Расчёты чуками, расчёты по аккредитиву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:09, доклад

Описание работы

Чек – один из распространенных видов ценных бумаг, представляющих денежный документ строго установленной формы, содержащий письменный приказ владельца счета (чекодателя, трассата) банку чекодателя о выплате держателю чека обозначенной в нем суммы денег по его предъявлении или в течение срока, установленного законодательством.Оплаченный чек за подписью предъявителя служит для банка распиской в выплате указанной в нем суммы и подтверждением правильности совершаемой операции. Чекодатель в момент выписки чека должен иметь денежные средства на счете, т. е. чек должен быть «покрытым».Основные виды чеков, используемых в международных расчетах: • предъявительский чек, который выписывается на предъявителя, его передача и обращение происходят, как у наличных денег;

Файлы: 1 файл

шпоры ДКБ (ДЕНЬГИ.КРЕДИТ.БАНКИ).docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

20. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ

Чек – один из распространенных видов ценных бумаг, представляющих денежный документ строго установленной  формы, содержащий письменный приказ владельца  счета (чекодателя, трассата) банку  чекодателя о выплате держателю  чека обозначенной в нем суммы  денег по его предъявлении или  в течение срока, установленного законодательством.Оплаченный чек за подписью предъявителя служит для банка распиской в выплате указанной в нем суммы и подтверждением правильности совершаемой операции. Чекодатель в момент выписки чека должен иметь денежные средства на счете, т. е. чек должен быть «покрытым».Основные виды чеков, используемых в международных расчетах:            • предъявительский чек, который выписывается на предъявителя, его передача и обращение происходят, как у наличных денег;       • именной чек выписывается на определенное лицо с оговоркой «не приказу» или равнозначной оговоркой и не может передаваться обычным порядком другому лицу;      • ордерный чек, который выписывается в пользу определенного лица. Он может быть передан другому лицу путем передаточной надписи на оборотной стороне;                        • банковский чек – чек, выставленный одним банком на другой банк.    Чек относится к категории оборотных документов. Все права по чеку могут быть переданы посредством передаточной надписи – индоссамента, проставляемого на оборотной стороне чека или на присоединенном к чеку дополнительном листе (аллонже).Платеж по чеку может быть гарантирован любым другим лицом, кроме плательщика по чеку. При этом лицу, подписавшемуся в качестве гаранта, можно, но не обязательно, указывать, за кого оно дает гарантию. При отсутствии такого указания гарантия считается данной за чекодателя.

19. РАСЧЕТЫ ПО  АККРЕДИТИВУ

Аккредитив представляет собой заполненный на формализованном  бланке договор, в котором банк принимает  на себя обязательства платить указанную  в нем сумму против предоставленных  продавцом документов, подтверждающих поставку продавцом товара. Банк-эмитент А направляет аккредитив продавцу через банк-корреспондент Б в стране продавца. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель».В соответствии с Положением о безналичных расчетах участники аккредитивных расчетов должны указывать в договоре и заявлении плательщика в банк вид аккредитива.Предусмотрены следующие виды аккредитивов:  1) отзывный покрытый аккредитив;2) отзывный непокрытый аккредитив;3) безотзывный покрытый неподтвержденный аккредитив; 4) безотзывный покрытый подтвержденный аккредитив; 5) безотзывный непокрытый неподтвержденный аккредитив; 6) безотзывный непокрытый подтвержденный аккредитив.Безотзывный аккредитив – это аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия получателя средств.Отзывный аккредитив может быть отменен или изменен банком-эмитентом без согласия получателя средств.Покрытый (депонированный) аккредитив – аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит) в исполняющий банк на весь срок действия обязательств банка-эмитента.Непокрытый (гарантированный) аккредитив – аккредитив, при открытии которого банк-эмитент сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка не перечисляет, но предоставляет ему право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.Подтверждение аккредитива означает, что по просьбе банка-эмитента исполняющий банк принимает на себя дополнительное к обязательству банка-эмитента обязательство произвести платеж в соответствии с условиями безотзывного аккредитива. Подтвержденный аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.Особенности аккредитива: • гарантийная функция. Аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику за счет средств плательщика либо за счет средств обслуживающего его банка; • возможность произвести частичные платежи из суммы аккредитива; • акцепт уполномоченного плательщиком лица, который может быть предусмотрен условиями аккредитива. В этом случае представитель плательщика знакомится с документами, представленными получателем средств, и дает согласие на исполнение аккредитива путем совершения на этих документах определенной надписи.

18.РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ  ПОРУЧЕНИЯМИ        Платежное требование-поручение – требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Особенности реквизитов платежного требования-поручения: они отражают и сумму требования получателем денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета.Платежное поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляется в банк покупателя.Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным, но обязательно мотивированным. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в три рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию-поручению оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений несут плательщики. Платежное -поручение принимается банком только при наличии средств на счете плательщика.Расчеты платежными поручениями-поручениями, как и платежными поручениями, не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ                            При безналичных расчетах в настоящее время могут быть использованы следующие формы расчетов между плательщиком и получателем средств: платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы, чеки.Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. С помощью платежных поручений совершаются расчеты в хозяйстве, причем как по товарным, так и по нетоварным операциям.Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению от плательщика платежа.Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.Инкассовая форма расчетов также используется для бесспорного списания средств со счетов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение».Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Банками могут открываться  покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы, а также  отзывные и безотзывные.Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от расчетов платежными поручениями чек передается плательщиком, минуя банк, в момент совершения хозяйственной операции непосредственно получателю платежа, который и предъявляет чек в банк для оплаты.

