Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве;
Введение 3
1. Деятельность Банка России 5
1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка РФ. Структура органов управления 5
1.2. Функции ЦБ РФ 9
2. Российская банковская система на современном этапе 14
2.1. Перспективы российской банковской системы 14
2.2. Состояние платежной системы Банка России и пути ее совершенствования 28
3. Пути совершенствования денежной системы в России 33
3.1 Оценка денежно-кредитной политики ЦБ РФ 33
3.2. Развитие платежной системы 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Развитие Банком России собственной платежной системы направлено на рост ее эффективности за счет сокращения издержек, улучшения качества предоставляемых услуг, повышения быстродействия как при проведении платежей, так и при выполнении запросов и управляющих воздействий, а также на снижение в ней кредитного риска, риска ликвидности, операционного, системного и правового рисков.
В платежной системе Банка России функционируют системы расчетов и расчетные механизмы, различающиеся по территориальному охвату и объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу участников и расчетным документам, скорости проведения платежей и используемой технологии, включающие в себя:
– систему банковских электронных
срочных платежей (далее – система
БЭСП), предназначенную для
– более семидесяти отдельных систем внутрирегиональных электронных расчетов, работающих в непрерывном режиме;
– систему внутрирегиональных электронных расчетов московского региона, функционирующую как в режиме рейсов, так и в непрерывном режиме;
– систему межрегиональных
– системы расчетов с применением авизо (телеграфных и почтовых), основанные на использовании бумажной технологии, позволяющие осуществлять перевод денежных средств вне зависимости от территориальной привязки в течение одного–пяти операционных дней;
– ряд специализированных расчетных механизмов для отдельных регионов России и подразделений Банка России (расчеты между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним вычислительным центром, расчеты в пределах одного учреждения Банка России, межрегиональные расчеты по сделкам на рынке государственных ценных бумаг, межрегиональные расчеты по сделкам на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж).
Совокупность систем расчетов и расчетных механизмов, обеспечивающих проведение платежей в каждом из регионов (группе регионов) Российской Федерации в соответствии с установленными графиками по местному времени в девяти часовых поясах составляет региональную компоненту платежной системы Банка России.
Участниками платежной системы Банка России являются Банк России в лице своих подразделений, кредитные организации (филиалы), Федеральное казначейство и его территориальные органы, а также другие клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями (филиалами). Банковские счета участникам, являющимся клиентами Банка России, открываются в подразделениях расчетной сети Банка России.
Идентификация участников
В платежной системе Банка России функции управления (в том числе оперативного) платежной системой Банка России и мониторинга ее функционирования распределены между тремя уровнями: федеральным (система БЭСП – центральный аппарат Банка России), региональным (региональные компоненты – территориальные учреждения Банка России) и локальным (подразделения расчетной сети Банка России).
Функционирование платежной
Банком России с участием инфраструктурных
организаций финансовых рынков установлен
порядок функционирования расчетных
механизмов по сделкам на рынке государственных
ценных бумаг и единой торговой сессии
межбанковских валютных бирж, позволяющий
завершать расчеты в
В платежной системе Банка России технологии обработки платежной информации и клиентские интерфейсы обмена электронными сообщениями различаются в зависимости от используемых систем расчетов набором используемых электронных сообщений, способом защиты платежной информации и транспортной средой. В платежной системе Банка России реализованы собственные унифицированные форматы электронных банковских сообщений, основанные на российских форматах расчетных документов, отличающихся от международных стандартов в части состава реквизитов и размерности полей. В связи с этим взаимное преобразование электронных банковских сообщений, используемых в платежной системе Банка России, и финансовых сообщений, составленных в соответствии с международными стандартами, в ряде случаев осуществляется с применением операций, выполняемых ручным способом.
Платежи в платежной системе Банка России проводятся на платной основе и бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России необходимо:
– централизовать осуществление расчетов, а также внедрить единый регламент функционирования платежной системы Банка России;
– централизовать функции мониторинга
и оперативного управления платежной
системой Банка России, в том числе
за счет внедрения единой информационно-аналитической
системы платежной системы
– преобразовать действующие
– предоставить клиентам возможность
консолидации их ликвидности в платежной
системе Банка России и реализовать
механизм централизованного
– обеспечить взаимодействие платежной системы Банка России с системами расчетов на финансовых рынках с использованием механизмов расчетов «поставка против платежа» и «платеж против платежа»;
– обеспечить создание условий для
сквозной обработки платежной
– обеспечить возмещение текущих расходов на оказание платных расчетных услуг.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).
К выборочным методам относятся:
Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
- минимальный размер уставного капитала;
- предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
- показатели ликвидности
- минимальный размер
- максимальный размер риска
на одного заемщика в виде
определенного процента от
- ограничение размеров
- ограничение использования
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Основу перспективной
Развитие платежной системы Банка России будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе будет обеспечена
централизация расчетов на основе централизации
обработки платежной информации
и формирования нормативной базы
централизованного
Система БЭСП в течение первого
этапа будет функционально
Информация о работе Роль Банка России в обеспечении стабильности денежной системы России