Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа
Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
С потребительским кредитом сейчас сталкиваются все. Достаточно зайти в любой магазин бытовой техники и поинтересоваться покупкой «в долг». За полчаса – час, не спрашивая практически никаких документов, кроме паспорта, не требуя залога и поручителей, а также подтверждения доходов, вам оформят займ на небольшую сумму.
Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновение потребительского кредита……………………..6
Сущность потребительского кредита, основные формы и виды……...10
Современное состояние рынка потребительского кредитования в России ……………………………………………………………………..14
Анализ рынка потребительского кредитования в России, проблемы и перспективы его развития………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………
Вначале экспресс-кредиты выдавались в рамках разовых акций, проходивших в отдельных магазинах, но сегодня «кредит для лентяя» – уже неотъемлемая часть ассортимента любого более или менее крупного продавца бытовой техники.
По сути, потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.[1].
Кредит на цели. Главной особенностью товарного кредита является то, что он выдается на покупку определенного товара. При этом расчеты с магазином банк производит самостоятельно безналичным путем – клиент денег на руки не получает.
Кредит на нужды. Кредит на неотложные нужды замечателен в первую очередь тем, что клиент получает на руки наличные средства. Кроме того, как правило, максимальная сумма такого кредита больше, чем товарного кредита, да и проценты ниже. Однако оформление его занимает в среднем от двух до пяти дней.
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования.
Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – люди.
Потребительский кредит существует в двух формах – прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей-заемщиков перед банком и заключает договор с покупателями об условиях кредита, погашаемого частями). Эти договоры передаются банку, который выплачивает фирме 80-90 % суммы кредита, а остальную часть зачисляет на особый – блокированный счёт. Покупатель погашает кредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. В случае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком с блокированного счёта. То есть, часть общей суммы кредита – 10-12% – зачисленная банком на блокированный счет, является гарантией погашения кредита в срок. [2].
Классификация потребительских кредитов может быть проведена по нескольким признакам, например:
Рассмотрим подробнее классификацию по каждому из приведенных признаков.
По субъектам кредитования существуют потребительские кредиты, предоставляемые:
По срокам кредитования потребительские кредиты делят на:
По обеспечению потребительские кредиты бывают:
По методу погашения различают:
По условиям предоставления различают кредиты:
По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:
Существует также такое
понятие как ссуда с
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника). Срок кредита составляет 3 года, процент – от 10 до 35. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры – от 15% до 30% и более.
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.
Следовательно, мы установили, что сущность потребительского кредита заключается в предоставлении денег либо товаров, услуг в долг с рассрочкой платежа по целевому назначению на условиях возвратности и срочности. И главная его роль в перераспределении капитала между отраслями народного хозяйства, стимулируя эффективность труда, ускорения сбыта товаров.
В целом представленная
выше классификация отражает многообразие
потребительских ссуд, но не исчерпывает
всех возможных критериев классифика
Рынок потребительского кредитования переживает этап бурного роста. На нем появляются все более крупные и серьезные игроки, быстро растет конкуренция между банками. Несмотря на это, доходность этого бизнеса остается на высоком уровне, а потенциальный рынок настолько масштабен, что является настоящим лакомым куском для большого бизнеса. Банки работают над созданием кредитных программ, учитывающих интересы и возможности каждого. Уже к началу 2006 года объем потребительских кредитов, выданных населению, превысил 1 трлн. руб. и продолжает расти ускоренными темпами.
В процесс кредитования вовлекаются все большее широкие слои населения. Ведь кредит позволяет реализовать прямо сейчас мечты о новой квартире и машине, комфортной домашней обстановке и отдыхе в красивейших уголках мира. Объем кредитов, полученных населением в 2006 году, составил 5,5 процента ВВП. К концу 2007 года, по прогнозам специалистов, этот показатель возрастет до 9 процентов. А к 2009 году может превысить 10 процентов внутреннего валового продукта. Таким образом, объемы займов, полученных россиянами в коммерческих банках, растут очень быстро. [8].
Как отмечают специалисты Управления стратегического планирования Сбербанка России, по итогам 1-го полугодия 2007 г. суммарная задолженность физических лиц выросла на 23,9% и составила 2,56 трлн руб. Хотя темп прироста кредитования отстает от показателя прошлого года, когда он составил 29,1%, вовлеченность физических лиц в процесс кредитования продолжает увеличиваться.
