Развитие банковского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли кредита в современной экономике, а также ознакомиться с границами кредитования.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть сущность кредита, его принципы и функции;
- исследовать основные виды кредита в современной экономике;
- проанализировать кредитование российской экономики в 2011-2013 гг.;
- исследовать анализ динамики и структур потребительского кредитования в РФ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……………... 3
1. Экономическая сущность кредита………………………………………….. 6
1.1. Понятие, принципы и функции кредита………………………………….. 6
1.2. Основные виды кредита в современной экономике……………………..11
2. Анализ кредитования российской экономики за 2011-2013гг……………13
2.1. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса РФ за 2011-2013 гг…13
2.2. Анализ динамики и структур потребительского кредитования в РФ….20
3. Проблемы кредитования российской экономики и пути их решения…….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Развитие банковского кредитования в России (курсовая ДКБ).docx

— 268.32 Кб (Скачать файл)

Во-первых, в 2012 году стагнировало кредитование нефинансовых организаций - прирост ссуд корпоративному сектору составил всего лишь 12.7%. Предприятия не торопились осуществлять новые заимствования ввиду неопределенной экономической ситуации, ожиданий "новой волны" масштабного кризиса и хронических проблем в экономиках США и еврозоны. Оказала свое влияние и нестабильная политическая обстановка в России в начале 2012 года. Поэтому предприятия не рисковали начинать масштабные инвестиционные проекты.

Во-вторых, отрицательное влияние на динамику кредитного портфеля оказало укрепление рубля, которое, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, из-за отрицательной переоценки валютных кредитов, сократило прирост примерно на 1.5 процентных пункта. [23]

В-третьих, сыграло свою роль межбанковское кредитование, объемы которого выросли всего на 6.9% за 2012 год, в то время как годом ранее прирост составил 35.5%. Учитывая, что почти половина межбанковских ссуд предоставлена в иностранной валюте, укрепление рубля именно на них оказало наиболее сильное влияние.

В то же время рынок займов населению рос феноменальными темпами, увеличившись за год на 39.4% или на 2.19 трлн руб. до 7.74 трлн руб. Причем заметный рост наблюдался во всех сегментах кредитования населения. Наиболее высокие темпы развития показали такие сегменты, как кредитные карты - более 80% прироста, необеспеченные потребительские кредиты - более 50%, ипотечное кредитование - более 40%. В целом снижение склонности к сбережению населения является позитивным фактором для развития розничного кредитования. Однако существуют опасения недооценки кредитных рисков банками в условиях очень быстрого роста таких видов кредитования.

Потенциал развития рынков ссуд населению еще далеко не исчерпан. Так, на конец 2012 года соотношение задолженности физических лиц перед банковским сектором к годовым денежным доходам составило 23%, в то время как в еврозоне - 98.4%. Скорее всего, в среднесрочной перспективе этот показатель будет расти. Однако невысокие денежные доходы населения России и очень большие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития. Таким образом, налицо влияние банковских продуктов и услуг на повышение и понижение эффективности функционирования коммерческих банков.

 

Глава 3. Проблемы кредитования российской экономики и пути их решения.

 

Финансовый кризис и его последствия оказали весьма негативное воздействие на все кредитные организации в России. В 2009 - 2010 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1108 до 1012. В 2009 - 2010 гг. сохранилась тенденция к уменьшению числа действующих кредитных организаций, наблюдавшаяся во всех федеральных округах РФ.

 

 

Крупные многофилиальные банки в 2009 - 2010 гг. проводили политику снижения издержек за счет уменьшения количества своих региональных подразделений.

Количество филиалов действующих кредитных организаций снизилось с 3470 до 2926.

Одновременно с сокращением количества филиалов в 2009 - 2010 гг. увеличилось число дополнительных и операционных офисов на 729 и 1496 соответственно.

За 2009 - 2010 гг. произошло увеличение числа кредитных организаций с величиной зарегистрированного уставного капитала более 300 млн. руб. на 17, однако заметно сократилось число кредитных организаций с зарегистрированным уставным капиталом мене 60 млн. руб.

 

 

В 2010 году значительно усилились процессы консолидации в банковском секторе. Если в 2008 году только 5 банков были реорганизованы в форме присоединения, то в 2009 году 14 кредитных организаций прошли через эту процедуру, а за 2010 год - уже 19. Таким образом, можно констатировать, что все большее число банков поглощаются своими более крупными конкурентами.

