Регулирование денежной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие денежной массы……………………………………………….4
Денежная масса…………………………………………………………….4
Денежные агрегаты………………………………………………………...5
Глава II. Регулирования денежной массы….……………………………..9
2.1 Методы регулирования денег……………………………….……………..11
2.1.1 Организационно – распорядительные методы регулирования обращения денег………………………………………………………………………………11
2.1.2 Судебно – надзорные методы регулирования денежного обращения………………………………………………………………………..13
2.1.3 Экономические методы государственного регулирования обращения денег………………………………………………………………………………14
2.1.4 Социально – психологические методы государственного регулирования обращения денежной массы……………………………………………………15
Глава III. Факторы, влияющие на денежную массу…………………………..19
3.1 Факторы, влияющие на количество денежной массы…………………….19
3.2 Факторы, воздействующие на объем денежной массы…………………..20
3.3 Динамика объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политики………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Список литеретуры………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Косвенные факторы  не могут работать в нашей экономике  на полную мощность по причине ее недостаточной  “рыночности”. Полноценный рынок  ценных бумаг, в том числе рынок  государственных обязательств у  нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг. В целом дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

           С точки зрения мотивационного  критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной  мотивации деятельности объекта  управления. В той или иной  мере они используются при  регулировании государством денежного  обращения. Так, введение налога  на покупку иностранной валюты  формирует материальную мотивацию  для обращения национальных денежных  знаков. Властная, принудительная мотивация  проявляется через установление  Центральным банком доли обязательной  продажи валюты фирмами экспортёрами  от объёма выручки.

 

 

2.1 Методы регулирования  денег

 

           По содержанию методы государственного  регулирования связаны с организационно  – распорядительными, экономическими, социально – психологическими, способами  воздействия на обращение денег.

 

2.1.1 Организационно – распорядительные методы регулирования обращения денег.

Организационно – распорядительные методы включают в себя построение и совершенствование структур управления, установления круга полномочий, регламентацию  прав и обязанностей хозяйствующих  объектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и распорядительных документов.

           Классификация организационно –  распорядительных методов обуславливается  разделением ветвей власти на  законодательную, административную и судебно – надзорную. В области государственного регулирования денежного обращение основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

           Для законодательного регулирования  современного устройства денежной  системы Российской Федерации  наибольшее значение имеют Гражданский  кодекс Российской Федерации,  Федеральные законы «О валютном  регулировании и валютном контроле»,  «О Центральном банке Российской  Федерации», «О банках и банковской  деятельности в Российской Федерации».

            В соответствии  со ст. 140 ГК  РФ  «Деньги (валюта)», «рубль  является законным платёжным  средством, обязательным к приёму  по нарицательной стоимости на  всей территории РФ. Платежи на  территории Российской Федерации  осуществляются путём наличных  и безналичных расчётов. Случаи, порядок и условия использования  иностранной валюты на территории  РФ определяются законом или  в установленном им порядке». Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» виды имущества , признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

           Законодательные акты характеризуют  цели и направления деятельности  органов, осуществляющих регулирование  денежного обращения. В соответствии  со ст. 10 Федерального закона «О  валютном регулировании и валютном  контроле» целью валютного контроля  и валютного регулирования является  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

На базе законодательных  актов строятся административные способы  государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей  системой  и управляемой системой. К управляющей системе относятся  соответствующие правительственные  министерства и комитеты (Министерство финансов, Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная служба), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения. Порядок проведения валютных операций в Российской Федерации  утверждается приказом Центрального банка  России.

            К институтам управляемой системы  относятся прежде всего кредитные организации, деятельности которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

           Основные административные обязанности  в области денежного обращения  возложены на ЦБ РФ. В соответствии  со ст. 41 Закона «О банках и  банковской деятельности в Российской  Федерации» «надзор за деятельностью  кредитной организации осуществляется  банком России в соответствии  с Федеральными законами». 

 

 

 

2.1.2 Судебно – надзорные методы регулирования денежного обращения.

 

Судебно – надзорные методы регулирования денежного обращения  связаны:

- с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций.

- с разбирательствами  в арбитражных судах по вопросам  банкротства финансовых организаций.

- с подавлением теневой  экономики, разрушительно влияющей  на национальную хозяйственную  систему и др.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона  «О центральном банке  Российской Федерации» на денежные средства и иные ценности юридических и  физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в  кредитной организации, арест может  быть наложен не иначе как судом  или арбитражным судом, судьёй, а  также по постановлению органов  предварительного следствия при  наличии санкции прокурора.

