Сбережения, инвестиции, кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:55, курсовая работа

Описание работы

Для успешного экономического развития Россия сейчас остро нуждается в инвестициях. Сбережения населения являются единственным внутренним источником кредитных ресурсов, которые могут быть использованы для дальнейшего накопления капитала и развития экономики. Притом речь идет о немалых суммах. Трансформация потенциальных кредитных ресурсов в используемый заемный капитал происходит на финансовом рынке. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. Целью данной курсовой работы является изучение функции денег как средства платежа, финансового рынка и его сегментации.

Содержание работы

Введение 3
1. Деньги как средство платежа 4
2. Первичные кредитные ресурсы сбережения домашних хозяйств 5
3. Финансовый рынок как форма современной организации кредитных отношений 7
4. Сегментация финансового рынка и формирование процентных ставок 9
5. Рынок государственных заимствований 11
6. Формирование процентных ставок в банковской сфере 15
7. Рынок корпоративных ценных бумаг 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

КП_ДКБ.doc

— 90.08 Кб (Скачать файл)

- низкая  емкость всех сегментов;

- недостаточная  ликвидность сегментов с низкими  рисками и низкой доходностью,  а также высокими рисками и  низкой ликвидностью сегментов  рынка, представляющих высокую  доходность по вложенным средствам;

- неразвитость  сегмента срочных финансовых  инструментов, позволяющего страховать (хеджировать) риски потери вложенных  средств.

В условиях отдельно взятого государства процентная политика имеет свою уникальную структуру. Основными инструментами процентной политики центрального банка являются базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке. Ставка рефинансирования в ходе эволюции денежно-кредитной системы стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе. Хотя, конечно, нельзя отрицать тот факт, что ставка рефинансирования имеет значительное влияние на формирование уровня процента в экономике.

Уровень процентной ставки зависит от формы ценной бумаги, определяющей условия кредитного соглашения. Например:

Вексель – безусловное долговое обязательство заплатить определенную сумму в определенный срок. Процентные ставки минимальны.

Облигации – обязательство выплачивать  проценты по частям, а основную сумму  в конце. Процентные ставки выше.

Акции – никаких финансовых обязательств со стороны акционерного общества, а потому акция подтверждает право  акционера на свой страх и риск держать ее для получения дивидендов или продать ее на рынке, чтобы  вернуть основную сумму предоставленного акционерному обществу кредита. Доходность максимальна.

Банкноты – никаких обязательств Центрального банка в отношении  экономической политики государства  в части стабилизации покупательной  способности валюты. Реальная доходность отрицательна.

 

 

5. Рынок государственных  заимствований

 

 

Рынок государственных заимствований имеет разные названия, в их числе: рынок государственных облигаций, рынок государственного или национального долга, рынок правительственных займов или рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Каждый  раз, когда правительство собирается привлечь займы, ему необходимо решить, на какое время ему понадобятся средства. Существуют различные названия периодов заимствования, которые все вместе называются «сроками погашения». Эти сроки могут быть также разбиты на различные временные периоды, каждый из которых имеет свое собственное название.

Для большинства  государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, равен трем месяцам. Обычно такие  инструменты называются «краткосрочными  бумагами». Такие инструменты предлагаются правительствами только первоклассным  банкам, которые будут торговать  ими только на межбанковском рынке  и очень редко – на биржах ценных бумаг.

Краткосрочные займы и облигации со сроком заимствования  от одного года до пяти лет обращаются на организованных биржах. Но структура  ценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только для  небольшого круга профессиональных инвестиционных институтов и не представляющими  интереса для частных лиц.

Среднесрочные ценные бумаги со сроком погашения от пяти до пятнадцати лет до недавнего времени использовались только в Великобритании и США. Большинство других государств не привлекали средства на периоды более десяти лет. Только недавно Германия и Япония стали выпускать облигации со сроком погашения 20 лет и больше.

И наконец, долгосрочное заимствование – это  займы на период вплоть до 30 лет.

В современном  мире практически все правительства  прибегают к заимствованиям на разные сроки. Эти заимствования оформляются  государственными облигациями, сумма  обязательств по которым и есть внутренний государственный долг, т.е. долг государства  перед обществом.

Размеры и структура государственного внутреннего  долга представлены в программе  государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов и муниципальных  образований. Программа входит в  число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2012 г. установлен в размере 5трлн. 148 млрд. руб.

Динамика государственного внутреннего  долга Российской Федерации в 2008-2011 годах представлена в таблице 13.

Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (млрд. руб.)

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга РФ, млрд. руб.

Относительно ВВП, %

всего

в том числе государственные  гарантии РФ в валюте РФ

01.01.2008

1301,15

46,68

4,0

01.01.2009

1499,82

72,49

3,6

01.01.2010

2094,73

251,36

6,2

01.01.2011

2940,39

472,25

7,6

01.01.2012

4190,55

637,33

8,54


 

В 2011 году государственный внутренний долг увеличился на 42,52% по сравнению  с 2010 годом.  Наблюдается также рост показателя, характеризующего отношение внутреннего государственного долга к ВВП, что в свою очередь является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга.

К процедуре формирования внутреннего государственного долга предъявляются следующие требования:

1) Эмитентом  государственных облигаций должно  быть правительство страны, которое  должно заниматься первичным  размещением своих облигаций.

2) Процентная  ставка по таким обязательствам  должна соответствовать ходу  исполнения доходной части бюджета.

3) Определяя  свои процентные ставки, государство  тем самым в значительной степени  предопределяет и временную стоимость  денег, т.е. изменение процентных  ставок во времени.