Суммарные активы российских банков на 1 января 2011 года составили 33.8 трлн. руб. При этом отношение банковских активов на начало 2011 года к ВВП за 2010 год составило 75.9%, против 75.4% по итогам 2009 года.

В 2010 году у банков значительно вырос рыночный риск. С другой стороны, вложения в долговые ценные бумаги по-прежнему в 4 раза больше, чем вложения в акции и другие ценные бумаги. Рост абсолютных и относительных показателей размера портфеля ценных бумаг банков в последнее время и в 2010 году в частности, объясняется тем, что наблюдался рост фондового рынка, а долговые ценные бумаги очень часто не имели альтернативы при размещении банками средств.

Реализация клиентоориентированной модели функционирования бизнеса требует от банка поэтапного выполнения следующих действий:

1) формирования клиентоориентированной  региональной структуры подразделений  сети, в том числе обучения  и подбора персонала офисов  банка;

2) развития клиентской  базы региональных подразделений  банка;

3) совершенствования технологий  обслуживания клиентов малого  и среднего бизнеса (адресные  пакетированные предложения клиентам, дистанционное банковское обслуживание);

4) повышения лояльности  клиентского сегмента.

Основная идея формирования такой модели бизнеса заключается в отказе от принципов обслуживания клиентов, направленных на максимально эффективную продажу фиксированного пакета банковских продуктов и услуг (продуктоориентированная стратегия), и в переходе к принципу максимального соответствия создаваемых продуктов структуре потребительских предпочтений и их пакетирования (клиентоориентированная стратегия).

Идея создания продуктов под потребности клиентов не нова, важно верно оценить потребительские предпочтения клиентов, а затем организовать работу на каждом этапе жизненного цикла кредитного продукта. На этапе создания и разработки важным элементом работы являются маркетинговые исследования.

Следующим этапом работы над продуктом после его разработки является принятие решения о его выходе на рынок. На этапе выхода продукта на рынок осуществляются точечные предложения продукта различным целевым группам клиентов, так называемые пробные продажи. Например, при запуске специальных кредитных продуктов для бизнеса требуется настройка параметров продукта под потребности клиентского сегмента, которая осуществляется в процессе контрольных продаж.

При внедрении экспресс-кредитов для бизнеса на базе скоринга в процессе контрольных продаж могут корректироваться отсекающие переменные, влияющие на уровень отказов и принятие решения. Аналогичные действия, только в масштабах полноценных продаж, осуществляются на этапе активного запуска продукта. На старте данного этапа после всех возможных корректировок параметров необходима массированная рекламная и информационная поддержка, далее - сопровождение и стимулирование продаж. Банк при запуске новой услуги или продукта стремится обеспечить максимальную PR-поддержку в каждом регионе внедрения.

Важным элементом сопровождения продукта на этапе активной продажи и роста продукта является анализ проблем, так называемых "узких мест", сдерживающих активные продажи. Причины подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся параметры самого продукта, которые могут затруднять его продажи, к внешним - активизация конкурентов, демпинговая политика других банков, предложение клиентам сегмента МСБ в других банках более выгодных условий обслуживания и более качественного сервиса. Так, в случае появления "на одной территории" банка, начавшего реализацию специализированных продуктов и услуг для МСБ в регионе присутствия банка, уже работающего с малым бизнесом, вопрос сохранения клиентской базы становится для второго первоочередным.

На этапе роста кредитного продукта осуществляется поиск путей повышения эффективности продукта, его модификации, поиск новых клиентов и потребителей, дополнительная активность в отношении существующей клиентской базы. При активных продажах стандартного кредитного продукта рано или поздно возникает необходимость либо расширения возможностей для клиентов получить именно эту услугу, либо выделения отдельных модификаций ("подпродуктов"), ориентированных на более узкий клиентский сегмент, но максимально отвечающий потребностям этого сегмента.

На этапе спада интереса к продукту банк принимает решение о дальнейшей его судьбе, эффективности его дальнейшего существования или закрытии. При принятии решения о продолжении продаж в отношении продукта применяются методы активного стимулирования сбыта. Если принятые меры не позволяют выйти на запланированный уровень доходности, продукт перестает существовать, существенно модифицируется или остается в продуктовой линейке как поддерживающий. В процессе формирования и расширения продуктового ряда существует очень тонкая грань, перейдя которую банк теряет конкурентные преимущества.

