Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:36, курсовая работа
Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.
Введение……………………………………………………………………………...стр 3
1.Теоретические аспекты денежной ФКС………………………………………….стр 4
1.1 Сущность, цели и задачи ФКС ………………………………………………….стр 4
1.2 Инструменты финансовой политики в РФ…………………………………....стр 14
2.Характеристика и анализ современной ФКС……………………………………стр 23
2.1 Финансово-экономические характеристики ФКС……………………………стр 23
2.2 Финансовые механизмы в управлении финансами и источники финансирования ФКС…………………………………………………………………………………..стр 26
2.3 Перспективы развития финансово-денежной и кредитной системы в РФ….стр 33
Заключение………………………………………………………………..................стр 36
Список литературы……………………………………..…………………………...стр 38
-носит ярко выраженный
-формирование и использование
бюджета базируется на
Основные функции бюджета:
-перераспределение
-государственное
-финансовое обеспечение
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Обособленное функционирование внебюджетных
фондов позволяет оперативно финансировать
важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от государственного бюджета
расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов
Кредит – ссуда
в денежной или товарной форме,
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают
Необходимость использования государственного
кредита обусловлена
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных
отношений появилась
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Фонд социального страхования (ФСС РФ) действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.
На территории России создаются
страховые медицинские
Существует два понятия кредитно-денежной системы: первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма); вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства, а затем предоставлять ссуды (институциональная форма).В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит. Второй случай сводится к следующих параметрам. Современная денежно кредитная система – это сложный механизм, имеющий несколько уровней, который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды.
Вывод: финансовую и денежно кредитную систему страны нужно анализировать в совокупности.
1.2 Инструменты финансовой
политики в Российской
Под финансовой политикой
понимают комплекс мероприятий государства
по использованию финансовых отношений,
мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию
на основе финансового законодательства.
Финансовая политика государства является
лишь средством осуществления его
социально-экономической
В процессе экономического
регулирования государство
ЦБ РФ ежегодно не позднее
26 августа представляет в Государственную
Думу проект Основных направлений единой
государственной денежно-
Основные направления включают:
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены кредита» – процента.
Процент определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов и депозитов, т.е. формирование кредитных ресурсов.
Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг.
Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг – время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.
Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.
Денежно-кредитная политика имеет несколько элементов:
В рамках проведения эмиссионной
политики обеспечивается оптимизация
необходимой массы денег в
обороте. Разумная эмиссионная политика
направлена также на некоторое увеличение
доходов бюджета – так
Информация о работе Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России