Реструктуризация банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

В России экономический рост затруднен систематической нехваткой средств для финансирования производства и чрезмерно высокими процентами по банковским кредитам. Пока еще кредитно-банковская система страны не реализует свои возможности в обеспечении роста производства ВВП. В частности, кредит из-за чрезмерно высоких процентов не служит реальным фактором развития промышленности и агропромышленного комплекса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1. Реструктуризация как стратегия развития предприятия………………….5
1.1 Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации…………………………………………………………………………..5
1.2 Причины кризисов предприятий……………………………………………..6
1.3 Классификация кризисных ситуаций………………………………………7
1.4 Цели реструктуризации и критерии их достижения……………………….9
2. Реструктуризация банковской системы РФ…………………………………11
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы…………………11
2.2 Проблемы банковской системы…………………………………………….12
2.3 Схема развития кризиса платежеспособности банка……………………14
2.4 Методология реструктуризации…………………………………………..18
2.5 Комплекс мер по реструктуризации банковской системы………………..19
2.6 О роли и месте АРКО в оздоровлении банковской системы России…………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

Реинжиниринг предполагает более глубокую перестройку, чем  другие способы модернизации бизнес-процессов. Относительная величина изменений  при реализации программы BPR может  достигать 40%, в то время как другие способы модернизации приводят к  изменениям порядка 10-20%.

Кроме того, реинжиниринг рассматривается  как подход, обратный принципам тейлоризма, или научного управления. Согласно этим принципам для обеспечения необходимой эффективности любая работа должна быть разбита на множество элементарных, зачастую повторяющихся операций. Эти операции обычно выполняют разные люди или даже разные подразделения. Наиболее полное воплощение принципов тейлоризма - конвейер. Однако в настоящее время этот подход не оптимален, особенно применительно к финансовым организациям.

Наиболее важная особенность BPR - акцент на повышение общей эффективности  бизнес-процессов вместо повышения  эффективности отдельных его  частей. В ходе работ необходимо прежде всего сформировать идеальное  решение, модель to be (должно быть).

Формирование идеальной  схемы необходимо, чтобы отвлечь  мышление от существующего в конкретной организации бизнес-процесса. В противном  случае, в качестве исходной точки  во всех построениях будут неосознанно  использоваться уже существующие схемы.

 

2.5 Комплекс мер по реструктуризации  банковской системы

 

Комплекс мер по реструктуризации банковской системы состоит их двух этапов. Целями реструктуризации в  краткосрочной перспективе являются: восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, повышение ликвидности банков и попытки улучшения качества их активов.

В среднесрочной перспективе  ставятся следующие задачи: реструктуризация отдельных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальный и экономические издержки; недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые  могут быть использованы для ведения  конкурентоспособной банковской деятельности; привлечение к участию в капитале банков новых собственников, в том  числе и иностранных инвесторов

Целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах  и создание условий для активизации  ее работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности руководителей  и собственников за результаты их деятельности по управлению банками.

Основными принципами реструктуризации банковской системы является минимизация  государственных издержек при проведении процесса реструктуризации и максимально  возможное сохранение имущества  банковской системы Осуществление  процесса реструктуризации предполагает равное отношение к защите интересов  всех кредиторов и клиентов, выраженной в сокращении доли объема принадлежащего им банковского капитала и привлечении  всех заинтересованных сторон к процедуре  реструктуризации.

Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе комплексного анализа финансового положения  проблемных кредитных организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том  числе и о качестве их активов, размере собственных средств.

По результатам анализа  проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы  и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих  групп:

1-я группа: стабильно работающие  банки, не испытывающие значительных  затруднений в управлении текущей  ликвидностью, способные работать  без дополнительной государственной  поддержки и самостоятельно решать  свои текущие проблемы;

2-я группа: региональные  банки, которые должны стать  "опорными" в будущей региональной  банковской системе России;

3-я группа: отдельные крупные  банки, не имеющие возможности  самостоятельно продолжать банковские  операции, которые, однако, нецелесообразно  закрывать по причине слишком  высоких социальных и экономических  издержек;

4-я группа: банки, испытывающие  существенный дефицит ликвидности  или собственных средств (капитала).

