Состояние рынка потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предлагает много возможностей для улучшения благосостояния граждан. Одна из них - потребительский кредит.
С потребительским кредитом сейчас сталкиваются все. Достаточно зайти в любой магазин бытовой техники и поинтересоваться покупкой «в долг». За полчаса – час, не спрашивая практически никаких документов, кроме паспорта, не требуя залога и поручителей, а также подтверждения доходов, вам оформят займ на небольшую сумму.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

История возникновение потребительского кредита……………………..6
Сущность потребительского кредита, основные формы и виды……...10
Современное состояние рынка потребительского кредитования в России ……………………………………………………………………..14
Анализ рынка потребительского кредитования в России, проблемы и перспективы его развития………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

dkb_sesmestrovaya.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Таблица № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 1.

Банки-лидеры по увеличению объемов беззалоговых кредитов в I полугодии 2007г.

 

 

Среднестатистическим  пользователем потребкредита сейчас являются мужчины с высшим образованием в возрасте от 20 до 40 лет и доходом  от 400 долл. в месяц. Стоит отметить постоянное расширение охвата потенциальных  клиентов. «На сегодняшний день потребительский кредит в основном пользуется спросом у клиентов с ежемесячным доходом от 400 долларов США в возрасте 20-40 лет, а по данным на конец 2006 года основную клиентуру составляли заемщики с доходом от 600 долларов США в возрасте 25-35 лет» - констатирует руководитель дирекции по работе с физическими лицами «Райффайзенбанка» Роман Воробьев.

Основным событием на рынке кредитования в первом полугодии  стало вступление в силу с 1 июля 2007 года указания Центрального Банка России, по которому банки обязаны сообщать своим клиентам эффективную процентную ставку по кредитам. Беззалоговые кредиты как раз в числе кредитных продуктов, на которые эти изменения могут оказать значительное влияние, ведь именно здесь скрытые комиссии наиболее значительны.

Банки отреагировали  на это переориентацией в развитии своих предложений от экспресс-кредитования в торговых точках к продвижению  своих карточных продуктов и  кредитов на неотложные нужды. «Что касается пластиковых карт, то этот продукт становится более востребованным и постепенно вытесняет собой экспресс-кредиты в магазинах, – говорит заместитель председателя правления «Абсолют Банка» Олег Скворцов. - С развитием соответствующей инфраструктуры, которая сделает пластиковые карты удобным инструментом платежеспособности в регионах, спрос на пластиковые карты будет только расти».

Пластиковые карты действительно  являются альтернативой экспресс-кредитованию в торговых точках, так как имеют  соизмеримые с ними кредитные  лимиты и позволяют оплачивать товары в тех же местах. При этом у карт ряд преимуществ, как для пользователей, так и для банков: они позволяют своим держателям приобретать товары не только в определённых торговых точках, а везде, где существует соответствующая инфраструктура по их приему к оплате, погашение же кредита также становится более комфортным с расширением сетей банкоматов, поддерживающих возможность приёма наличных. Банком при этом выгоднее держать заёмщиков в числе постоянных клиентов за счёт возобновляемого кредитного лимита по карте, снижая, таким образом, риски не возврата кредита.

Проблема роста задолженности подтолкнула ЦБ к введению эффективной процентной ставки. Как сообщило 15 мая 2007 года агентство «Прайм-ТАСС» со ссылкой на члена совета директоров ЦБ Алексея Симановского, Банк России не доволен тем, что банки выдали большой объем рискованных экспресс-кредитов. По его словам, раскрытие банками эффективной процентной ставки должно «остудить пыл у потенциальных заемщиков». Банки при этом нововведении также ожидают спад потребительской активности, однако, по их оценкам, он продлится не долго. «Мы ожидаем небольшой спад, на 15-20% в течение одного-двух месяцев. Банки только начинают раскрывать величину полной стоимости заемных средств, и поэтому у заемщиков, привыкших видеть другие ставки, при подписании договора может дрогнуть рука. Но период снижения долго не продлится, поскольку привычка покупать в кредит никуда не денется», — сообщил газете РБК daily руководитель блока розничного бизнеса «Альфа-Банка» Алексей Марей. [11].

4.Анализ рынка потребительского кредитования в России, проблемы и перспективы его развития.

 

Общая ситуация на рынке: по предоставленным данным ЦБ РФ, Российские банки за май 2007г. увеличили объем выданных рублевых кредитов на 3,6% по сравнению с апрелем – на 1 июня 2007г. сумма составила 7 трлн. 679 млрд. руб. Такие данные представил Банк России. Объем кредитов, выданных физическим лицам, за май 2007г. вырос на 4,5% – до 2 трлн. 087 млрд. руб. Кредиты предприятиям увеличились на 4,4% – до 5 трлн. 220 млрд. руб.

