Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:00, курсовая работа
Чтобы понять, что же такое денежная масса и какие существуют подходы к определению ее объема и структуры, нужно провести анализ факторов формирования денежной массы, рассмотреть ее структуру, и выявит подходы к ее измерению. Необходимо подробно дать определение таким понятиям как: денежная масса и денежный агрегат.
Введение 3-4
Глава I
1.1 Понятие денежной массы 5-11
1.2 Структура денежной массы 11-15
1.3 Способы измерения денежной массы 15-20
1.4 Факторы, влияющие и воздействующие на объем денежной массы 20-23
1.5 Контроль за денежной массой 23-25
1.6 Денежная масса: спрос и предложение 25-28
Глава II
1. Денежная масса в ведущих странах мира
1.1 Денежная масса в России 29-31
1.2 Денежная масса в США 31-33
1.3 Денежная масса в Китае 33-34
2. Денежная масса Кыргызстана 35-36
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Кроме того, денежную массу характеризует еще один показатель - денежный мультипликатор, который определяет возможности народнохозяйственного комплекса увеличить денежную массу в обороте. Он рассчитывается как отношение совокупной денежной массы в обороте (М2) к денежной базе.
В аналитических документах Центрального банка РФ, чаще всего упоминается показатель М2, поскольку он включает все наличные и безналичные деньги, и поэтому именно по отношению М2 к валовому внутреннему продукту (ВВП) определяют уровень обеспеченности экономики деньгами.
Что касается долговых обязательств, включаемых в показатель МЗ, то они восполняют недостаток денег лишь 34 временно, поскольку в итоге все договорные обязательства погашаются деньгами, и, кроме того, круг их обращения ограничен.
Если проанализировать денежную массу, обращаемую в Российской Федерации, с помощью денежных агрегатов, обращает на себя внимание чрезмерно высокая доля агрегата МО. В настоящее время наличные деньги превышают 30% совокупной денежной массы, в то время как в развитых странах эта составляющая находится на уровне 812%.
Такое развитие наличного денежного обращения, безусловно, представляет собой отрицательное явление для развития экономики. Высокая доля наличных денег в обращении приводит к отсутствию прозрачности финансовой системы государства. Иными словами, подразумевается существование нелегальной «черной наличности» с целью уклонения от платы налогов.
Кроме того, организация наличного денежного обращения требует от Центрального банка РФ больших материальных затрат, направленных на выполнение широкого спектра мероприятий - от использования новейшей техники в процессе изготовления банкнот и монет, контроля их количества и качества до утилизации изъятых из обращения денежных знаков.
Значительно сократить объем обращаемых банкнот и монет позволило бы повсеместное внедрение пластиковых карт, затраты на обслуживание которых существенно ниже.
Денежная масса в России рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1е число каждого месяца на основе данных сводного баланса банковской системы.
Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельца серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков – мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем – покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 грамма. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.
Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х годов XIX века правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; том не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 по 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавших банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.
В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долларов. Банкноты федеральных резервных банков – федеральные резервные билеты – подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечивать не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки обязаны вступить в члены ФРС; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и членов, назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны: 1) он централизовал банкнотную эмиссию и 2) существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.
В период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов особенностью денежной системы США стало длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что США вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929-1933 годов. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившем в силу 31.01.1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50% до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долларов за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 до 0,888671 грамма.
По тому же «акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долларов за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долларов), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долларов для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.
Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 –1942 года казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.
На протяжении последних 25 лет Китай демонстрировал феноменальные темпы роста финансовой глубины экономики. Отношение агрегата М2 к ВВП увеличилось с 24% в 1978 году до 151% в 2007 году. В 1990 году отношение М2 к ВВП в Китае и Российской Федерации было примерно на одном уровне в 70%, но к 1995 году в Российской Федерации оно уменьшилось до 21%, в то время как в Китае выросло до 103%. В 2007 году в Российской Федерации оно составило 32%.
Подобный уровень финансовой глубины ставит Китай в ряд стран с самой развитой финансовой системой. Столь высокий показатель связан с рядом факторов. Это очень высокая норма сбережений (до 50% ВВП); жесткое валютное законодательство и в целом система регулирования, которая затрудняла уход накоплений за рубеж или появление накоплений в наличной иностранной валюте (как в Российской Федерации); надежность банковской системы в глазах населения и доверие к ней (а она, подчеркнем, практически полностью была государственной); относительно умеренные темпы инфляции (в среднем за 1980-е – первую половину 1990-х не более 10% в год; всплеск в 17% имел место в 1995 году, но в 1998 и 1999 годах наблюдалась дефляция); относительная ограниченность финансовых продуктов (выбор населения невелик: либо банковские депозиты, либо акции).
Последнее обстоятельство способствовало приходу китайского населения на рынок акций. Депозиты населения составляют примерно половину денежного агрегата. Доля внутреннего ссуды (займы банков предприятиям и населению) в ВВП достигло 178% в 2003 году (138% в 2007 году), что почти в два раза превышало показатель для США.