Для каждой группы банков предлагается своя стратегия поведения, подходы  к участию государства в их поддержке.

Финансовая поддержка  кредитных организаций связана  с получением возможности определять решения, принимаемые кредитной  организацией, в том числе путем  приобретения ее контрольного пакета акций. Оказание финансовой поддержки  может осуществляться путем участия  в увеличении уставного капитала, предоставлении кредитов, приобретении долговых обязательств или активов, предоставления финансирования под  уступку прав требования, исполнения обязательств кредитной организации.

Одновременно должны осуществляться организационные меры, включая замену руководящего состава кредитной  организации, реорганизацию, в том  числе слияние с другими кредитными организациями, продажу части принадлежащего этой кредитной организации имущества.

В Банке России исходят  из того, что финансовая поддержка  может оказываться только жизнеспособным кредитным организациям. У кредитных  организаций, которые, по оценке Банка  России, не имеют перспектив на восстановление нормальной деятельности, лицензии будут  отбираться.

Предполагается упорядочить  и активизировать процессы торговли банковскими активами, для чего предусматривается  организовать соответствующие торговые площадки.

Участие государства в  процессе реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга  проблемных банков, относящихся к  категории так называемых опорных  региональных банков и крупных многофилиальных  банков Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности  в банковских услугах всех регионов России.

Минимально необходимые  затраты на рекапитализацию этой группы банков можно оценить в  сумму, не меньшую чем 40 млрд. рублей. Ввиду ограниченности ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы  поддержка банков со стороны государства  будет производиться постепенно, в течение определенного времени.

В целях установления очередности  решения вопросов о поддержке  регионов в ходе реструктуризации их банков, целесообразно исходить из приоритетов, определяемых не только Банком России, но и правительством. При  этом должны быть учтены два обстоятельства: приоритетность региона с точки  зрения государственной социально-экономической  политики и уровень обеспеченности региона банковскими услугами. Соответствующие  расчеты Банка России проведены. Предпочтение следует, естественно, отдавать регионам с низким уровнем обеспеченности банковскими услугами. Остальные  банки должны решать свои проблемы самостоятельно, без финансовой поддержки  со стороны государства.

С целью создания благоприятных  условий для рекапитализации  проблемных банков предпринят целый  ряд мер, в том числе отменен  запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций  в иностранной валюте. Участникам предоставлено право производить  оплату увеличенного капитала кредитных  организаций материальными активами, в том числе и недвижимым имуществом.

Программа реструктуризации должна учитывать и опыт других развивающихся  рынков, где в основе подобных программ лежали четыре принципа, уже доказавшие свою действенность:

- укрупнение финансовых учреждений, сокращение количества банков с целью формирования более жизнеспособных единиц и концентрации ограниченных ресурсов в немногих кредитных учреждениях;

- создание универсальных финансовых институтов, участвующих во всех направлениях финансовой деятельности, в частности более активная интеграция банков и страховых компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков; налаживание корпоративного управления, введение механизмов жесткого контроля за деятельностью банков;

- увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе с целью привлечения нового капитала, свежих идей, навыков и технологий, а также восстановления доверия инвесторов и вкладчиков.

2.6 О роли и месте  АРКО в оздоровлении банковской  системы России

Есть три группы субъектов, которые традиционно несут основные затраты по оздоровлению банков. Это  акционеры банков, кредиторы и  государство. Степень участия каждой из указанных групп определяется в зависимости от модели реструктуризации банковского сектора, используемой в конкретной стране.

В России одним из ограничивающих факторов стали финансовые возможности  государства. В связи с этим Правительство  России и Банк России были вынуждены  сконцентрировать свои усилия по оздоровлению относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.

Правительством России при непосредственном участии Банка  России было создано в качестве специализированной организации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Такой подход к управлению процессом реструктуризации опирается  на мировой опыт. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис.

