Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть обязательное резервирование в деятельности ЦБ.
Задачи работы:
- рассмотреть резервные требования и их назначение;
- рассмотреть элементы системы резервных требований;
- рассмотреть развитие систем обязательного резервирования за рубежом, их отличительные черты;
- рассмотреть особенности российской практики обязательного резервирования, направления ее развития по пути сближения с международной практикой.
Введение 3
Глава 1. Назначение системы резервных требований и ее составные элементы 5
1.1.Характеристика основных элементов системы обязательного резервирования 5
Глава 2. Развитие зарубежных систем обязательного резервирования 12
2.1. Основные тенденции в развитии систем обязательного резервирования за рубежом 12
2.2. Различия в использовании механизма усреднения в США и странах ЕС 16
Глава 3. Российская практика обязательного резервирования 19
3.1. Правовая основа обязательного резервирования в России 19
3.2. Виды привлеченных средств, включаемых в состав резервируемых обязательств 20
3.3. Назначение и уровень норматива обязательного резервирования 22
3.4. Определение нормативной величины обязательных резервов 24
3.5. Использование принципа усреднения в российской практике 24
3.5. Содержание процесса регулирования размера обязательных резервов 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 30
Первый способ основан на раздельном хранении обязательных и добровольных резервов. В этом случае расчетная величина систематически пересчитывается применительно к установленным расчетным периодам, применяется рядок периодического регулирования фактически сформированного резерва для обеспечения требуемой суммы, вводится контроль за правильностью, полнотой и своевременностью формирования обязательных резервов.
Второй способ появился как развитие первого, способствуя повышению гибкости системы обязательного резервирования. Его особенность состоит в том, что банки Должны соблюдать необходимую величину обязательных резервов не на конкретную дату, а за период. Внутри периода банки могут иметь сумму обязательных резервов как ниже, так и выше расчетной величины. Данный способ предполагает хранение обязательных резервов вместе с добровольными резервами на одном счете в центральном банке. Эффективное функционирование данной системы предполагает включение в состав ее элементов контроля со стороны центрального банка за соблюдением требований по обязательному резервированию. Для этого могут быть использованы как методы дистанционных, так и инспекционных проверок.
Рассмотренные выше общие методологические подходы к построению системы обязательного резервирования отражают экономическое содержание этой системы. Использование ее для реализации конкретных целей денежно-кредитной политики предполагает экономическую настройку одного (нормы резервирования) или нескольких элементов этой системы на решение соответствующих задач.
Существует определенная
специфика в организации
Глава 2. Развитие зарубежных систем обязательного резервирования
Система обязательного резервирования зарубежных стран за период ее функционирования постоянно совершенствовалась под влиянием изменений макроэкономической ситуации, развития банковской системы и инструментов ее взаимодействия с внешней средой6.
2.1. Основные тенденции в развитии систем обязательного резервирования за рубежом
К числу основных тенденций развития системы обязательного резервирования зарубежных стран следует отнести.
1. Расширение прав центральных банков в области обязательного резервирования.
Правовую основу обязательного резервирования во всех зарубежных странах составляет банковское законодательство. Оно фиксирует обязанность банков соблюдать требования по резервированию средств в центральных банках, а также определяет верхние границы нормативов обязательного резервирования. Остальные вопросы центральные банки решают самостоятельно. В результате имеет место повышение гибкости современных систем обязательного резервирования.
2. Сближение правовых основ обязательного регулирования между странами.
В последние годы данная тенденция выразилась в создании единой системы минимальных резервов на территории 12 стран — членов Европейского союза.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) требует от кредитных институтов стран, входящих в Евросоюз, в том числе их филиалов, расположенных вне европейского пространства, поддерживать на счетах в национальных банках обязательные вклады, которые классифицируются как минимальные резервы.
В нормативных документах ЕЦБ сформулированы основные положения системы минимального резервирования: состав институтов, на который распространяется эта система; структура базы резервирования, уровень ставок, порядок расчета и поддержание резервов и т.д.