Большая часть финансовых активов Китайской Народной Республики сосредоточена в банковской системе. Банковский займ остается основным источником (80%) финансирования китайских предприятий. Рынок корпоративных облигаций (нефинансовых компаний) практически отсутствует. Стоимость находящихся в обращении небанковских корпоративных облигаций – менее 1% ВВП. Выпуск акций как средство привлечения капитала предприятиями вплоть до 2006 года не играл сколько-нибудь заметной роли.
В целом можно отметить, что Китай, проводя очень либеральную политику в отношении прямых иностранных инвестиций, весьма жестко регулировал (и продолжает регулировать) приток портфельных инвестиций. Также взвешенно китайское руководство подходит к вопросу вывоза капитала. Инвестиции в зарубежные активы для китайских граждан возможны через институт разрешенных в 2006 году квалифицированных внутренних институциональных инвесторов (QDII), для которых также устанавливаются ежегодные квоты. В том же году физ. лицам было разрешено конвертировать до 20 тыс. юаней (около 3 тыс. долл.) для вывоза за границу.
Рассмотрим денежную массу в Кыргызстане. Денежная единица Кыргызстана - сом, равный 100 тыйинам. Кыргызстан ввел собственную национальную валюту 10 мая 1993 года. Особенностью налично-денежного обращения страны является отсутствие металлических денег -- все номиналы выпущены в виде банкнотов. В обращении находятся банкноты образца 1993, 1994, 1995, 1997 и 2000 годов выпуска. Номиналы - от 1 тыйина до 1000 сомов. Тыйины отличаются от сомов размерами и основными мотивами оформления. 1, 10 и 50 тыйинов имеют необычную для банкнотов, приближающуюся к квадратной форму. Банкноты первого выпуска (образца 1993 года) -- так называемые банкноты переходного периода -- были выпущены в обращение 10 мая 1993 года купюрами 1, 5 и 20 сом. Банкноты второй и третьей серий имеют сходный дизайн и объединены тематически. Все банкноты украшены портретами выдающихся деятелей культуры и искусства Кыргызстана.
В Кыргызстане один из самых низких в мире уровней монетаризации (доля денежной массы в ВВП). На начало 1999 г. он составлял 12,7% ВВП. Для сравнения в России на начало ноября 1998 г. он составил 16-17% ВВП. В странах "Большой семерки" уровень монетаризации экономики в среднем составляет 55-100%, в развивающихся странах - 40-60%. В 1995-1999 гг. Нацбанк Кыргызстана в результате жесткой денежной политики создал искусственный дефицит денежной массы. При таком дефиците в стране стало "мало денег". Обострилась зависимость от иностранных инвестиций, еще более проблемными стали бюджет и налоги. Дефицит денежных ресурсов заставил поддерживать искусственно высокие процентные ставки При спекулятивных оттоках иностранного капитала рынок испытывал острый шок.
Заметим, что абсолютное большинство стран со значительно более высоким уровнем монетаризации ВВП характеризуется более благоприятным сочетанием уровней инфляции и экономического роста, чем Кыргызстан У нас же поддержание этого уровня на пороге 15-20% является едва ли не единственным средством сдерживания инфляции. Однако, хотя уровень монетаризации в нашей республике крайне низок, сравнивать наше положение напрямую с развитыми или развивающимися странами, обладающими производственными мощностями и положительным торговым балансом, нецелесообразно.
Дефицит денежной массы
отчасти оправдан отсутствием
каких-либо факторов, положительно
влияющих на инфляционные
Таким образом, в республике наблюдаются искусственный дефицит денег в экономике, высокие процентные ставки, долгосрочно низкая в долларовом выражении зарплата и тяжелый для переходной экономики налоговый пресс, растущее долговое бремя, не мобилизуемые долларовые резервы населения. Все эти факторы формируют глубокую зависимость состояния финансового рынка Кыргызстана (и самой возможности модернизации экономики) от прихода на него иностранных денег.
Экономический рост в реальном секторе может быть связан только с притоком инвестиций в страну. Однако реальная оценка баланса позитивных и негативных тенденций не дает повода для ожидания радикального увеличения темпов роста экономики в краткосрочной перспективе.
Насколько устойчив некоторый подъем - будет зависеть от развития экономико-политической ситуации. Тем не менее, основные элементы для устойчивого роста у нас есть и в среднесрочной перспективе подъем экономики неизбежен.
Для Кыргызстана, как страны с традиционным предпочтением наличных денег, реалистично достичь соотношения – 60 % наличного к 40 % безналичного денежного обращения, с дальнейшим увеличением доли безналичного денежного обращения. Тогда как, в развитых странах наиболее эффективным соотношением является 80 % безналичного обращения к 20 % наличного обращения.
Заключение
В ходе данной работы, мы изучили, что же такое денежная масса, определили какова ее структура, узнали способы ее измерения.
В результате можно подвести итоги по основным тезисам и понятиям.
Единство денег безналичного, оборота и наличных денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги безналичного оборота и наличные деньги. Различия между безналичными денежными расчетами и безналичным оборотом, который совершается с помощью передачи ценных бумаг, проявляется и в том, что в состав денежной массы в обращении не входят ценные бумаги.