В России такая организация  выступает как один из рабочих  инструментов непосредственного участия  государства в процессе финансового  оздоровления банков.

Деятельность Агентства  направлена на практическую реализацию государственной политики о реструктуризации банковской системы Российской Федерации. Это обусловливает основные цели его деятельности - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций  осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам  экономики, аккумуляция и обеспечение  сохранности денежных средств юридических  лиц и населения.

Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковской системы  не сводится к созданию и деятельности Агентства, хотя последнему и отводится  важная роль. Происходит, естественно  и саморегулирование банков.

Сегодня АРКО имеет четко  очерченный горизонт ответственности. Он определен рамками Федерального закона «О реструктуризации кредитных  организаций», положения которого были согласованы с международными финансовыми  организациями.

На финансирование деятельности АРКО в 1999 году было выделено 10 млрд. рублей, что составляет 0,2 % ВВП по итогам 1998 года. Это достаточно скромный показатель на фоне стран, тративших на реструктуризацию банковских систем до 50 и выше процентов  ВВП.

 

 

Заключение

Правительство России не совсем довольно тем, как проходит реструктуризация банковской системы. Власти опасаются, что слабые банки не смогут адекватно  обслуживать быстро растущую промышленность. Чтобы форсировать процесс оздоровления банковской системы, правительство рассматривает вопрос возврата к ситуации, когда банк может по собственной инициативе обратиться в АРКО за помощью. Сейчас же по Закону о реструктуризации банков он должен дожидаться момента, когда он окажется на грани банкротства. И лишь после этого ЦБ может рекомендовать АРКО взять этот банк под свою опеку.

Финансовые возможности  агентства пока не позволяют заниматься оздоровлением банковской системы. В ходе рассмотрения бюджета 2000 года в Думе Минфин нашел для АРКО 1 млрд. руб. прямого финансирования и 4 млрд. руб. гарантий под выпуск облигаций  агентства.

Однако правительство  скорее всего в этом году лишь ограничиться констатацией того факта, что денег  на банки мало. Увеличить финансирование помешает жесткое ограничение бюджетных  расходов. Кроме того, до сих пор  не понятно, какую именно банковскую систему хочет увидеть государство  и хочет ли оно возрождать прежние  системообразующие банки.

Единственное, что сейчас реально сможет сделать правительство, - это внести поправки к Закону о  реструктуризации кредитных организаций, позволяющие АРКО договариваться с  банками о реструктуризации на добровольной основе. С надеждой, что в следующем  году на это будут выделены какие-то средства.

Накопленный за последние 16 лет опыт Чили, Аргентины, Мексики, а  недавно - и Южной Кореи позволяет  говорить о некоторых принципах, которые могли бы использовать для успешной реструктуризации финансового сектора в России. Конечно, речь идет не о простом механическом переносе этого опыта, а о его умелой адаптации к российской действительности.

Важной предпосылкой для  успешной реструктуризации является готовность правительства создать условия, привлекательные для инвестирования в реальный сектор экономики. На данном этапе, как в прочем, и на протяжении прошедших семи лет, непомерные процентные ставки, обусловленные бюджетным  дефицитом, а также несовершенный  законодательный и бюджетный  режимы способствовали тому, что появилось  два разобщенных мира: финансовый и «реальный».

Очевидно, что осуществление  программы реструктуризации банковской системы требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа  может быть только при условии  одновременного решения проблем  реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без  решения структурных проблем  в этих отраслях не обойтись

 

Литература

1. М. Голубев - «Лучше меньше, да лучше», журнал «Рынок ценных бумаг», № 18 (153),2009

2. А. Нещадин, И. Липсиц (Экспертный институт) - «Выход из кризиса: иллюзии или реальность. К проблеме реструктуризации российской промышленности», Бюллетень финансовой информации, № 12 (55) 12.1999- № 1 (56) 01.2000.

3. В. Иванов (ГУ ЦБ РФ) - «Организация антикризисного управления в коммерческом банке», 2005.

Информация о работе Реструктуризация банковской системы РФ