           Судебно – надзорные власти действуют на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституции законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

            При  разрешении спорных отношений  учитываются обычаи делового  оборота. В случае возникновения  спорных отношений и отсутствия  норм права применяются нормы  права, регулирующие сходные отношения,  а при  отсутствии таких  норм – исходя из общих начал  и смысла законодательства. 

 

2.1.3 Экономические методы государственного регулирования обращения денег.

 

           Инструменты экономической политики  государства достаточно условны.  В целом они подразделяются  на рыночные и нерыночные.

           Все государства мира используют  богатый инструментарий воздействия  на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонопольные и антидемпенговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, регистрацию, квотирование,  разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование норм обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностранным государствам), предоставление гарантий и поручительств и др.

            В соответствии со статьёй  35 Федерального закона от 19.07.2002 г.  № 865-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации» основными  инструментами и методами денежно  – кредитной политики являются:

а) процентные ставки по операциям  Банка России

б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

в) операции на открытом рынке

г) рефинансирование кредитных  организаций

д) валютные интервенции

е) установление ориентиров роста денежной кассы

ж) прямые количественные ограничения

з) эмиссия облигаций от своего имени

           По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к её отдельным частям, например, только к безналичным расчётам или валютным операциям.

           Приоритет в области регулирования  денежного обращения принадлежит  экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определённого набора экономических инструментов.

 

2.1.4 Социально – психологические  методы государственного регулирования  обращения денежной массы. 

 

           Социально – психологические  методы государственного регулирования  обращения денежной массы –  наименее разработанная проблема  в теории и практике. О них  вспоминают, как правило, только  в период тяжёлых финансовых  потрясений, когда возникает паника  на рынках, резко проявляются  инфляционные ожидания, т.е. предчувствие  негативных изменений в денежном  обращении.

           Грамотное применение  социально  – психологических методов позволяет  своевременно нейтрализовать и  избежать неконтролируемого роста  цен в период денежных реформ.

           Изменение количества денег, циркулирующих  в экономической системе, может  оказывать существенное воздействие  на реальный выпуск товара, уровень  цен, занятость населения и  другие экономические переменные. Существование определённого соответствия  между долгосрочной динамикой  денежной массы и движением  уровня цен было замечено ещё  в давние времена. Оно и легло  в основу количественной теории  денег, которая существенно модифицировалась  в ХХ веке благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания -  механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, её агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег. К инструментам государственного регулирования   денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно – кредитной политики, формирование финансового рынка, контроль за денежной массой в ходе проведения денежно – кредитной политики.

             Для осуществления эффективного  контроля за состоянием денежной массы необходимо:

- полностью отказаться  от разграничения принципов и  сфер обращения наличных денег  и безналичных денежных средств

- строго соблюдать монополию  Центробанка на осуществление  дополнительного выпуска денег,  выпуска в обращение банкнот  во всех формах, что ведёт к  увеличению денежной массы

- регулировать единый  денежный оборот на следующих  принципах:

1. прогнозирование потребности  в денежных средствах на макро  уровне , в отдельных отраслях и регионах 

2. разработка системы  и внедрение контрольных цифр  и нормативов

3. разработка и использование  экономико – математического аппарата и функции спроса и предложения денег

4. внедрение в практику  учёта, анализа и регулирования  денежного обращения системы коэффициентов мультипликации денежных средств.

           Эти коэффициенты отражают степень  трансформации наличных и безналичных  средств.

5. разработка показателей     совокупной денежной массы, рассчёт  соответствующих агрегатов и  проведение мероприятий денежно  – кредитной пролитики

           В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

1. операции на открытом  рынке, являющиеся самым основным  инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность  коммерческих банков через объем  имеющихся у них ресурсов (купля-продажа  казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (РЕПО). Если Центральный Банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы.

2. девизные операции, то  есть покупка и продажа Центральным  банком иностранной валюты для  поддержания курса национальной  валюты и предотвращения его  резких колебаний, противодействия  спекулятивным настроениям участников  рынка. 

 3. депозитные операции Банка России, которые также используются для изъятия излишней ликвидности комбанка. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок, не допуская обесценения национальной валюты и росту инфляции в связи с этим.

Информация о работе Регулирование денежной массы