Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:55, курсовая работа
Для успешного экономического развития Россия сейчас остро нуждается в инвестициях. Сбережения населения являются единственным внутренним источником кредитных ресурсов, которые могут быть использованы для дальнейшего накопления капитала и развития экономики. Притом речь идет о немалых суммах. Трансформация потенциальных кредитных ресурсов в используемый заемный капитал происходит на финансовом рынке. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. Целью данной курсовой работы является изучение функции денег как средства платежа, финансового рынка и его сегментации.
Введение 3
1. Деньги как средство платежа 4
2. Первичные кредитные ресурсы сбережения домашних хозяйств 5
3. Финансовый рынок как форма современной организации кредитных отношений 7
4. Сегментация финансового рынка и формирование процентных ставок 9
5. Рынок государственных заимствований 11
6. Формирование процентных ставок в банковской сфере 15
7. Рынок корпоративных ценных бумаг 18
Заключение 23
Список литературы 24
- низкая емкость всех сегментов;
- недостаточная
ликвидность сегментов с
- неразвитость
сегмента срочных финансовых
инструментов, позволяющего страховать
(хеджировать) риски потери
В условиях отдельно взятого государства процентная политика имеет свою уникальную структуру. Основными инструментами процентной политики центрального банка являются базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке. Ставка рефинансирования в ходе эволюции денежно-кредитной системы стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе. Хотя, конечно, нельзя отрицать тот факт, что ставка рефинансирования имеет значительное влияние на формирование уровня процента в экономике.
Уровень процентной ставки зависит от формы ценной бумаги, определяющей условия кредитного соглашения. Например:
Вексель – безусловное долговое
обязательство заплатить
Облигации – обязательство выплачивать проценты по частям, а основную сумму в конце. Процентные ставки выше.
Акции – никаких финансовых обязательств со стороны акционерного общества, а потому акция подтверждает право акционера на свой страх и риск держать ее для получения дивидендов или продать ее на рынке, чтобы вернуть основную сумму предоставленного акционерному обществу кредита. Доходность максимальна.
Банкноты – никаких
5. Рынок государственных заимствований
Рынок государственных заимствований имеет разные названия, в их числе: рынок государственных облигаций, рынок государственного или национального долга, рынок правительственных займов или рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.
Каждый раз, когда правительство собирается привлечь займы, ему необходимо решить, на какое время ему понадобятся средства. Существуют различные названия периодов заимствования, которые все вместе называются «сроками погашения». Эти сроки могут быть также разбиты на различные временные периоды, каждый из которых имеет свое собственное название.
Для большинства государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, равен трем месяцам. Обычно такие инструменты называются «краткосрочными бумагами». Такие инструменты предлагаются правительствами только первоклассным банкам, которые будут торговать ими только на межбанковском рынке и очень редко – на биржах ценных бумаг.
Краткосрочные займы и облигации со сроком заимствования от одного года до пяти лет обращаются на организованных биржах. Но структура ценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только для небольшого круга профессиональных инвестиционных институтов и не представляющими интереса для частных лиц.
Среднесрочные ценные бумаги со сроком погашения от пяти до пятнадцати лет до недавнего времени использовались только в Великобритании и США. Большинство других государств не привлекали средства на периоды более десяти лет. Только недавно Германия и Япония стали выпускать облигации со сроком погашения 20 лет и больше.
И наконец, долгосрочное заимствование – это займы на период вплоть до 30 лет.
В современном мире практически все правительства прибегают к заимствованиям на разные сроки. Эти заимствования оформляются государственными облигациями, сумма обязательств по которым и есть внутренний государственный долг, т.е. долг государства перед обществом.
Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2012 г. установлен в размере 5трлн. 148 млрд. руб.
Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2008-2011 годах представлена в таблице 13.
Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (млрд. руб.)
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. |
Относительно ВВП, % | |
всего |
в том числе государственные гарантии РФ в валюте РФ | ||
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
4,0 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
3,6 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
6,2 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
7,6 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
8,54 |
В 2011 году государственный внутренний долг увеличился на 42,52% по сравнению с 2010 годом. Наблюдается также рост показателя, характеризующего отношение внутреннего государственного долга к ВВП, что в свою очередь является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга.
К процедуре формирования внутреннего государственного долга предъявляются следующие требования:
1) Эмитентом
государственных облигаций
2) Процентная
ставка по таким
3) Определяя
свои процентные ставки, государство
тем самым в значительной
Выделяют
следующие формы
- государственные займы;
- обращение части вкладов населения в государственные займы;
- заимствование
средств общегосударственного
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др.
