Развитие потребительского кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

С развитием финансового рынка в Беларуси и созданием финансовых структур широкое распространение получило предоставление различного рода финансовых услуг. Одним из видов услуг, предоставляемых финансовыми структурами, явился потребительский кредит. Появившись в 90-х годах, потребительское кредитование одновременно выступило не только как средство приближения отечественной финансовой системы к зарубежным аналогам и способом банка дополнительно заработать, но также стало эффективным средством восполнения финансовых средств у населения, что в период 90-х годов оставляло желать лучшего.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1 Теоретические основы потребительского кредита…………………….…4
1.1 Понятие потребительского кредита………………………………….….4
1.2 Роль потребительского кредита…………………………………………7
2 Классификация потребительского кредита по видам и формам…….....11
2.1 Виды потребительского кредита……………………………………….11
2.2 Формы потребительского кредита…………………………………...…14
3 Перспективы развития потребительского кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………...…………......….18
3.1 Современное состояние потребительского кредита в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
3.1.1 Рейтинг потребительских кредитов с поручителями……………......18
3.1.2 Рейтинг потребительских кредитов без поручителей…………….....21
3.2 Перспективы развития кредитования населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..………23
Заключение………………………………………………………………...…28
Список использованных источников…………………………………….…30
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………….………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………….…......35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ДКБ новый.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ"

 

       

Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Деньги, кредит, банки

 

на тему: Развитие потребительского кредита в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Студентка

ВШУБ, 4 курс, ВВК-3       ___________                       Войткевич С. В.

                                               (подпись)

                                             __________

                                                            (дата)

 

 

Руководитель               ___________________             Петрушина В. М.

           (подпись) (оценка)     

                                       ___________  

                                             (дата)       

 

 

 

 

 

 

МИНСК   2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 33с., 2 табл., 23 источника, 2 прил.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ, ОВЕРДРАФТ, СКОРИНГ-КРЕДИТОВАНИЕ, КРЕДИТОДАТЕЛЬ, КРЕДИТОПОЛУЧАТЕЛЬ.

Объект  исследования – потребительское кредитование.

Предмет исследования – правовые, организационные и технические условия развития потребительского кредита на территории Республики Беларусь.

Цель  работы: изучить развитие потребительского кредитования в Республике Беларусь, его особенности, а также пути и перспективы развития.

Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические, экспертных оценок.

Исследования  и разработки: изучены основные теоретические аспекты, связанные с потребительским кредитованием; определены основные пути оптимизации потребительского кредитования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              ________________

                                                                                                        (подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….…3

1 Теоретические  основы потребительского кредита…………………….…4

1.1 Понятие потребительского кредита………………………………….….4

1.2 Роль потребительского кредита…………………………………………7

2 Классификация  потребительского кредита по видам и формам…….....11

2.1 Виды потребительского кредита……………………………………….11

2.2 Формы потребительского кредита…………………………………...…14

3 Перспективы развития  потребительского кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………...…………......….18

3.1 Современное состояние  потребительского кредита в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18

3.1.1 Рейтинг потребительских  кредитов с поручителями……………......18

3.1.2 Рейтинг потребительских кредитов без поручителей…………….....21

3.2 Перспективы развития  кредитования населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..………23

Заключение………………………………………………………………...…28

Список использованных источников…………………………………….…30

ПРИЛОЖЕНИЕ  А………………………………………………….………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б…………………………………………………….…......35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием  финансового рынка в Беларуси и созданием финансовых структур широкое распространение получило предоставление различного рода финансовых услуг. Одним из видов услуг, предоставляемых финансовыми структурами, явился потребительский кредит. Появившись в 90-х годах, потребительское кредитование одновременно выступило не только как средство приближения отечественной финансовой системы к зарубежным аналогам и способом банка дополнительно заработать, но также стало эффективным средством восполнения финансовых средств у населения, что в период 90-х годов оставляло желать лучшего.

Потребительский кредит является одним из самых популярных видов банковских операций в развитых странах. Такое широкое его распространение вызвано в первую очередь тем, что эта форма кредита способствует расширению емкости рынка по целому спектру потребительских товаров и услуг.

В последние  годы отмечается значительный рост объемов  кредитования населения белорусскими коммерческими банками. Достаточно велико и имеет тенденцию к дальнейшему росту предложение банковских продуктов на рынке потребительского кредита, расширяется число банков, предоставляющих кредиты физическим лицам, что усиливает конкуренцию в банковском секторе и делает кредиты более доступными широкому кругу частных лиц.

Потребительский кредит отражает экономические отношения  между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Данный кредит выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь (приобрести) только в будущем – при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, а с другой – ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров. Потребительский кредит в определенной мере способствует относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами, сокращает разрыв между уровнем и структурой потребления различных социальных слоев и групп населения. 

