Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:54, доклад
Современный маркетинг рассматривается специалистами как система организации всей деятельности компании по разработке, производству, сбыту товаров и предоставлению товаров и услуг на основе комплексного изучения рынка с целью удовлетворения запросов клиентов и получения максимальной прибыли. Маркетинг известен и как система управления и организации деятельности компании, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
(на примере
Алтайского регионального
ОАО «Россельхозбанк»)
Современный маркетинг рассматривается
специалистами как система
Банковская деятельность поначалу рассматривала маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80-е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками. Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами, системами сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано следующими факторами:
- проникновение банков
на зарубежные рынки и их
конкуренция с местными
- глобализация банковской конкуренции;
- появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам;
- расширение спектра услуг, оказываемых банками, и развитие небанковских методов заимствования денежных средств (например, облигаций);
- развитие информационных
технологий средств
- развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банками и
небанковскими институтами как в области привлечения средств, так и в области предоставления кредитных услуг.
Банковский маркетинг
получил широкое
Проблема развития российских банков и их способность быстро и результативно решать новые задачи, которые выдвигает рынок, представляются возможными на основе методов управления и творческого использования потенциала банковского маркетинга. Вопросы комплексной системы банковского маркетинга, его реализации банками на основе нововведений по продвижению банковских продуктов и услуг на рынок, а также обоснование каналов доставки их до потребителей в современных условиях мало исследованы. В связи этим необходимость развития теории и практики становления банковского маркетинга в условиях российских экономических реформ является актуальным.
В задачи исследований входили:
- осуществление анализа
состояния банковских услуг
- разработка рекомендаций
по продвижению банковских
и приемов маркетинга.
На примере ОАО «
100% акций ОАО «Россельхозбанк»
принадлежат Российской
Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Одним из первых открытых филиалов
в ОАО «Россельхозбанке»
За время своего существования Банк прочно занял позицию на рынке банковских услуг, сформировал устойчивый круг постоянных клиентов. За весь период деятельности на финансовом рынке показатели Банка свидетельствуют о его динамичном развитии:
- для динамики структуры
активов Банка характерны
произошло их увеличение на 17,3% (рис. 1);
- ключевой показатель
деятельности Банка по прибыли,
- основная доля кредитных вложений, которая приходится на предприятия и организации АПК, составляет 85,4% (рис. 3);
- в отчетном году продолжился
динамичный рост кредитного
увеличился в 1,3 раза (рис. 4);
- основную долю кредитного
портфеля Банка традиционно
предоставленные корпоративным заемщикам, которые увеличились на 33,8% (рис. 5);
- установленные бизнес-планом Банка на 2010 г. плановые задания по привлечению
средств клиентов были перевыполнены на 49,3% (рис. 6, 7).__
ОАО «Россельхозбанк» обслуживает
розничных и корпоративных
В работе был проведен анализ банковских услуг Алтайского РФ ОАО «Россельхозбанк» с помощью матрицы Бостонской группы, который показал, что:
- кредиты и вклады, предоставленные
корпоративным заемщикам,
«звезде», у этих продуктов
высокие темпы роста в
банка. Основная цель поддержать отличительные преимущества этих продуктов в
условиях конкуренции;
- кредиты частным лицам, вклады физических лиц занимают в матрице БКГ положение «дойная корова»;
- «трудных детей» много, следовательно ,ресурсы необходимо сконцентрировать, а не распылять;
- отсутствие «собак»
В результате проведенного
SWOT-анализа можно сделать
предприятие занимает устойчивое место на рынке и имеет возможности для дальнейшего расширения. Для укрепления положения банка необходимы дальнейшее привлечение клиентов из других отраслей; детальная проработка кредитных историй клиентов; развитие новых кредитных продуктов; увеличение срока кредитования; выезды представителей Банка в районы, где на данный момент нет дополнительных офисов.
Рис. 8. Матрица Бостонской консультативной
группы банковских услуг Алтайского РФ
ОАО «Россельхозбанк» (2010 г.)
Поскольку основными субъектами банковского рынка считаются коммерческие
банки, которые являются
диверсифицированными финансовыми
институтами, то выбор удачного сочетания
деловых стратегий для
Рассматривая стратегическую матрицу И. Ансоффа (табл. 1), можно сказать, что Банк использует стратегию развития рынка.
Матрица И. Ансоффа «Продукт-Рынок»
Рынок | |||||
существуюший |
новый | ||||
сельское население |
с.-х. товаропроизводитель |
городское население | |||
услуги |
существующие услуги |
кредит на развитие ЛПХ |
.+ |
.+ |
|
сельская ипотека |
.+ |
||||
потребительский кредит |
.+ |
.+ | |||
образовательный кредит |
.+ |
.+ | |||
кредит на подведение инженерных коммуникаций |
.+ |
.+ |
.+ | ||
кредит "Садовод" |
.+ |
.+ | |||
кредит на газификацию жилья |
.+ |
.+ | |||
новые услуги |
рефинансирование |
.+ |
.+ | ||
.+ | |||||
кредит успешный партнер |
.+ |
.+ |
.+ | ||
.+ |
Стратегия направлена на поиск нового рынка или нового его сегмента для уже освоенных товаров. Кредиты будут предоставляться не только сельскому населению и сельскохозяйственным товаропроизводителям, но и городскому населению Алтайского края. Успешное создание разветвленной финансово-устойчивой региональной сети и проведение эффективной региональной политики способствуют развитию Банка. Присутствие уполномоченных представителей в сельских поселениях даст возможность жителям села обслуживаться непосредственно по месту жительства, что значительно сократит сроки оформления и получения кредитов.
Маркетинговые исследования своих конкурентов являются необходимым для успешной деятельности предприятия. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их слабые и сильные стороны, нельзя одержать победу в конкурентной борьбе. Анализ сил конкуренции можно проводить с помощью метода, предложенного М. Портером (рис. 9).
Рассматривая перечень показателей ОАО«Россельхозбанка» относительно конкурентов, можно сделать следующий вывод, что главным конкурентом является Сбербанк.ОАО «Россельхозбанк» уступает ему по развитости филиальной сети. ОАО «Россельхозбанк» является одним из ключевых участников приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основной целью которого было развитие агропромышленного сектора российской экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны и главным участником пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия. В рамках госпрограммы Банк решает ряд государственно значимых задач, в частности, задачу повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам. Своей основной целью Банк должен определять содействие реализации государственных мер финансовой поддержки агропромышленного комплекса, повышению уровня жизни жителей села и развитию малого бизнеса на селе. Другой не менее важной целью Банка как кредитно-финансового учреждения, входящего в банковскую систему страны, должно быть повышение эффективности его деятельности. Достижение данной цели необходимо осуществить за счет решения трех взаимоувязанных задач — повышения финансовой устойчивости, повышения операционной эффективности и качества управления. Развитие деятельности Банка в русле обозначенных целей даст возможность Банку сохранить достигнутые позиции в списке четырех крупнейших коммерческих банков
России по размеру активов.В
связи со стремительным ростом Банка
и его филиальной сети происходит
запоздание формирования представления
о Банке у потенциальных
Для наиболее эффективного
воздействия на целевую аудиторию
и обеспечения действенной