Сближение правового регулирования систем минимального резервирования касается и других стран. Оно состоит в появлении общих тенденций в развитии механизма обязательного резервирования.
К числу таких тенденций следует отнести постепенное расширение базы резервных требований, снижение норм обязательного резервирования, повышение гибкости механизма соблюдения резервных требований и др.
3. Расширение базы резервных требований, или базы резервирования, является одним из факторов, определяющих эффективность этой системы.
Если первоначально эта база состояла главным образом из денежных средств, хранящихся в центральном банке, то постепенно в нее стали включаться и другие высоколиквидные активы: банковские обязательства до 2-х лет в национальной валюте (Великобритания); вклады до востребования и приравненные к ним срочные вклады юридических лиц до 1,5 лет, евродепозиты (США); вклады до востребования, срочные до 3-х месяцев; 20% сберегательных вкладов (Швейцария); срочные и прочие вклады, эмиссия ценных бумаг, обязательства по отношению к оффшорным центрам (Япония).
Кроме того, в США, Великобритании, Швейцарии и Японии кредитным организациям разрешено засчитывать в счет установленных резервов кассовую наличность.
В странах ЕС в базу резервирования в настоящее время включаются7:
- ежедневно погашенные вклады (депозиты до востребования);
- депозиты со сроком погашения до двух лет;
- депозиты на срок до двух лет с согласованным сроком уведомления об изъятии;
- долговые обязательства с первоначальной продолжительностью до двух лет;
- бумаги денежного рынка.
По этой группе обязательств ставка резервирования составляет 2%.
Кроме того, особо выделена группа обязательств, которая входит в базу резервирования, но по которой в настоящее время ставка резервирования равна 0. В эту группу включены:
- депозиты со сроком погашения более двух лет;
- депозиты сроком более двух лет с согласованным сроком уведомления об изъятии;
- долговые обязательства с первоначальным сроком более двух лет;
- сделки РЕПО.
4. Снижение нормы (нормативов) обязательных резервов отражает утрату в последние годы значимости данного инструмента для денежно-кредитного регулирования.
Как показала практика, частый пересмотр норм обязательного резервирования, представляющий инструмент жесткого регулирования эмиссии кредитных денег и ликвидности банковской системы, не дает желаемого эффекта.
Для регулирования денежной массы все большее значение приобретают операции центральных банков на открытом рынке. Для гарантирования платежеспособности банков во многих странах стала применяться система страхования депозитов.
Кроме того, частое изменение нормативов может привести и приводило в отдельных случаях к обратной реакции. Многие банки либо запасались избыточными резервами, либо стремились разными путями обходить правила резервирования.
Например, в США депозиты, размещенные на еврорынке, не включаются в базу резервирования, а потому могут быть использованы для уклонения в рамках закона от выполнения резервных требований.
В результате изменение норм обязательного резервирования применяется сегодня в ограниченных случаях, в частности, когда необходимо сократить количество денег в обращении, притом признается целесообразность сокращения возможностей кредитного мультипликатора.
В последние годы в зарубежных странах используются следующие нормы резервирования (в %): в Великобритании — 0,45; Японии — от 0,125 до 2,5; Швейцарии — 2,5; в странах ЕС — 28.
Как видно из приведенных данных, нормы обязательных резервов по разным странам имеют большой разброс, однако в целом их уровень невысок.
Важным моментом в применении норм резервирования является их дифференциация. Основными критериями их дифференциации в разные периоды были сроки привлеченных ресурсов, включаемых в базу резервирования, определяющих их ликвидность, и происхождение денежных средств (национальная или иностранная валюта).
Так, Центральный банк Италии в 1987 г. ввел в резервные обязательства вклады в иностранной валюте с тем, чтобы затормозить нежелательный рост денежной массы в иностранной валюте. В то же время в США и Японии, активно работающих на международных рынках, вклады в иностранной валюте либо не подлежат включению в базу резервирования, либо ставка по ним ниже, чем в национальной валюте.
Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным вкладам.
