Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
сельскохозяйственный институт»
Кафедра «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ДЕНЕЖНАЯ ТЕОРИЯ И
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА»,
вариант
№36
Выполнил:
студент 5 семестра,
группы ЭФ-13з ,
Евсеенко Татьяна Юрьевна
Научный
руководитель:
Ханченков Н.С., к.м.н., доцент
Кемерово
– 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль ЦБ РФ как финансового
агента правительства России. ………………4
Заключение……………………………………………………………………….19
2. Практическое задание. Функции
и роль Центробанка РФ в осуществлении
денежно-кредитной политики…………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………………28
Введение
Актуальность
темы контрольной работы заключается
в том, что Центральные банки осуществляют
руководство всей кредитной системой
страны, они призваны регулировать кредит
и денежное обращение, контролировать
и стабилизировать движение обменного
курса национальной валюты, сглаживать
своим влиянием перепады в уровне деловой
активности, цен и занятости, стимулировать
рост национальной экономики на здоровой
финансовой основе. Центральный банк выступает
в качестве агента правительства. В этом
случае он консультирует правительство
в таких областях, как управление национальным
долгом, валютная и кредитно-денежная
политика. Основная функция банка разрабатывать
и проводить кредитно-денежную политику.
Это самая важная его функция. Как агент
правительства в фискальных делах центральный
банк дает ему советы, управляет некоторыми
депозитными счетами и фондами правительства,
от имени правительства выпускает и изымает
из обращения деньги, управляет национальными
инвалютными резервами и выступает от
имени правительства на международном
валютном рынке.
Основной целью исследования контрольной
работы является определение роли ЦБ РФ
как финансового агента правительства
России.
1. Роль ЦБ РФ как
финансового агента правительства
России
1.1 Понятие Центрального
банка Российской Федерации
ЦБ РФ является
финансовым агентом правительства РФ,
т.е. он регулирует все основные денежно-кредитные
операции, которые осуществляются внутри
страны и за ее пределами, а также следит
за деятельностью всех кредитных организаций
на территории РФ.
ЦБ РФ является
юридическим лицом, он имеет печать
с изображением Государственного
герба Российской Федерации и
своим наименованием. Государство
не отвечает по обязательствам
ЦБ, а ЦБ не отвечает по обязательствам
государства, если они не приняли
на себя такие обязательства.
Основными
целями деятельности ЦБ РФ
являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля,
в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и ускорение банковской системы
РФ;
- обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов;
Получение прибыли не является целью
деятельности ЦБ РФ.
ЦБ РФ выполняет
следующие функции:
1)во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает
и проводит единую государственную
денежно - кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля;
2)монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
их обращение;
3)является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4)устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
5)устанавливает правила проведения
банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы;
6)осуществляет государственную
регистрацию кредитных организаций;
выдает и отзывает лицензии кредитных
организаций и организаций, занимающихся
их аудитом;
7)осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций;
8)регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными
законами;
9)осуществляет самостоятельно
или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды
банковских операций, необходимых
для выполнения основных задач
Банка России;
10)осуществляет валютное регулирование,
включая операции по покупке
и продаже иностранной валюты;
определяет порядок осуществления
расчетов с иностранными государствами;
11)организует и осуществляет
валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
12)принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует
составление платежного баланса
Российской Федерации;
13)осуществляет иные функции
в соответствии с федеральными
законами.
1.2 Функция финансового агента
правительства России
Являясь по своему
статусу финансовым агентом правительства,
центральный банк осуществляет операции
по размещению и погашению государственного
долга, кассовому исполнению бюджета,
ведению текущих счетов правительства,
надзору за хранением, выпуском и изъятием
из обращения монет и казначейских билетов,
а также переводу валютных средств при
осуществлении расчетов правительства
с другими странами.
Важная роль центрального банка
в решении таких проблем, как
предоставление кредитов на покрытие
государственных расходов и дефицита
государственного бюджета, соответствует
его роли кредитора своей страны.
В зависимости от места размещения
государственные займы подразделяются
на внутренние (размещаемые внутри
страны) и внешние (реализуемые на
иностранных денежных рынках
в валюте либо страны-кредитора,
либо государства-заемщика, либо
в валюте третьей страны).
По способу размещения внутренние
государственные займы бывают
свободно обращаемые, реализуемые
по подписке и принудительные;
по видам доходности — процентные
(по которым ежегодно выплачивается
равными долями твердый доход),
выигрышные и лотерейные (доход
по которым может быть получен
в случае выхода облигации
в тираж погашения или тираж
выигрышей).
Развитие государственного кредита
сопровождалось созданием довольно
сложной структуры управления
государственным долгом. К числу
важнейших мероприятий в этой
области относится выявление
источников новых займов и
кредитов, их размеров и условий
привлечения, способов размещения.