Общий объем кредитов, предоставленных в иностранной  валюте, снизился за месяц почти  на 1% – до 2 трлн. 502 млрд. 746 млн. руб. При этом объем кредитов в иностранной валюте, выданных физическим лицам, увеличился за май на 2,4% и на 1 июня 2007г. составил 353 млрд. 034 млн. руб. Предприятия получили кредиты в иностранной валюте на сумму 1 трлн. 517 млрд. 228 млн. руб., что на 2,6% больше, чем в апреле 2007г. В то же время банкам в мае было выдано кредитов на 369 млрд. 159 млн. руб., что на 16% меньше, чем в предыдущем месяце.[12].

Современные условия  развития потребительского кредитования в России направлены на максимальное удовлетворение потребностей населения. Данный сегмент начал активно  развиваться в конце 90-х годов. Первым банком, который вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов «на месте» является «Русский стандарт». Именно, данный банк можно с уверенностью называть первопроходцем отечественного потребительского кредитования. Наряду, с высокими процентными ставками (суммарные переплаты за кредит составляли порядка 70-80% в год), «Русский стандарт» предложил покупателю совершенно новый способ предоставления кредитов. Кредит предоставлялся быстро (в течение 30 минут), не требовалось дополнительных поручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря, на большую стоимость таких кредитов, желающих было много, что помогало стремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получать солидные прибыли. Единственной отличительной особенностью таких кредитов являлся целевой характер предоставления кредитов, т.е. кредиты выдавались только под покупку определенного товара.

Став первым банком, который  не побоялся выйти на столь рискованный  рынок, «Русский стандарт» дал развитие новому банковскому направлению. И уже к началу 2000 года, на данный рынок выходят и другие банки, ставшие основными розничными банками к настоящему времени. Банки, занимающие лидирующие позицию в экспресс-кредитовании: «Русский Стандарт», Банк Хоум Кредит, «Альфа-Банк», Кредит Европа Банк, «ДжиИ Мани Банк», «Ренессанс Капитал», Банк Москвы и многие другие, которые считали за честь иметь в своем продуктовом ряде потребительские кредиты. Каждый банк делал ставку на свои преимущества – быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д. Данные банки в настоящее время присутствуют в ведущих торговых сетях: Эльдорадо, М. Видео, Техносила, МИР, Евросеть, Связной, Dixis, Цифроград.

Постепенно, потребительское  кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: «М-Видео», «Эльдорадо», «МИР». На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.

Пытаясь увеличить спрос  на потребительские кредиты, банки  выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как «акция», а соответственно банки вводят новые продукты: «бесплатный кредит», «кредит без первоначального взноса», «10-10-10», «беспроцентный кредит». Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.

На самом деле банки  применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен  способ включения недополученных процентов  в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.

Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут  и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На «черных» рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов. [13].

Александр Викулин, генеральный  директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) считает, что «кредитные отчеты играют все большую роль при рассмотрении заявок клиентов на получение кредитов, потому что, пожалуй, нет другого, более серьезного доказательства добросовестности заемщика, его способности выполнять долговые обязательства перед различными кредиторами». В июле 2007г. НБКИ выдало более полумиллиона (506 333) кредитных отчетов. По заявлению ряда крупнейших розничных банков, сотрудничество с НБКИ позволяет им значительно увеличить объемы розничного кредитования, так как при наличии кредитной истории заемщика легче оценить возможные риски и принять взвешенное решение.[14].

В настоящее время, все  большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными  ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.

Страхуя риски, банки  вводят дополнительные условия –  страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.

Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему, дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.

В отличие от классического  потребительского кредитования, где  в основном кредиты выдаются в  рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.

Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.

На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее время  средний дисконт с торговой организации вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» порядка заставляют банки платить им. Так уже в конце 2004 года, компания «МИР» в рамках проводимого тендера обозначила банкам условную цену того, что потребительские кредиты будут распространяться на территории магазинов. По некоторым данным, величина такого дисконта составляет 2-3%.

Другим, немаловажным и  перспективным направлением для  банков является активное продвижение  розничного кредитования не только в  столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского  бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но, учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.

В начале 2000-х годов, «Русский стандарт», «Хоум кредит» постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.

В регионах, крупнейшим московским банкам составляют большую конкуренцию  местные банки, которые также  готовы предложить клиентам выгодные условия и более дешевый кредитный продукт. Таким образом, московские банки помимо своей внутренней конкуренции, получают конкурентную борьбу в регионах еще и с местными банками.

На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и  отрицательные черты.

К положительным можно отнести:

  • получение банками стабильно высокой прибыли;
  • увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
  • увеличение покупательской платежеспособности;
  • увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций;  
    К отрицательным:
  • повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
  • значительные переплаты за товар, который покупает клиент;

Тем не менее, комплексная  реализация программ потребительского кредитования несет для экономики  страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые оно носит сейчас весьма проблематично. Следующим этапом (который начал реализовываться уже сейчас) станет нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.

Сейчас формы подобного  кредитования в России существуют, однако не пользуются большой популярностью. В первую очередь это связано, с неразвитостью инфраструктуры принятия пластиковых карт к оплате (небольшое количество POS-терминалов, импринтеров, банкоматов). А во-вторых, для получения подобных кредитов банки требуют с заемщиков дополнительные подтверждения платежеспособности. [13].

Информация о работе Состояние рынка потребительского кредитования в России