Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:11, реферат
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансо-вых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денеж-ной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончатель-но еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный ва-лютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.
В 1998 г. обострение бюджетных проблем, связанное особенно с трудностями сбора налогов и ростом платежей по погашению государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ), исчерпание возможностей финансирования дефицита бюджета с помощью эмиссии новых государственных ценных бумаг, резкое ухудшение платежного баланса в результате падения мировых цен на энергоносители и сырье, изъятие иностранными инвесторами в больших масштабах своих портфельных инвестиций из России вследствие мирового финансового кризиса, необходимость крупных валютных платежей по внешнему государственному долгу, возобновившееся падение производства — все эти обстоятельства в совокупности привели к глубоким финансовому и валютному кризисам.
В условиях кризисных потрясений власти 17 августа 1998 г. наряду с решением о переоформлении государственных ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками полученных от иностранцев финансовых кредитов вынуждены были пойти на смещение в сторону понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора, который был установлен на уровне от 6 до 9,5 руб. за 1 долл. США. Однако 1 сентября верхняя граница нового валютного коридора была превышена, а в дальнейшем произошло резкое падение курса рубля (в течение трех с небольшим недель — к 9 сентября — он понизился в 3,3 раза по сравнению с уровнем на 17 августа). Фактически валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал свободно плавающим.
Значительную эволюцию претерпел механизм фиксации официального курса рубля. С 17 мая 1996 г. Центральный банк РФ отказался от практики установления этого курса в форме привязки к фиксингу ММВБ и стал определять его самостоятельно на базе текущих котировок рубля на биржевом и межбанковском валютных рынках. Официальный курс рубля ежедневно устанавливался Центральным банком РФ как средняя величина между курсами покупки и продажи валюты по его операциям на внутреннем валютном рынке. С 1998 г. разница между центральным курсом и курсами покупки и продажи валюты Банка России не должна была превышать + 1,5%. Центральный банк РФ старался удерживать рыночный валютный курс в пределах определявшегося им самим, более узкого по сравнению с официальным, валютного коридора.
После кризиса 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и стал ежедневно объявлять официальный курс рубля к доллару по итогам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии ММВБ с участием региональных валютных бирж.
Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ-Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд. долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд. долл.).
В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% — немецкие марки и 5% — на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением с 1999 г. единой денежной единицы ЕС — евро, можно предположить, что Банк России станет использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты международные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд. долл. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г. — 253 млн. долл., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн. (1,8 млрд. долл.).
В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.
Во-первых, формируется и
постоянно обновляется
Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой — обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.
В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золото-валютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.
На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нормального функционирования всех структур и механизмов управления международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономике, в частности, в денежной и валютной системах. Либерализация цен и демонополизация внешней торговли повлекли за собой изменение валютного регулирования, установления курсов валют, отношений между субъектами валютного рынка. Снятие валютных ограничений и жестко фиксированного курса рубля стали причиной резкого его падения.
Валютная система тесно
Сейчас валютная система России по многим показателям находится на уровне стран “третьего” мира, несовершенны рычаги валютного регулирования, неустойчивы внешние связи. Трудность нынешнего этапа заключается в противоречивости любых мер по стабилизации валютных отношений и трудности прогноза результатов этих мер. Так, повышение курса рубля является стабилизирующей мерой, но эта стабилизация искусственна, требует больших валютных ресурсов и в конечном счете приводит к кризису производства, денежной системы и к стагфляции экономики в целом. Однако и снижение курса влечет за собой немало проблем: резкое увеличение денежной массы, гиперинфляция и т.п. Однако определенная база для преобразований валютной сферы уже создана: система валютного контроля и лицензирования банков, система резервирования валюты, меры по защите национальной валюты, имеются определенные рычаги воздействия на установление курса рубля. Кроме того, в апреле 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд и Международную ассоциацию развития, что влияет на упрощение международных расчетов и процедуры кредитования. Однако криминализация экономики и политика Центробанка, направленная в последнее время не на упрочение рубля, а на увеличение прибыльности собственных валютных спекуляций приводят к тому, что две трети валютных поступлений остается в зарубежных банках.
Таким образом, валютная система страны неотделима от денежно-кредитной системы, производства и системы внешнеэкономических отношений. Поэтому все противоречия нашей экономики сказываются и на валютный отношениях. Валютное регулирование позволит решить лишь некоторые проблемы (расчетно-кредитные операции на международном рынке, отношения с нерезидентами и зарубежными банками и т.д.), но регулирование основных валютных показателей возможно лишь при комплексном реформировании экономики.
ЛИТЕРАТУРА