Распределение функций в сфере
управления государственным долгом
между центральным банком, казначейством
или министерством финансов зависит
от особенностей исторического
развития страны, ее традиций
и положения центрального банка.
Основными методами финансирования
внутреннего государственного долга
являются:
— денежная эмиссия;
—прямые кредиты центрального
банка;
—выпуск государственных
займов.
Наиболее простой способ финансирования
государственного долга и государственного
бюджета — денежная эмиссия, в
результате которой увеличивается
объем доходов за счет разницы
между номинальной и реальной
стоимостью денег. Самым серьезным отрицательным
последствием широкого использования
денежной эмиссии становится переполнение
каналов денежного обращения платежными
средствами, не обеспеченными реальными
активами, которое ведет к обесценению
денег и усилению инфляции.
Длительное время весьма распространенным
способом покрытия дефицита государственного
бюджета были прямые кредиты
центрального банка правительству,
но в последние годы их использование
в ряде стран с рыночной
экономикой весьма ограничено.
Государственные займы применяются
для покрытия бюджетных дефицитов
страны путем аккумуляции временно
свободных средств физических
и юридических лиц (населения, банков,
страховых, промышленных и прочих
компаний), предоставляются на определенный
срок на условиях выплаты дохода
и оформляются удостоверяющими
долговыми обязательствами в
бумажной или безбумажной форме.
Существуют рыночные, нерыночные
и специальные выпуски облигационных
займов. Рыночные ценные бумаги
свободно покупаются и продаются
на денежном рынке и не могут
быть предъявлены к погашению
до установленных при выпуске
государственного займа сроков.
Нерыночные ценные бумаги нельзя
продавать или покупать, но они
могут быть досрочно предъявлены
к погашению. Специальные выпуски
государственных займов распределяются
среди конкретных учреждений
и фондов — их ценные бумаги
не подлежат купле-продаже на
денежном рынке.
Держателями государственных займов
являются коммерческие банки, небанковские
кредитно-финансовые институты, промышленные
корпорации и юридические лица.
Выполняя функцию финансового
агента правительства, центральный
банк реализует кассовое исполнение
бюджета — прием, хранение и
выдачу государственных бюджетных
средств, ведение учета и отчетности.
Согласно международной практике
существуют казначейская, банковская
и смешанная системы кассового
исполнения бюджета. При казначейской
системе кассовое исполнение
бюджета возложено на особые
органы министерства финансов
— приписные кассы, при банковской
— на центральный банк, при
смешанной — на казначейство
и центральный банк. На ранних
этапах развития кредитно-финансовой
системы кассовое исполнение
бюджета являлось функцией казначейства;
по мере развития банковской
системы эта обязанность постепенно
перешла к банкам, в основном,
к центральному банку.
В основу кассового исполнения
бюджета положен принцип единства
кассы, т.е. все мобилизованные государственные
доходы направляются на единый
счет министерства финансов в
центральном банке, с которого
черпаются средства для осуществления
государственных расходов. Центральный
банк, таким образом, выступает кассиром
правительства.
Единство кассы предоставляет
министерству финансов возможность
постоянно контролировать поступление
средств на его счет и отслеживать
движение кассовой наличности, своевременно
предотвращать кассовые разрывы,
обеспечивать централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование
доходов и расходов каждого
из бюджетов, образующих в совокупности
бюджетную систему страны.
В процессе кассового исполнения
бюджета центральные банки аккумулируют
бюджетные поступления, выдают финансовые
средства, зачисленные на счета
федерального и местных бюджетов,
ведут учет поступлений и платежей
федерального и местного бюджетов,
предоставляют финансовым органам
отчеты о кассовом исполнении
этих бюджетов.
1.3 Органы управления ЦБ РФ
Высшим органом
ЦБ является Совет директоров
- коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности
ЦБ и осуществляющий руководство
и управление ЦБ. В Совет директоров входят
Председатель ЦБ и 12 членов Совета директоров.
Члены Совета директоров работают на постоянной
основе в ЦБ.
Председатель
Банка России назначается на
должность Государственной Думой
сроком на четыре года большинством
голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на
должность Председателя ЦБ представляет
Президент Российской Федерации
не позднее чем за три месяца
до истечения полномочий Председателя
ЦБ.
В случае
досрочного освобождения от должности
Председателя ЦБ Президент Российской
Федерации представляет кандидатуру
на эту должность в двухнедельный
срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на
должность Председателя ЦБ кандидатуры
Президент Российской Федерации в течение
двух недель вносит новую кандидатуру.
Одна кандидатура не может вноситься более
двух раз. Одно и то же лицо не может занимать
должность Председателя ЦБ более трех
сроков подряд.
Государственная
Дума вправе освободить от
должности Председателя ЦБ по
представлению Президента Российской
Федерации.