Чек оплачивается банком за счет средств, находящихся на счете  чекодателя, или за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете.Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает возможность использования в безналичных расчетах чеков, выпускаемых кредитными организациями, которые могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и их клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.

16.Порядок открытия банковского счёта

Расчетные счета — общее название счетов, открываемых в рамках договора банковского счета. Словосочетание «расчетный счет» по устоявшейся банковской практике применяется в отношении счетов, предназначенных для осуществления обычных расчетов в валюте Российской Федерации — рублях. Счета классифицируются в зависимости от валюты счета (счета в рублях и в иностранной валюте); владельца счета (счета резидентов и нерезидентов; юридических лиц, предпринимателей, действующих без образования юридического лица, и физических лиц; счета бюджетных организаций и т. д.); целевого назначения средств на счете (счета нерезидентов в рублях для осуществления текущих или инвестиционных операций, счета для расчетов с использованием пластиковых карт и т. д.).

 Операции по рублевому  расчетному счету отражаются  в регистрах бухгалтерского учета  на счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные  счета» отражается поступление  денежных средств, по кредиту  этого счета отражается списание  денежных средств. Суммы, ошибочно  отнесенные в кредит или дебет  расчетного счета, отражаются  на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» (субсчет  «Расчеты по претензиям»). Операции  по расчетному счету отражаются  в бухгалтерском учете на основании  выписок банка по счету и  приложенных к ним денежно-расчетных  документов. Основанием для открытия и ведения счета является банковский договор. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проводить другие операции по счету. В банковской практике он нередко именуется договором на расчетно-кассовое обслуживание, поскольку им охватывается как работа с денежными средствами на счете путем их зачисления и перечисления, т. е. осуществление расчетных операций, так и работа с наличными деньгами путем их принятия и выдачи, т. е. кассовая работа. Договор банковского счета заключается на согласованных сторонами условиях. Это значит, что банки не предоставляют всем клиентам одинаковые условия, поэтому не торопитесь с выбором банка, подробнее узнайте о работе сразу нескольких банков, а затем определяйтесь с выбором.

 Для заключения банковского  договора компания должна будет  предоставить банку документы, подтверждающие государственную регистрацию, полномочия лиц и ряд других документов, например, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ. До предоставления требуемых документов у банка не возникает обязанность заключить договор. Перечень документов, необходимых для открытия и ведения счета: Заявление установленного образца (образец предоставляется банком). Учредительные документы, подтверждающие правовой статус компании: устав, учредительный договор, протокол решения о создании (копии, заверенные нотариально, вышестоящей организацией или органом, осуществляющим регистрацию). Свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально).  Две карточки с образцами подписей и оттиском печати, одна из которых — заверенная нотариально. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (копия). Справка о постановке на учет в Фонде социального страхования (копия). Справка из органов статистики о присвоении кодов ОКПО и классификационных признаков (копия). Документы, подтверждающие избрание, назначение на должность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в банковской карточке: протоколы избрания, приказы о вступлении в должность, приказы о назначении и т.п. (копии).

 В течение десяти  дней после того, как банк открыл  для компании счет, необходимо  сообщить об этом в Налоговую  инспекцию по месту регистрации.  Сделать это нужно обязательно,  иначе на компанию будет наложен  штраф.

 

15. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Основополагающий принцип современной системы безналичных расчетов – правовой режим осуществления расчетов и платежей. В соответствии с принятыми в РФ законодательными и нормативными актами организацию и бесперебойность расчетов обеспечивает соблюдение следующих принципов: – безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентами (причем как юридическими, так и физическими лицами) в кредитных организациях для хранения и перевода средств;     – поддержание участниками расчетов ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;            – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Только в отдельных случаях, определенных законодательством, допускается безакцептное списание средств.

Другой важнейший принцип  организации безналичных расчетов – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Выполнение этого принципа позволяет  предприятиям организовать управление ликвидностью своего баланса, рационально  спланировать денежный оборот, определить потребность в заемных средствах.Третий принцип организации безналичных расчетов – принцип безусловного выполнения обязательств, или, иначе, принцип обеспеченности.Соблюдение этого принципа дает возможность обеспечить безусловное выполнение договорных обязательств и бесперебойность осуществления платежей в хозяйстве.Следующий принцип – осуществление контроля всех участников расчетов (поставщика, грузоотправителя, получателя средств, грузополучателя, плательщика, банка) за правильностью их совершения, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний.С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип гражданско-правовой или имущественной ответственности участников расчетов за нарушение договорных обязательств.Он означает, что сторона, нарушившая условия договора, должна возместить неустойку другой стороне.Одними из принципов организации безналичных расчетов являются многообразие форм расчетов и свобода выбора контрагентами того инструмента, который наилучшим образом отвечает условиям сделки.Все принципы организации безналичных расчетов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Несоблюдение одного из них может привести к нарушению других.В настоящее время основными документами, регулирующими безналичный оборот в РФ, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации». Порядок проведения в нашей стране безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах.

 

14. Понятие и  регулирование безналичного денежного  оборота.                Безналичный денежный оборот - денежный оборот, осуществляющийся при помощи записи по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках либо путем учета взаимных требований. Таким образом, безналичный денежный оборот предполагает отсутствие непосредственного денежного знака и не возможен без существования развитой банковской системы, позволяющей осуществлять безналичные расчеты, а соответственно, и формировать безналичный оборот. Возможность осуществления безналичного расчета является непременным условием существования безналичного денежного оборота в экономике.

Информация о работе Расчёты чуками, расчёты по аккредитиву