В совокупных доходах
населения, полученных в 1-м полугодии
2007 г., доля месячного прироста кредитов
составила 5,4%, что выше аналогичного
показателя за прошлый год на 0,9 процентного
пункта, а в абсолютном выражении
ссудная задолженность
В настоящее время все отчетливее
становится видна тенденция смещения
спроса на кредиты в регионы. Доля
кредитов, выданных головными офисами
кредитных организаций и филиалами, расположенными
в Москве, в общем объеме выданных кредитов
на территории РФ снизилась с начала текущего
года на 0,8 процентного пункта и составила
на 1 июля 2007г. 31,3%. Однако рост кредитования
в регионах ограничен значительным разрывом
в среднедушевых доходах между Москвой
и регионами.
В мае текущего года денежные доходы в
Москве почти в 3 раза превысили аналогичный
показатель по России в целом. По мере
сокращения разрыва в доходах можно ожидать
увеличения темпов роста кредитования
населения за счет регионов, однако этот
процесс будет носить достаточно плавный
характер.[9].
«Количество россиян, пользующихся потребительскими кредитами, могло бы значительно возрасти, если они были более доступными для жителей регионов», - выразил свое мнение Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывая 10 июля заседание Межрегионального банковского совета при верхней палате парламента.
Более четверти населения России хотя бы раз в жизни брали кредит на покупку чего-либо, отметил он. «Эта цифра могла бы быть значительно больше, если бы потребительский кредит был доступен для жителей не только столичных городов, но и регионов страны вне зависимости от отдаления их от Москвы», - сказал Сергей Миронов. По его словам, в Москве, чтобы получить кредит, достаточно предоставить только паспорт, а на Дальнем Востоке «с человека потребуют кучу справок».
«С точки зрения насыщенности рынка банковских услуг в сфере потребительского кредитования наблюдаются негативные пропорции, которые ощущаются в большей мере по степени удаленности от Москвы», - отметил Сергей Миронов. Вместе с тем, подчеркнул он, банковские услуги становятся все более востребованными: в 2005 году общая сумма потребительских кредитов по сравнению с 2004 годом выросла на 91%, в 2006 году - еще на 75%, а в текущем году прогнозируется рост более чем на 70%.
Он подчеркнул, что потребительское кредитование особенно популярно у семей с невысоким уровнем дохода. «Поэтому потребительское кредитование имеет большое социальное, и я бы даже сказал политическое, значение», - заявил Председатель Совета Федерации.
Он также выступил за совершенствование правовых норм в сфере потребительского кредитования. «Законодательная база должна совершенствоваться, в этой сфере есть немало проблем, которые тормозят развитие этой сферы услуг», - считает Мирнов. [10].
В настоящее время можно смело утверждать, что западная экономическая модель «жизнь в кредит» все более тесно входит в нашу жизнь. Данные статистики, исследований и опросов показывают, что покупательская способность россиян значительно возросла, в том числе благодаря возможностям кредитования. Хотя надо отметить, что россияне, традиционно, более осторожно подходят к финансовым вопросам. [8].
Несмотря на высокую процентную ставку и активное обсуждение раскрытия банками эффективной ставки, беззалоговые кредиты продолжают набирать обороты. По итогам первого полугодия 2007г. банками было выдано таких кредитов на сумму 583 млрд. руб. (Таблица №1.)
Таблица №1.
Лидером по объёмам выданных потребительских кредитов стал «Сбербанк», с суммой в 173,3 млрд. руб. (Таблица №1). Таким высоким результатам (доля на рынке составила порядка 29%) госбанк отчасти обязан снижению своих ставок, которое сделало предлагаемые им продукты весьма привлекательными для заёмщиков. Второе и третье место занимают розничные банки «Русский Стандарт» и «ХКФ Банк», с показателями 85,2 и 32,4 млрд. руб., соответственно.
Наилучшую динамику прироста, среди банков, выдавших в первом полугодии 2006 года не менее 30 млн. руб., показал банк «Финсервис», который за год увеличил свои объёмы на 2186,12%, до 789,1 млн. руб. (Таблица №2). Столь впечатляющие результаты роста вполне объяснимы, так как банк активно занимается продвижением своих розничных продуктов через торговые центры и сети. Второе место занял «Русфинанс Банк», прирост которого составил 985.63% (Диаграмма №1)., а сумма выданных кредитов достигла 5,3 млдр. руб. Третье место - за банком «Легион» (859.52% и 876,3 млн. руб.).
Информация о работе Состояние рынка потребительского кредитования в России