Современный внутренний долг РФ в части государственных ценных бумаг состоит из:
- Государственных краткосрочных облигаций (ГКО);
- Облигаций федерального займа
с переменным купоном (ОФЗ-ПК),
с постоянным купоном
- Государственных
- Облигаций внутренних
Доходность государственных
Таблица 2. Ставки рынка ГКО-ОФЗ
Дата |
Краткосрочная ставка, % годовых |
Среднесрочная ставка, % годовых |
Долгосрочная ставка, % годовых |
01.01.2008 |
5,67 |
5,69 |
6,54 |
01.01.2009 |
6,12 |
7,22 |
9,01 |
01.01.2010 |
3,58 |
6,16 |
8,4 |
01.01.2011 |
3,99 |
4,61 |
7,58 |
01.01.2012 |
4,19 |
6,21 |
8,15 |
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах представлена в таблице 3.
Таблица 3. Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд. руб.)
Дата/ Вид долгового обязательства |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
ОВОЗ |
Итого внутр. долг |
01.01.2008 |
51,428 |
288,415 |
807,590 |
10,415 |
91 |
0,00 |
1248,848 |
01.01.2009 |
33,828 |
328,170 |
882,026 |
45,415 |
132,0 |
0,00 |
1421,439 |
01.01.2010 |
0,00 |
706,372 |
863,377 |
135,415 |
132,0 |
0,00 |
1837,164 |
01.01.2011 |
0,00 |
1338,592 |
815,584 |
175,415 |
132,0 |
0,00 |
2461,591 |
01.01.2012 |
0,00 |
1823,701 |
1079,584 |
421,150 |
132,0 |
90,0 |
3546,435 |
Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, по состоянию на 01.01.2012 увеличился по сравнению с 01.01.2011 на 44%. Наибольший удельный вес в общем объеме занимают ОФЗ-ПД (51,4%). Далее следуют ОФЗ-АД (30,5%), ГСО-ППС (11,9%) и ГСО-ФПС (3,7%). Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов составила на 1 января 90 млрд. руб. или 2,5% от общего объема долга. ГКО и ОФЗ-ПК в структуре государственного внутреннего долга имеют менее 0,1%.
Процессы
формирования, обслуживания и погашения
государственного долга оказывают
существенное воздействие на развитие
системы государственных
6.
Формирование процентных
Большое значение имеет формирование процентных ставок в банковской сфере.
Формирование процентной ставки многофакторный процесс, который определяется многими факторами. Среди них: уровень учетной ставки Национального банка, срок предоставления ссуды, особенности обеспечения ссуды, платежеспособность и авторитет заемщика, темпы инфляции, перспективы изменения рыночной конъюнктуры и тому подобное. Совокупность этих факторов будет определять пределы дифференциации кредитного процента.
Главным
обстоятельством при
Таблица 4. Ставка рефинансирования Банка России
Период действия |
% |
Период действия |
% |
26.12.2011 |
8 |
01.12.2008 – 23.04.2009 |
13 |
03.05.2011 – 25.12.2011 |
8,25 |
12.11.2008 – 30.11.2008 |
12 |
28.02.2011 – 02.05.2011 |
8 |
14.07.2008 – 11.11.2008 |
11 |
01.06.2010 – 27.02.2011 |
7,75 |
10.06.2008 – 13.07.2008 |
10,75 |
30.04.2010 – 31.05.2010 |
8 |
29.04.2008 – 09.06.2008 |
10,5 |
29.03.2010 – 29.04.2010 |
8,25 |
04.02.2008 – 28.04.2008 |
10,25 |
24.02.2010 – 28.03.2010 |
8,5 |
19.06.2007 – 03.02.2008 |
10 |
28.12.2009 – 23.02.2010 |
8,75 |
29.01.2007 – 18.06.2007 |
10,5 |
25.11.2009 – 27.12.2009 |
9 |
23.10.2006 – 28.01.2007 |
11 |
30.10.2009 – 24.11.2009 |
9,5 |
26.06.2006 – 22.11.2006 |
11,5 |
30.09.2009 – 29.10.2009 |
10 |
26.12.2005 – 25.06.2006 |
12 |
15.09.2009 – 29.09.2009 |
10,5 |
15.06.2004 – 25.12.2005 |
13 |
10.08.2009 – 14.09.2009 |
10,75 |
15.01.2004 – 14.06.2004 |
14 |
13.07.2009 – 09.08.2009 |
11 |
21.06.2003 – 14.01.2004 |
16 |
05.06.2009 – 12.07.2009 |
11,5 |
17.02.2003 – 20.06.2003 |
18 |
14.05.2009 – 04.06.2009 |
12 |
07.08.2002 – 16.02.2003 |
21 |
24.04.2009 – 13.05.2009 |
12,5 |
09.04.2002 – 06.08.2002 |
23 |