Диверсифицированная продуктовая линейка - положительный фактор для банка, однако избыток продуктов и размытия, продуктовая политика, непонятная клиенту, - это однозначно минус.

Стратегически важным для банка, как с точки зрения имиджевой составляющей, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности продуктов и услуг, является анализ предпочтений и попытки удовлетворения клиентского спроса на каждом этапе жизненного цикла клиента. Для малого бизнеса в настоящее время это особенно актуально, предоставление услуг "на вырост" и обслуживание клиента после перехода в средний бизнес - сильное конкурентное преимущество универсального банка. Формирование такой растущей на глазах клиентской базы - залог качества кредитного портфеля банка и частичное решение проблемы банковского кредитования в России в целом.

 

Заключение

 

Таким образом, на основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Происхождение термина  «кредит» имеет несколько трактовок. Одни специалисты считают его  производным от латинского credit (в переводе «он верит»), другие, от creditum (ссуда, долг).  На самом деле кредит – это движение ссудного капитала, или заем в денежной либо товарной форме.

2. Субъектами в кредитных  отношениях выступают юридические  лица или дееспособные граждане: кредиторы – особы, которые передают  стоимость во временное пользование, а заемщики получают кредит  и обязаны его возвратить в  условленный срок. На современном  уровне организации товарно-денежных  отношений субъект может одновременно  исполнять функции кредитора  и заемщика, например, банк.

Объект кредитной сделки – это ссуженные ценности в денежном и товарном виде, переданные заемщику кредитором с последующим возвратом.

3. Существует две основных  функции кредитования в современных  условиях: перераспределительная и  функция замещения операций с  наличными безналичными кредитами.

4. Существует большое  количество различных видов кредитов, ежедневно на кредитном рынке появляются новые кредитные продукты с новыми условиями. Поэтому чтобы подобрать для себя наиболее выгодный и удобный кредит, необходимо знать какие бывают виды кредитов и различать их особенности.

5. Прежде всего, необходимо  знать, что кредит подразделяется  на два основных вида – это  банковский кредит и небанковская  ссуда. Банковский кредит выдает  банк, который имеет на это  лицензию, а займы, которые выдают кредитные союзы, финансовые компании называются небанковскими ссудами.

6. По итогам 2014 года ожидается замедление темпов прироста портфеля кредитов МСБ до 10−12%, по оптимистичному сценарию, что близко к прогнозам "МСП Банка" (8,5−11,5%). Данный сценарий предполагает отсутствие значимых перебоев с трансграничным финансированием, при этом динамика реального ВВП будет находиться в диапазоне 1−1,5%. В результате объем кредитования МСБ составит на начало 2015 года 5,7−5,8 трлн рублей. По пессимистичному сценарию, ожидается закрытие части лимитов для российских предприятий на зарубежных рынках и снижение реального ВВП на 1−2%. При реализации такого сценария мы ожидаем замедления темпов кредитования МСБ до 6−8% (5,5−5,6 трлн рублей). При этом в обоих сценариях вплоть до IV квартала 2014 года новые меры господдержки рынка будут слабо отражаться на динамике рынка.

7. Потенциал развития  рынков ссуд населению еще  далеко не исчерпан. Так, на конец 2012 года соотношение задолженности физических лиц перед банковским сектором к годовым денежным доходам составило 23%, в то время как в еврозоне - 98.4%. Скорее всего, в среднесрочной перспективе этот показатель будет расти. Однако невысокие денежные доходы населения России и очень большие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития. Таким образом, налицо влияние банковских продуктов и услуг на повышение и понижение эффективности функционирования коммерческих банков.

8. Финансовый кризис и  его последствия оказали весьма  негативное воздействие на все  кредитные организации в России. В 2009 - 2010 году количество действующих  кредитных организаций сократилось  с 1108 до 1012.

Стратегически важным для банка, как с точки зрения имиджевой составляющей, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности продуктов и услуг, является анализ предпочтений и попытки удовлетворения клиентского спроса на каждом этапе жизненного цикла клиента. Для малого бизнеса в настоящее время это особенно актуально, предоставление услуг "на вырост" и обслуживание клиента после перехода в средний бизнес - сильное конкурентное преимущество универсального банка. Формирование такой растущей на глазах клиентской базы - залог качества кредитного портфеля банка и частичное решение проблемы банковского кредитования в России в целом.

Информация о работе Развитие банковского кредитования в России