Важность потребительского кредитования подтверждает и практика зарубежных стран, где рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в значительной мере расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и сыграл заметную роль в быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.

Таким образом, актуальность исследования зарубежной практики и проблем развития потребительского кредитования в РБ обусловлена важностью  данной финансовой услуги для развития отечественной экономики, а также  недостаточной степенью разработки данной темы в отечественной литературе.

Целью написания  данной работы является раскрытие понятия  потребительского кредита и его  роли; рассмотрение видов и форм потребительского кредита; изучение современного состояния потребительского кредита в Республике Беларусь.

При написании  работы были изучены исследования отечественных и зарубежных авторов, касающиеся потребительского кредита, нормативные акты Республики Беларусь, а также материалы белорусской периодической печати, освящающие состояние рассматриваемого вопроса на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы потребительского кредита

 

1.1 Понятие потребительского кредита

 

Понятие потребительского кредита, как особой формы, заключается  в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования. Она предоставляется торговыми фирмами и специализированными финансовыми компаниями. В кредитных отношениях между гражданами и торговыми фирмами банки непосредственного участия не принимают. Этим потребительский кредит отличается от банковского кредита, который выдается населению в денежной форме. Однако потребительский кредит тесно связан с банковским кредитом, поскольку торговые фирмы и финансовые компании, предоставляющие рассрочку платежа, используют долговые обязательства потребителей для получения банковских кредитов.

Общее целевое  направление собственно потребительского и банковского кредитов населению – служить источником финансирования конечного потребителя – послужило основанием для возникновения расширительной трактовки потребительского кредита как совокупности товарных и денежных кредитов, предоставляемых фирмами, банками и государством населению. Специфика потребительского кредита заключается в том, что кредитополучателями в данном случае являются физические лица, берущие кредит на удовлетворение своих личных потребностей.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и  деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских кредитов, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины и другие предприятия, а с другой стороны – кредитополучатели – физические лица. Так, во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 – специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских кредитов, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашение производится в разовом порядке или с рассрочкой платежа.

Потребительский кредит предоставляется на принципах  срочности, возвратности, платности и материальной обеспеченности. [24, с.129]

Принцип платности  кредита означает, что каждый кредитополучатель  должен внести банку определенную плату  за временное заимствование у  него денежных средств. Данный принцип  стал рассматриваться в системе  основных принципов кредитования только с переходом деятельности кредитных учреждений на принципы хозрасчета. Это не означает, что в советской банковской практике не предусматривалась плата за пользование кредитом, но в условиях единой общественной формы собственности платности кредита не придавалось особого значения.

Банку платность  кредита обеспечивает покрытие его  затрат по формированию ресурсной базы, создает источники для содержания своего аппарата, обеспечивает получение  прибыли, поэтому в настоящее  время, кроме уплаты кредитополучателями процентов за непосредственное использование позаимствованных ресурсов, могут предусматриваться выплаты банку различного рода вознаграждений, связанных с обслуживанием кредита: комиссионные выплаты за процедуру рассмотрения заявок на получение кредита и других документов, представленных в подтверждение кредитуемой сделки, вознаграждения за сопровождение кредита и другие.

Возвратность  является основной сущностной характеристикой  кредита, той особенностью, которая  отличает кредит как экономическую категорию товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, возвратность — неотъемлемая черта кредита, его атрибут.

Значение принципа срочности на практике для банка  проявляется в следующем: при  невозврате или даже просто при несвоевременном возврате кредитополучателями позаимствованных средств банк-кредитор сталкивается с проблемами поддержания собственной ликвидности, поскольку основным источником его кредитных ресурсов являются привлеченные средства, возврат которых он, в свою очередь, должен обеспечить в определенные сроки.

Реализация  принципа дифференцированности в современной банковской практике проявляется в оформлении кредитных отношений банка с кредитополучателями кредитными договорами, призванными обеспечить индивидуальный подход к каждому кредитополучателю с учетом его особенностей. При этом условия договора разрабатываются таким образом, чтобы степень риска кредитной сделки для банка была минимальной.

Под способом обеспечения  возвратности кредита следует понимать конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника [12, с.18].

Банки исполняют роль посредников между сберегателями (первичными кредиторами) и инвесторами (первичными кредитополучателями). При этом двумя главными экономическими агентами в обществе являются физические и юридические лица. Конкретные физические или юридические лица, имеющие избыток денежных средств, считаются сберегателями, а те, кто испытывает дефицит средств, относятся к заемщикам.

Вместе с  тем конкретные физические лица могут  быть как сберегателями, так и  кредитополучателями, но как экономическая  группа физические лица — чистые сберегатели. Аналогично конкретные юридические лица или государство могут быть и кредиторами, и кредитополучателями, но как экономическая группа они являются чистыми кредитополучателями.

Информация о работе Развитие потребительского кредита в Республике Беларусь