Совершение кассовых операций в ОАО "Альфа-банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Кассовые операции имеют большое значение как для банка так и для клиентов. Принимая наличные средства от клиентов банк увеличивает свои свободные резервы, при этом проводит активные операции и получает доходы. При выдаче наличных средств клиенту учреждения банка берут комиссионную плату. Для осуществления кассовых операций банки открывают операционную кассу, которая состоит из приходной кассы, где осуществляют прием наличных и расходной, где выдают наличные. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать полученную наличность в учреждении банков для зачисления на их счета.

Содержание работы

Введение
1. Организация деятельности ОАО КБ «Альфа-банк»
1.1 Характеристика деятельности ОАО КБ «Альфа-банк»
1.2 Трудовое право ОАО КБ «Альфа-банк»
2 Организация расчётно-кассового обслуживания клиентов
2.1 Ведение расчётных и текущих счетов
2.2 Кассовые операции
3 Организация и учет депозитных операций
3.1 Пассивные депозитные операции
3.2 Активные депозитные операции
4 Организация и учет валютных операций
4.1 Ведение валютных счетов клиентов
4.2 Операции по привлечению валютных средств
4.3 Операции по кредитованию в иностранной валюте
Заключение

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 172.68 Кб (Скачать файл)

Платежный агент (банковский платежный агент (субагент)) помимо этого ведет еще одну кассовую книгу для учета принятых им наличных денег.

Кассир в кассовой книге:

- производит записи по каждому ПКО (РКО), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги;

- сверяет содержащиеся в ней данные с данными кассовых документов;

- выводит сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.

Кроме того, записи в кассовой книге сверяются с данными  кассовых документов главным бухгалтером  или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются  тем, кто проводил эту сверку.

Листы кассовой книги (книги  у чета денежных средств), оформляемой  на бумажном носителе, до начала ведения  брошюруются и пронумеровываются. Причем листы кассовой книги обособленного  подразделения подбираются и  брошюруются юридическим лицом  по каждому такому подразделению.

Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги (книги учета денежных средств) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера – только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица (индивидуального предпринимателя при ее наличии). Отметим, что, согласно требованиям старого порядка, кассовая книга опечатывалась сургучной или мастичной печатью. Как видим, сейчас это делать не нужно.

Контроль за ведением кассовой книги (книги учета денежных средств) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель.

Нюансы при применении технических средств

В случае ведения кассовой книги (книги у чета денежных средств) с применением технических средств  необходимо обеспечить:

- сохранность содержащихся в названных документах данных на электронном носителе информации;

- исключение возможности несанкционированного изменения указанных сведений.

Нумерацию листов кассовой книги (книги учета денежных средств) ведут автоматически в хронологической  последовательности с начала календарного года.

Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги (книги  учета денежных средств) подбираются  в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный  год.

Передача листа кассовой книги обособленным подразделением

Обособленное подразделение  после выведения на конец рабочего дня суммы остатка наличных денег  передает лист кассовой книги за данный рабочий день юридическому лицу. Сделать  это оно должно не позднее следующего рабочего дня. Причем передаче подлежит:

- отрывной второй экземпляр листа кассовой книги – если обособленное подразделение кассовую книгу оформляет на бумажном носителе;

- распечатанный на бумаге второй экземпляр листа кассовой книги – если для оформления кассовой книги оно применяет технические средства. Обособленное подразделение лист кассовой книги может передать юридическому лицу в электронном виде.

Тогда передача листа кассовой книги на бумаге может происходить  согласно правилам документооборота, которые утверждены юридическим  лицом.

Лимит остатка наличных денег

Лимит остатка наличных денег  – это максимально допустимая сумма денежных средств, которую  можно хранить в кассе для  проведения кассовых операций после  выведения в кассовой книге суммы  остатка денег на конец рабочего дня.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) устанавливает такой  лимит самостоятельно путем издания  соответствующего распорядительного  документа, который должен храниться  в определенном руководителем порядке. При этом лимит остатка кассы  в 2012 году в банке утверждать больше не нужно. Отметим, что раньше лимит  остатка наличных денег устанавливался банком, а с руководителями предприятий  он только согласовывался.

Правила расчета лимита остатка  наличных денег изложены в приложении к Положению № 373-П. Согласно им, при  установлении данного ограничения  можно исходить или из объема поступлений, или из объема выдач наличных денег. Последний показатель используется при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Что касается банковских платежных  агентов (субагентов), то при определении  лимита остатка наличных денег они  не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении деятельности в соответствии с Законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ и Законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ.