В ряде стран, например в
Великобритании и Южной Корее, действуют
единые нормы обязательного
В странах ЕС норма резервирования (2%) пока распространяется лишь на более ликвидные обязательства (средства до востребования и на срок до двух лет).
В некоторых странах
в случае нарушения банками
5. Развитие механизма соблюдения резервных требований, отражающее повышение гибкости системы резервирования в целом.
Поскольку обязательные и добровольные резервы в большинстве зарубежных стран хранятся на одном счете в центральном банке, возникает сложная задача — как обеспечить поддержание средств обязательных резервов на необходимом уровне.
С одной стороны, наличие одного счета для хранения обязательных (минимальных) и добровольных (избыточных) резервов уже само по себе повышает гибкость механизма резервирования, поскольку позволяет при колеблемости потребности банков в платежах использовать имеющиеся на счете денежные средства. С другой стороны, наличие такой возможности предполагает поиск способа соблюдения требований центрального банка относительно величины обязательных резервов, находящихся на этом счете.
Решению данной задачи способствует развитие такого механизма резервирования, который ориентирует на поддержание необходимого остатка на соответствующем счете в среднем за период.
Использование принципа усреднения серьезно повышает гибкость механизма обязательного резервирования. Такой механизм характерен для США, Швейцарии, Японии, стран ЕС. При этом для США и стран ЕС он несколько отличен в рамках использования одинаковых понятий и схем реализации.
2.2. Различия в использовании механизма усреднения в США и странах ЕС
В частности, для механизма обязательного резервирования характерны следующие понятия:
- величина минимальных резервов как произведение среднедневных остатков обязательств, включаемых в базу резервирования, за период резервирования на норму (ставку) резервирования;
- фактическая величина минимальных резервов как произведение среднедневных остатков средств на счетах в центральном банке за период поддержания обязательств на норму (ставку) резервирования;
- период расчета величины минимальных резервов характеризует период, за который определяются среднедневные остатки обязательств, включаемые в базу резервирования;
- период поддержания обязательств характеризует период выполнения обязательств, т.е. период, за который рассчитываются фактические среднедневные остатки средств на счете в центральном банке;
- несоблюдение обязательств по минимальным резервам определяется как разница между расчетной и фактической величинами.
Различия в содержании этих понятий в системах США и стран ЕС состоят в следующем:
1) в каждой из указанных систем специфичны состав обязательств, включаемых в базу резервирования, а также нормативы резервирования, что определено соответствующими правовыми актами;
2) при расчете величины минимальных резервов в системе стран ЕС используется так называемая свободная сумма, которая определена для каждого кредитного института в размере 100 тыс. евро: на указанную сумму может уменьшаться величина минимальных резервов;
3) период расчета величины минимальных резервов в системе США определен в две недели; в системе стран ЕС — один месяц (с первого по последнее число месяца);
4) период поддержания обязательств в системе США и стран ЕС определен с 30-дневным шагом между периодом расчета и периодом выполнения обязательств.
Это означает, что каждая кредитная организация в США рассчитывает минимальные резервы на двухнедельной основе по данным ежедневных остатков обязательств, включенных в базу резервирования; период выполнения обязательств начинается спустя месяц и равен двум неделям. В странах ЕС период расчета базы резервирования и период ее поддержания равны одному месяцу. При этом если период расчета базы резервирования охватывает с первого по последний день месяца, то период поддержания обязательств начинается с 24 числа месяца за месяцем, по которому рассчитана база резервирования, и заканчивается 23 числа следующего месяца. В результате использования принципа отставания кредитные институты еще до начала периода поддержания обязательств уже знают, какой уровень обязательных резервов в центральном банке они должны иметь;
5) процесс регулирования величины обязательных резервов осуществляется применительно к периодам поддержания их минимальной величины. Он состоит в оценке соблюдения требований к обязательному резервированию, в выявлении фактов несоблюдения этих требований, в применении определенных мер воздействия к кредитным институтам, допустившим такие нарушения.
В системах США и стран
ЕС применительно к периоду
Информация о работе Российская практика обязательного резервирования