Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:39, курсовая работа
Банковская пластиковая карточка - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ………………………………………………………….5
1.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт………………………...……………………………………………………….5
1.2 Классификация банковских пластиковых карт…………………………...9
1.3 Организация рынка пластиковых карт и его участники…………………16
2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…...21
2.1 История развития рынка пластиковых карт в России…………………….21
2.2 Аудитория банковских карт в России……………………………………24
2.3 Основные проблемы и перспективы функционирования рынка пластиковых карт в России……………………………………………………...28
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………..……………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….47
Интенсивное развитие рынка банковских карт на некоторый период времени был приостановлен. Некоторое время назад объем средств, проходивших по картам ведущих международных платежных систем, снизился по сравнению с предыдущим годом вдвое и составил чуть более 1 млрд. долларов. На сегодняшний день наблюдается рост спроса на банковские карты. Ведущие позиции занимают Сбербанк, Альфа-Банк.
2.2. Аудитория банковских карт в России
Держателями банковских карт в России в равной степени являются и мужчины, и женщины всех возрастов, однако активнее всего картами пользуются молодые люди до 35 с законченным высшим образованием и доходами выше среднего. В Москве активных пользователей банковских карт вдвое больше, чем неактивных, тогда как в регионах их проникновение пока не достигло такого размаха.
На данный момент на рынке присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка. Из отечественных продуктов выделяют только Сберкарт, которая занимает около 6% рынка. В целом можно сказать, что карты российских систем значительно уступают международным картам по степени распространения.
Самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых карт - Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей
Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.
Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система - MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%)
Перспективы развития современного состояния рынка пластиковых карт в России - это будущее пластиковых карт. Усовершенствование бизнеса пластиковых карт поможет улучшить банковское обслуживание, а разработка новых видов пластиковых карт смогут привлечь больше новых клиентов и сохранить старых клиентов. Разработка новых карт - это попытка облегчить и упростить расчеты и платежи для участников экономического оборота.
Современное состояние рынка пластиковых карт - это также является развитие банка, которые открывают счета и принимают депозиты от частных лиц и фирм. Это разрешило выполнять платежи не только наличными, но и с помощью безналичного перевода средств с одного счета на другой. Пластиковая карта как средство безналичного расчета может предоставить владельцу, а также кредитным организациям, которые выпускают и обслуживают карты, большое количество преимуществ. Держатели карт получают экономию времени при расчете, надежность и практичность. А банки, выпустившие карту, получают известность, престиж и конкурентоспособность.
Современное состояние рынка пластиковых карт, основные особенности карт заключаются в том, что, несмотря на разные состояния технического совершенства каждой карты, остается одна общая черта - это определенный набор информаций, с помощью которой совершаются безналичные расчеты в кругу денежного обращения.
Крупнейшим банком на рынке пластиковых карт по-прежнему остаётся Сбербанк, получивший наивысший балл в обновленном рейтинге самых «пластиковых» банков России по итогам I полугодия 2013 года. Огромное количество пластиковых карт в обращении, а также внушительный объем новых карт, выпущенных и перевыпущенных в минувшем полугодии, позволили ему уйти далеко от своих ближайших конкурентов. Согласно данным РБК Рейтинг, по итогам первых шести месяцев «Сбербанк» набрал 249.3741 баллов, что почти в 7 раз больше, чем у ВТБ 24, занимающего второе место с показателем 35.0952 баллов. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк» - 21.3509 балл.
Согласно полученной РБК Рейтинганкете, у крупнейшего российского банка на 1 июля числится более 60.4 миллионов пластиковых карт, при этом только за первое полугодие банк выпустил 17.4 млн. шт., из которых большая часть - новый выпуск (12.5 миллионов), оставшийся 4.9 миллиона - это карты, которые были перевыпущены. По всем этим параметрам «Сбербанк» находится вне конкуренции, отсюда и такое, по сравнению с другими участниками рейтинга, большое количество баллов.
Вторым после «Сбербанка» по количеству пластиковых карт в обращении идет ВТБ 24, у которого их чуть менее 7.9 млн. шт. Впрочем, ВТБ 24 стабильно занимает вторую строчку во всех представленных таблицах. Так, количество выпущенных новых пластиковых карту этого участника рейтинга составляет 1.9 млн. шт., что соответствует второму месту. В минувшем полугодии банк перевыпустил порядка 662 тысяч штук, что также позволяет ему занять второе место в этой таблице. «Альфа-Банк», занимающий в рейтинге третье место, уверенно удерживает позиции по следующим показателям: количество «пластика» в обращении и количество новых карт, а вот по объему перевыпуска он отстает от «ТрансКредитБанка», занимая только четвертую строчку. По данным анкеты «ТрансКредитБанка», в минувшем полугодии было перевыпущено порядка 322 тысяч карт, тогда как у «Альфа-Банка» этот показатель составляет 204 тысячи. Но еще более интересная картина наблюдается у «Ханты-Мансийского Банка» и банка «Петрокоммерц». По количеству баллов эти участники занимают только 10 и 14 места, соответственно, при этом по количеству перевыпущенных в первом полугодии карт они разместились на 5 и 6 местах. По количеству «новых выпусков» явными фаворитами, без учета упомянутых «Сбербанка», «ВТБ 24» и «Альфа-Банка», стали «Уралсиб» и «Росбанк», сумевшие за первое полугодие выпустить еще более полумиллиона карт. А вот «ТрансКредитБанк» по данному показателю находится только на 8 месте, выпустив новых карт за I полугодие только 214.6 тысяч штук, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года - 477.7 тысяч штук. Тем не менее, большое количество уже имеющихся в обращении карт (более 2.8 млн. шт.) позволяет ему прочно удерживать четвертое место в основной таблице с показателем 10.0971 баллов.
