежей.

С одной стороны, отпускать продукцию в кредит (по векселю) может только предприятие, не испытывающее финансовых затруднений и способное ждать оплаты. С другой стороны, во избежание риска продавец будет принимать векселя только от платежеспособного предприятия, которое может рассчитаться без использования векселя, или от стабильно работающего предприятия у которого не будет затруднений погасить выданный вексель.

Между тем, кризис платежей отражает ситуацию, когда финансово надежных предприятий — очень мало. И если в цепочке оборота векселя оказывается хотя бы одно неплатежеспособное предприятие, то могут прекратиться все расчеты с использованием векселя.

 

 

 

 

3.      Анализ сотрудничества Украины с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР)

4.       

           Глав­ная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кре­дитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и под­держиваемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важ­ной из них стало содействие в создании новых эконо­мических условий в странах, где действует ЕБРР в период изменения политической системы: при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Дру­гие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).

 

 

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела.

гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора.

сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками.

сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития.

осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями

гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы.

стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона. Эти стратегии объединяет стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

          Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году, когда в государствах Центральной и Восточной Европы рушился коммунистический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации.

ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами, осуществляет проектное финансирование банков, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% в краткосрочном плане.

География деятельности ЕББР - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония.

          Сотрудничество Украины с ЕБРР. Украина стала членом ЕБРР в августе 1992 г. после подписания Президентом Украины Указа «О членстве Украины в Европейском банке реконструкции и развития» от 14 июля 1992 г.

В сентябре 2002 г. работающие активы, т.е. уже профинансированные средства, и неосвоенные обязательства составляла 967,4 млн. евро. Из них работающие активы составляли 370,1 млн. евро, или 38 %.

Портфель проектов ЕБРР в Украине преимущественно сконцентрирован в частном секторе — 69 % (667,7 млн. евро) от всего объема финансирования и 31 % в государственном секторе (300,8 млн. евро). Такое «портфельное» распределение полностью отвечает уставному нормативу ЕБРР. Объемы проектного финансирования ЕБРР в Украине ежегодно составляют 200-300 млн. евро.

В 2007 году президент ЕБРР Жан Лемьер подписал Программу сотрудничества на 2007-2009 годы между правительством Украины и ЕБРР. Данное соглашение предусматривало увеличить объем инвестиций до 1 млрд. евро. В частности, программа включала в себя проекты в сфере транспорта (модернизация инфраструктуры, развитие логистических центров "Укрпочты" и развитие сети цифрового телевидения) и энергетики (строительство линии электропередачи напряжением 750 кВт Ровенская АЭС–Киев, напряжением 330 кВт в Одесской области и на западе страны, строительство Каневской гидроаккумулирующей электростанции мощностью 500 МВт, а также реконструкция распределительных сетей в Крыму). Кроме того, документ предполагает совместные проекты ЕБРР с НАК "Нафтогаз Украины", ГП "Укртрансгаз" и АО "Укртранснафта" – от установки новых эффективных компрессорных станций и реконструкции подземных газовых хранилищ до строительства резервуаров на нефтяных терминалах. Для кредитов под гарантии госбюджета кредитная ставка оставалась неизменной – LIBOR+1%. Предполагалось выделение кредитов ряду городов Украины под гарантии муниципалитетов. В частности, 100 млн. евро Киеву для закупки нового пассажирского транспорта и модернизации метрополитена, 18,6 млн. евро – Черкассам для модернизации котельных. Данный документ – составная часть более масштабной Стратегии сотрудничества между Украиной и ЕБРР на 2008-2010 годы, которая также включает кредиты украинским компаниям. Ранее ЕБРР инвестировал в Украину 2,87 млрд. евро, из которых лишь 713 млн. евро составили кредиты под государственные гарантии. Эксперты отмечают, что успешность реализации программы сотрудничества повлияет на размер последующих кредитов ЕБРР Украине.

        Кроме финансового сектора ЕБРР занимается также энергетическими проблемами стран. Позитивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, позволяющими боле полно и эффективно использовать имеющиеся нефтяные и газовые месторождения. Модернизация и развитие телекоммуникационных сетей являются обязательным условием развития нормальной рыночной экономики и интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспортной системы. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог. Также Банк осуществляет кредитование в сельском хозяйстве, направленное на строительство современных перерабатывающих предприятий и развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно.

В настоящее время Украина эффективно сотрудничает с ЕБРР в сферах телекоммуникаций, малого и среднего бизнеса, электроэнергетики. В качестве примера можно привести некоторые из последних проектов ЕБРР:

Кредит на предприватизационную подготовку ОАО "Укртелеком". Согласно существующим договоренностям первый транш кредита ЕБРР выделит уже в первом квартале 2001 года. $57 млн. кредита ЕБРР поступят непосредственно в госбюджет, еще $93 млн. "Укртелеком" планирует инвестировать в реализацию ряда проектов. Предполагается, что кредит будет предоставлен на семь лет под 12-16% годовых несколькими траншами, последний из которых, как ожидается, поступит к концу 2001 года.

Кредит для завершения строительства энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Как предполагается, кредит по проекту "Х2-Р4" в размере около $210 млн. будет выделен сроком на 18 лет. На реализацию этого проекта необходимо около $1,4 млрд. Ожидается, что, кроме ЕБРР, средства выделят также "Евроатом" и Европейская Комиссия совместно около $700 млн., а Россия в качестве кредитов должна поставить ядерное топливо для первой загрузки энергоблоков (около $270 млн.) и оборудование на АЭС (около $150 млн.).

Кредит ОАО "Газпром" на сумму 250 миллионов долларов находится на очереди к рассмотрению Советом директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), сообщает РИА "Новости" со ссылкой на московскую штаб-квартиру ЕБРР. Кредитные средства предназначены для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100 миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1.             Колосова В.П., Кредитування економіки України міжнародними фінансовими інститутами // Фінанси України, 2000, №2

2.             Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Л.Н.Красавиной – М.: Финансы и статистика, 1994. – 592 с.

Информация о работе Расчеты с помощью векселя