Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:11, реферат
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансо-вых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денеж-ной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончатель-но еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный ва-лютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.
В результате огромные масштабы приобрела долларизация экономики, по некоторым оценкам, она составила 50—70 млрд. долл., что намного превышает рублевую наличность в обращении. Валютный кризис 1998 г. стимулировал накопление иностранной валюты в связи с опасениями россиян за сохранность рублевых активов при отсутствии альтернативных возможностей надежного и прибыльного инвестирования сбережений. Для дедолларизации денежных сбережений населения необходимо создать систему страхования банковских вкладов населения.
Стратегической задачей валютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия «валютные права» предприятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, открывать валютные счета, совершать валютные сделки, если документально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).
В условиях перехода к рыночной экономике был взят курс на формирование валютного рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизованного распределения валютных ресурсов стала снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропромышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для переводного рубля, что не стимулировало торговлю в рамках СЭВ.
С началом рыночных преобразований Россия ввела внутреннюю конвертируемость рубля по текущим международным операциям. Предприятия получили право в известных пределах покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютное операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.
Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения — в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. Допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.
В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования объема и структуры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные тарифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления производств в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятельности в 1993—1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные — существенно понижены.
В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золото-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам разрешили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
Острейший финансовый и валютный кризисы в России в 1998 г. затруднили расширение сферы конвертируемости рубля. В частности, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стабилизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих условий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.
В условиях валютной монополии в СССР валютный курс рубля был счетным инструментом и не оказывал реального воздействия на результаты хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей: доходы внешнеторговых объединений, возникавшие в результате разницы между мировыми и внутренними ценами, поступали в государственный бюджет, а убытки соответственно покрывались из бюджета, следовательно, имели плановый характер. Советский рубль, за исключением 1922—1924 гг., когда был введен основанный на золоте червонец, был привязан к иностранным валютам. Курс рубля устанавливался административным путем.
Советский рубль имел золотое содержание (с 1 марта 1950 г. 0,222168 г и с 1 января 1961 г. 0,987412 г чистого золота), которое было лишено практического значения. С 1950 г. курс рубля стал формально определяться на базе золотого паритета. Он был установлен на уровне 1 долл. = 4 руб., а с 1 января 1961 г., в связи с изменением масштаба цен, повышен до 1 долл. = 0,90 руб. (с 12 февраля 1973 г. до 1 апреля 1978 г. — 100 долл. = 74,61 руб.). Однако паритетный курс рубля к доллару был завышенным, что привело к появлению «черного» рынка валюты в стране и незаконным котировкам наличного рубля западными банками.
С 1974 г. курс рубля к доллару и другим валютам стал определяться по методу валютной корзины, которая сначала включала 14, а позже 6 ведущих конвертируемых валют — доллар США (42%), марку ФРГ (19%), японскую иену (19%), фунт стерлингов, французский и швейцарский франки (каждый по 10%). Однако паритетный курс рубля оставался почти неизменным с 1961 г., и завышенность его по отношению к другим валютам не была устранена. Удельные веса валют корзины не в полной мере учитывали валютную структуру внешней торговли СССР и не обеспечивали страхование валютного риска.
Дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК). Чтобы курс рубля мог играть роль эффективного инструмента валютной политики, он должен был трансформироваться из технического коэффициента пересчета в реальную экономическую категорию. Попыткой достижения этого стало использование ДВК в СССР в 1987—1989 гг. в условиях перехода к рыночной экономике. Это внутренние расчетные курсы рубля, которые были призваны компенсировать ценовые диспропорции и заменить дотации и скидки экспортерам. Вначале были введены три тысячи ДВК, а затем пять тысяч по группам валют, товаров и даже по отдельным предприятиям. Они применялись по экспорту и импорту. Однако ДВК охватывали лишь 30—40% товаров, входивших в номенклатуру Министерства внешней торговли. В результате возник дуализм в оценке эффективности внешнеэкономических связей предприятий — на базе ДВК и на базе оптовых цен плюс экспортные премии (государство продолжало субсидировать экспорт). С отменой ДВК с января 1990 г. по внешнеторговым операциям была введена 100%-ная премия к официальному курсу, что практически означало девальвацию рубля.
Множественность курса рубля. С ноября 1990 г. возник режим дифференцированного курса рубля (коммерческий, официальный, биржевой). Коммерческий курс использовался для расчетов по внешней торговле при обязательной продаже государству предприятиями 50% их экспортной выручки. Его уровень был в три раза ниже официального курса, который по-прежнему использовался при конверсии наличной валюты. Биржевой курс рубля введен в апреле 1991 г., когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР, он превышал коммерческий курс в 16—20 раз.
Режим валютного курса
рубля вновь подвергся
Переход к единому рыночному курсу рубля. Статья VIII устава МВФ требует от стран-членов не использовать практику множественности валютных курсов. В соответствии с этим с июля 1992 г. был введен единый курс рубля к доллару, который определялся Центральным банком РФ по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Официально котируемый Центральным банком РФ курс рубля используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размера налогообложения, таможенных платежей в бюджет и бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности. В России принята прямая котировка, т.е. за единицу принимается иностранная валюта, выражаемая в рублях. Коммерческие банки устанавливают собственные курсы рубля, которые основаны на соотношении спроса и предложения, но ориентируются на курс ЦБ РФ.
Введение единого плавающего
валютного курса послужило
Эволюция режима валютного курса российского рубля. Устав МВФ предоставляет странам-членам возможность выбора любого режима валютного курса. Курс рубля не привязан официально к какой-либо валюте или валютной корзине. В России в соответствии с Указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. (пункт 5) установлен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ, а также на межбанковском валютном рынке.
Драматические события осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда произошло беспрецедентное падение курса рубля на ММВБ (с 3081 руб. до 3926 руб. за 1 долл.) на 27,4% за одну торговую сессию, послужили сигналом для резкой смены макроэкономической политики России. Власти поставили во главу угла подавление инфляции любой ценой. Одновременно был взят курс на тесное сотрудничество с МВФ, безусловное выполнение его требований. В валютной сфере это нашло проявление во введении с 6 июля 1995 г. режима валютного коридора, т.е. официальных пределов колебаний курса рубля к доллару. Эти зафиксированные пределы (от 4300 до 4900 руб. за 1 долл. в 1995 г. и соответственно от 4550 до 5150 руб. за 1 долл. в первом полугодии 1996 г.) поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на биржевом и межбанковском валютных рынках.
Введение валютного коридора
содействовало нейтрализации
Уверовав в устойчивость достигнутой в 1995—1997 гг. финансовой стабилизации, власти 10 ноября 1997 г. объявили о переходе от краткосрочных к среднесрочным ориентирам динамики курса рубля. На 1998—2000 гг. был определен центральный курс рубля на уровне 6,2 руб. за 1 долл. с возможными отклонениями в пределах + 15% (соответственно 5,25 и 7,15 руб. за 1 долл.). Намерение сохранить средний курс в 1998 г. на уровне 6,10 руб. за 1 долл. практически означало возвращение к горизонтальному валютному коридору.