2.3 Основные проблемы и перспективы функционирования рынка пластиковых карт в России
Несмотря на значительный
количественный рост
По-прежнему держатели карт отдают предпочтение операциям по снятию наличных (их удельный вес в общем объеме совершенных на территории Российской Федерации операций - 95%) над безналичными платежами в торгово-сервисной сети. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские карты, а также предпочтением населения рассчитываться наличными денежными средствами.
Исследования показывают, что одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями на рынке банковских карт, - это привлечение предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую комиссию, обучать персонал.
По мнению специалистов коммерческих банков, эквайринговая деятельность на сегодняшний день зачастую является не слишком рентабельной и направлена не на получение комиссионного дохода, а, скорее, на повышение привлекательности операций с использованием платежных карт.
Поэтому большинство банков до недавнего времени не имели возможностей влиять на развитие торгово-сервисной сети, ограничиваясь обеспечением своих держателей необходимым количеством банкоматов. И у самих держателей также отсутствовали побудительные мотивы к оплате покупок с использованием платежных карт. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство карт выдано в «добровольно-принудительном» порядке для реализации зарплатных проектов.
Также возникают значительные проблемы и при расчетах пластиковыми картами:
Сдерживающими факторами
при выходе банков на рынок пластиковых
карт по организации их эмиссии и
обращения выступают отсутствие
кредитных историй и
Поэтому для повышения
эффективности
Формирование направлений
совершенствования рынка
Для создания общих оптимальных условий развития рынка пластиковых карт в России необходимо предпринять следующие меры:
Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в пластиковых картах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.
Борьба со злоупотреблениями имеет много разных аспектов. Для защиты сделок по пластиковым картам были организованы специальные центры сертификации в Интернет, которые следят за тем, чтобы каждый участник электронной коммерции получал бы уникальный электронный "сертификат". В этом "сертификате" с помощью открытого ключа центра сертификации зашифрован публичный ключ данного участника коммерческих сделок. Сертификат генерируется на определенное время, и при его получении необходимо предоставить в центр сертификации документ, подтверждающий личность (для юридических лиц - их легальную регистрацию) участников сделки. Затем участники коммерции могут затребовать публичный ключ других участников и, имея "на руках" публичный ключ центра сертификации, участвовать в сделках.
Важным в области защиты
операций на рынке с пластиковыми
картами является и контроль информационных
связей между банковскими автоматами
и центром обработки
По прогнозам экспертов,
именно карточное кредитование
станет приоритетным
В ближайшее время (по оценке) доля кредитных карт в общем объеме эмиссии существенно возрастет за счет расширения партнерства банков и торговых сетей по продаже товаров в кредит, интенсивной рекламы кредитных карт.
Таким образом, улучшение
организации конъюнктуры рынка
пластиковых карт в России
приведет к укреплению и
За основу исследования структуры активов и пассивов взяты бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытков коммерческого банка ОАО «Сбербанк России» на 1 января 2013 года.
1. Проведем анализ баланса ОАО «Сбербанк России»
Таблица 1 – Бухгалтерский баланс ОАО «Сбербанк России»
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % |
Изменения | ||||
01.01.12 |
01.01.13 |
01.01.12 |
01.01.13 |
абс. значен. |
Структ. |
Тр | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. АКТИВЫ |
|||||||
Денежные средства |
492 880 738 |
725 051 773 |
4,7 |
5,3 |
232171035 |
0,6 |
147 |
Средства кредитных |
151 196 647 |
381 207 927 |
1,4 |
2,8 |
230 011 280 |
1,3 |
252 |
Обязательные резервы |
99 392 457 |
122 373 578 |
0,95 |
0,9 |
22 981 121 |
-0,05 |
123 |
Средства в кредитных организациях |
38 443 527 |
81 464 392 |
0,36 |
0,5 |
43 020 865 |
0,14 |
212 |
Чистые вложения в цб,оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль (убыток) |
23 528 226 |
101 883 985 |
0,8 |
1 |
78 355 759 |
0,3 |
433 |
Чистая ссудная задолженность |
7 658 870 942 |
9 772 750 284 |
74 |
72 |
2 113 879 342 |
128 | |
Чистые вложения в цб и другие фин активы, имеющиеся в наличии для продажи |
1 140 033 047 |
1 541 630 850 |
10,9 |
11,3 |
401 597 803 |
0,4 |
135 |
Информация о работе Российский рынок банковских пластиковых карточе