Наличные сверх лимита

Хранить наличные деньги сверх  лимита, то есть свободные денежные средства, на счетах в банках – обязанность  организации (индивидуального предпринимателя).

Накопление в кассе  наличных денег сверх установленного ограничения не допускается, за исключением  дней выплат заработной платы, стипендий, вознаграждений, включенных в фонд заработной платы, и выплат социального  характера. В указанные дни входит день получения наличных денег с  банковского счета на указанные  выплаты, а также в выходные, нерабочие  праздничные дни в случае ведения  юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в это время  кассовых операций.

Свободные денежные средства уполномоченный представитель организации (индивидуальный предприниматель или  его уполномоченный представитель) могут внести напрямую в банк. Так  же деньги могут быть сданы для  зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя:

- в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки и инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки денежных средств;

- или в организацию федеральной почто- вой связи.

Что касается обособленного  подразделения, то его уполномоченный представитель помимо перечисленных  выше организаций может внести на личные деньги своему юридическому лицу.

Отметим, что, согласно старому  порядку, предприятия были обязаны  сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов  остатка наличных денег в кассе  в порядке и сроки, согласованные  с обслуживающими банками.

 

 

 

 

 

 

3 Организация  и учет депозитных операций

 

3.1 Пассивные депозитные  операции

 

Пассивные операции коммерческого банка — это деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения.

Назначение операций коммерческого банка состоит  в следующем:

- обеспечение ресурсами деятельности банка;

- формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике;

- увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам;

- рост собственного капитала банка;

- создание резервных фондов страхования банковских операций.

Пассивные операции — операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Активные операции — операции по размещению средств. В результате активных операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) — одна из важнейших традиционных статей дохода банка (банковская прибыль формируется и за счет комиссионных сборов за банковские услуги).

Основные пассивные  операции коммерческого банка — депозитные.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям  относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

К пассивным операциям  коммерческого банка можно отнести:

- создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли;

- эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке;

- депозитные операции;

- межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке (рис. 1).

Среди депозитных операций выделяют следующие группы:

- депозиты до востребования;

- срочные и сберегательные депозиты.

 

Рис. 1. Привлеченные средства коммерческого банка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Активные депозитные  операции

 

Активные операции коммерческого банка — это операции по размещению привлеченных и собственных средств коммерческого банка в целях получения дохода и создания условий для проведения банковских операций.

Активные операции коммерческого банка — это прежде всего кредитные операции, инвестиционные операции, операции по формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции, комиссионно-посреднические(факторинг, лизинг, форфэтинг и пр.). Все кредитные операции можно сгруппировать следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Классификация кредитных операций

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Организация  и учет валютных операций

 

4.1 Ведение валютных  счетов клиентов

 

Банк в соответствии со своим уставом и лицензией  на ведение международных операций принимает средства в иностранной  валюте на счета государственных, акционерных, арендных и иных предприятий, объединений  и организаций и совместных предприятий (в дальнейшем именуемых "предприятия").

Для открытия текущего валютного  счета  предприятие должно предоставить в банк следующие документы:

- заявление, содержащее  его полное наименование, официальный  адрес, номер телефона, телефакса  и телекса. Заявление должно  быть подписано руководителем  и главным бухгалтером предприятия,  скреплено печатью предприятия  и содержать обязательство клиента  соблюдать банковские правила  открытия и ведения валютного  счета;

- копии учредительных  документов (договора о создании  предприятия и его утвержденного  устава), заверенные нотариально  или вышестоящей организацией, или  организацией, которая проводила  регистрацию учредительных документов;         

- решение о создании  или реорганизации предприятия  (только для организаций, которые  в соответствии с действующими  правилами должны представлять  такой документ при открытии  в банке расчетного счета);

- карточку установленной  формы с образцами подписей  лиц, уполномоченных распоряжаться  счетом, и оттиском печати предприятия  (подписи лиц, уполномоченных  распоряжаться счетом  предприятия, должны быть  удостоверены нотариально);

- копию документа о  регистрации местными органами  власти;

- справку из налоговой  инспекции об ее уведомлении о том, что предприятие открывает в банке валютный счет;

- справку из пенсионного  фонда РФ о постановке на  учет;

- справку из фонда обязательного  медицинского страхования;

- в принципе банк может  потребовать наличие экспортного  или импортного контракта у  предприятия.

Оформление и заверение карточки с образцами подписей, копии устава (положения) и документа о создании предприятия производятся по правилам, установленным Центральным банком РФ для оформления этих документов при открытии расчетных, текущих и бюджетных счетов в банке.

Информация о работе Совершение кассовых операций в ОАО "Альфа-банк"