Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Деньги, Кредит, Банк»
Операции с наличными деньгами производятся согласно «Правилам ведения кассовых операций в Республике Беларусь». Правила устанавливают единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организации контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Кассовые операции – оприходование в кассу наличных денег; соблюдение лимита остатка кассы (предельного остатка – максимально допустимой суммы наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия, предпринимателя по состоянию на конец рабочего дня), порядка и сроков сдачи наличных денег; прием наличных денег в кассу предприятия, предпринимателя, выдача наличных денег из касс предприятия, предпринимателя и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков; ведение кассовой книги и хранение наличных денег и других ценностей.
Этим документом определен порядок приема и выдачи наличных денег из касс, оформления кассовых документов, ведения кассовой книги, а также хранения наличных денег и проведения ревизий кассы. Единые для всех предприятий, организаций и учреждений правила выполнения кассовых операций направлены на то, чтобы обеспечить требуемую четкость и строгость в работе с наличными деньгами, их правильное расходование и сохранность.
Этими же правилами определены права банков по проверке соблюдения кассовой дисциплины.
26.Безналичный денежный оборот и его значение в современных условиях хозяйствования. Одной из основных функций коммерческих банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всего народного хозяйства. Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборотов, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований. Большая часть платежей совершается без наличных денег и представляет собой безналичный денежный оборот.
Структура безналичного денежного оборота, как и денежного оборота в целом, определяется связью движения денег с процессами материального производства (товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот).
Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности осуществляются через банки в безналичном порядке установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок проведения безналичных расчетов регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе», Положением об осуществлении операций с использованием банковских пластиковых карточек и другими документами.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег. Под расчетами в безналичной форме в соответствии со ст.231 Банковского кодекса понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке. Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. Система построений безналичных расчетов должна основываться на следующих основных принципах:
1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами.
2. Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей.
3. Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования.
4. Срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь.
5. Обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования.
К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы.
27.Общая характеристика форм безналичных расчетов, распространенных на территории Республики Беларусь. Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Расчетный документ – это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. С учетом этого, в соответствии с действующими нормативными документами Расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Если же договором порядок и форма расчетов не определены, то в этом случае, согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, расчеты осуществляются платежными поручениями. При расчетах пластиковыми карточками вместо расчетного документа используется специальная карточка.
28.Характеристика расчетов платежными требованиями. Платежное требование (далее – требование) представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
Форма расчетов платежными требованиями определяется в договоре между плательщиком и получателем средств и применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы, оказанные услуги.
В основе расчетов требованиями лежит система инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.
Поскольку данная форма расчетов основывается на требовании к плательщику об оплате, большое значение здесь имеет порядок получения согласия последнего на совершение платежа. Расчеты платежными требованиями осуществляются с применением отрицательного акцепта, при котором согласие плательщика на списание средств с его счета считается полученным, если в течение установленного срока от него не поступил отказ от акцепта. Отрицательный акцепт может быть предварительным и последующим.
При предварительном акцепте оплата платежного требования производится по истечении установленного срока акцепта, при последующем – в день поступления платежного требования в банк. В последнем случае ускоряется оборачиваемость средств в расчетах, однако усложняется проблема урегулирования претензий между плательщиком и получателем средств по поводу отказа от акцепта.
Действующими нормативными документами установлено, что платежные требования оплачиваются в основном с предварительным акцептом, срок которого составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк плательщика (рис.)
1 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;
2 – представление
расчетных документов на
3 – проверка
и пересылка расчетных
4 – установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку;
5 – сообщение о сроках акцепта и оплаты платежных требований;
6 – согласие
на оплату платежных
7 – изъятие
платежных требований из
8 – перевод платежа поставщику (заявление об отказе);
9 – зачисление
денежных средств на счет
10 – извещение
поставщика о поступлении
Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.
Главным недостатком расчетов платежными требованиями можно назвать трудоемкость, связанную с операциями инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.
29.Характеристика расчетов платежными поручениями. На практике основным платежным инструментом, используемым во внутриреспубликанских безналичных платежах, является платежное поручение. В течение последних лет удельный вес расчетов платежными поручениями в структуре безналичного платежного оборота составляет по количеству документов около 80 %, по суммам платежа около 90 %.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом – оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций. Поручением производятся:
Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (рис.).
Рис. Документооборот при расчете платежными поручениями.
1 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;
2 – представление
платежного поручения в
3 – проверка и оплата платежного поручения;
4 – перевод платежа поставщику;
5 – зачисление
денежных средств на счет
6 – выписка владельцу счета о зачислении денежных средств.
При универсальности расчетов платежными поручениями в них заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при такой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления поручений в банк.
30.Характеристика расчетов платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение (далее – требование-поручение) – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям (рис.).
Рис. Документооборот при расчета платежными требованиями поручениями.
1 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (пересылка платежных требований-поручений покупателю);
2 – представление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;
3 – оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика);
4 – перевод платежа в банк поставщика;
5 – зачисление
денежных средств на счет
6 – выписка
со счета поставщика о
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику.
Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.