Выделяют  следующие формы государственного кредита:

- государственные  займы;

- обращение  части вкладов населения в  государственные займы;

- заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда;

- казначейские  ссуды;

- гарантированные  займы.

Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц  привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных  ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др.

Современный внутренний долг РФ в  части государственных ценных бумаг  состоит из:

- Государственных краткосрочных  облигаций (ГКО);

- Облигаций федерального займа  с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купоном доходности (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном  (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга  (ОФЗ-АД). Все ОФЗ - среднесрочные;

- Государственных сберегательных  облигаций с постоянной процентной  ставкой (ГСО-ППС), с фиксированной  процентной ставкой (ГСО-ФПС);

- Облигаций внутренних облигационных  займов (ОВОЗ).

Доходность государственных ценных бумаг в зависимости от срока  займа представлена в таблице 2.

Таблица 2. Ставки рынка ГКО-ОФЗ

Дата

Краткосрочная ставка, % годовых

Среднесрочная ставка, % годовых

Долгосрочная ставка, % годовых

01.01.2008

5,67

5,69

6,54

01.01.2009

6,12

7,22

9,01

01.01.2010

3,58

6,16

8,4

01.01.2011

3,99

4,61

7,58

01.01.2012

4,19

6,21

8,15


 

Структура государственного внутреннего  долга Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах  представлена в таблице 3.

 

Таблица 3. Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд. руб.)

Дата/

Вид долгового обязательства

ОФЗ-ФК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

ОВОЗ

Итого

внутр. долг

01.01.2008

51,428

288,415

807,590

10,415

91

0,00

1248,848

01.01.2009

33,828

328,170

882,026

45,415

132,0

0,00

1421,439

01.01.2010

0,00

706,372

863,377

135,415

132,0

0,00

1837,164

01.01.2011

0,00

1338,592

815,584

175,415

132,0

0,00

2461,591

01.01.2012

0,00

1823,701

1079,584

421,150

132,0

90,0

3546,435


 

Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, по состоянию на 01.01.2012 увеличился по сравнению с 01.01.2011 на 44%. Наибольший удельный вес в общем объеме занимают ОФЗ-ПД (51,4%). Далее следуют ОФЗ-АД (30,5%), ГСО-ППС (11,9%) и ГСО-ФПС (3,7%). Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов составила на 1 января 90 млрд. руб. или 2,5% от общего объема долга. ГКО и ОФЗ-ПК в структуре государственного внутреннего долга имеют менее 0,1%.

Процессы  формирования, обслуживания и погашения  государственного долга оказывают  существенное воздействие на развитие системы государственных финансов, объем инвестиций и сбережений, денежную массу, процентные ставки и многие другие макроэкономические параметры. В современных  условиях важным фактором, оказывающим  воздействие на состояние рынка  государственных долговых обязательств, являются доверие кредиторов к проводимой в стране экономической политике.

 

6. Формирование процентных ставок  в банковской сфере

 

Большое значение имеет формирование процентных ставок в банковской сфере.

Формирование  процентной ставки многофакторный процесс, который определяется многими факторами. Среди них: уровень учетной ставки Национального банка, срок предоставления ссуды, особенности обеспечения  ссуды, платежеспособность и авторитет  заемщика, темпы инфляции, перспективы  изменения рыночной конъюнктуры  и тому подобное. Совокупность этих факторов будет определять пределы  дифференциации кредитного процента.

Главным обстоятельством при определении процентной ставки является установление Центральным Банком учетной ставки процента, по которой он осуществляет рефинансирование коммерческих банков и тем самым предоставляет ориентиры для проведения соответствующей кредитной политики. Российская история становления и развития банковской системы весьма специфична, ставка рефинансирования очень часто меняется, тем самым создает нестабильную экономическую ситуацию в стране. За последние 10 лет ставка рефинансирования уменьшилась с 23 до 8% (табл. 4).

Таблица 4. Ставка рефинансирования Банка России

Период  действия

%

Период  действия

%

26.12.2011

8

01.12.2008 –  23.04.2009

13

03.05.2011 – 25.12.2011

8,25

12.11.2008 –  30.11.2008

12

28.02.2011 – 02.05.2011

8

14.07.2008 –  11.11.2008

11

01.06.2010 – 27.02.2011

7,75

10.06.2008 –  13.07.2008

10,75

30.04.2010 – 31.05.2010

8

29.04.2008 –  09.06.2008

10,5

29.03.2010 – 29.04.2010

8,25

04.02.2008 –  28.04.2008

10,25

24.02.2010 – 28.03.2010

8,5

19.06.2007 –  03.02.2008

10

28.12.2009 – 23.02.2010

8,75

29.01.2007 –  18.06.2007

10,5

25.11.2009 – 27.12.2009

9

23.10.2006 –  28.01.2007

11

30.10.2009 – 24.11.2009

9,5

26.06.2006 –  22.11.2006

11,5

30.09.2009 – 29.10.2009

10

26.12.2005 –  25.06.2006

12

15.09.2009 – 29.09.2009

10,5

15.06.2004 –  25.12.2005

13

10.08.2009 – 14.09.2009

10,75

15.01.2004 –  14.06.2004

14

13.07.2009 – 09.08.2009

11

21.06.2003 –  14.01.2004

16

05.06.2009 – 12.07.2009

11,5

17.02.2003 –  20.06.2003

18

14.05.2009 – 04.06.2009

12

07.08.2002 –  16.02.2003

21

24.04.2009 – 13.05.2009

12,5

09.04.2002 –  06.08.2002

23

Информация о работе Сбережения, инвестиции, кредит