Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — рассмотреть понятие и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...стр 3
1.Теоретические аспекты денежной ФКС………………………………………….стр 4
1.1 Сущность, цели и задачи ФКС ………………………………………………….стр 4
1.2 Инструменты финансовой политики в РФ…………………………………....стр 14
2.Характеристика и анализ современной ФКС……………………………………стр 23
2.1 Финансово-экономические характеристики ФКС……………………………стр 23
2.2 Финансовые механизмы в управлении финансами и источники финансирования ФКС…………………………………………………………………………………..стр 26
2.3 Перспективы развития финансово-денежной и кредитной системы в РФ….стр 33
Заключение………………………………………………………………..................стр 36
Список литературы……………………………………..…………………………...стр 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа Деньги кредит,банки Людмила.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

-носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит  бюджета,

-формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение финансовой  политики;

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой - дает возможность  расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

     Кредит – ссуда  в денежной или товарной форме,  предоставляемая кредитором заёмщику  на условиях возвратности, чаще  всего с выплатой заёмщиком  процента за пользование ссудой.

Государственный кредит отражает кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство  в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных  бумаг. Данная форма кредита позволяет  заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для  этих целей эмиссии. Государственный  кредит используется также в целях  стабилизации денежного обращения  в стране. В условиях инфляции государственные  займы временно уменьшают у населения  платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения  на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения  и юридических лиц используются для финансирования экономических  и социальных программ, т.е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные  займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные  органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских  и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную  задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся  сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства  РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это  задолженность по непогашенным внешним  займам и невыплаченным по ним  процентам.

Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной  монополии. Это означало, что только государство могло совершать  операции по страхованию и давать гарантированные обязательства  по возмещению ущерба, понесенного  организациями или гражданами в  результате стихийного бедствия или  несчастного случая. Все страховые  операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное  и личное страхование позволяла  в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные  на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность  отказаться от монополии государства  в страховом деле. Рынок побуждает  государственные страховые организации  изменять структуру и направления  деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее  время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики  все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые  компании не имеют четкой специализации  по направлениям страхования. Фонд социального  страхования (ФСС РФ) действует в  соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.

На территории России создаются  страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный  объем медицинской помощи: “скорая  помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

      Существует два понятия кредитно-денежной системы: первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма); вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства,  а затем предоставлять ссуды (институциональная форма).В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит. Второй случай сводится к следующих параметрам. Современная денежно кредитная система – это сложный механизм, имеющий несколько уровней,  который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды.

Вывод: финансовую и денежно  кредитную систему страны нужно  анализировать в совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инструменты финансовой  политики в Российской Федерации

 

Под финансовой политикой  понимают комплекс мероприятий государства  по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его  социально-экономической политики и выполняет вспомогательную  роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную  Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

Основные направления  включают:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
  • краткую характеристику состояния экономики РФ;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственное регулирование  при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных  денег, во-вторых, «цены кредита» –  процента.

Процент определяет спрос  на заемный капитал и масштабы притока вкладов и депозитов, т.е. формирование кредитных ресурсов.

Государственная экономическая  политика, ориентированная на использование  денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг.

Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг  – время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в  значительной степени связано (через  колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

     Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную  сферу и сопряженные области  экономики. Однако при проведении определенного  круга операций ЦБ РФ вправе и прямо  вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно  считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.

Денежно-кредитная политика имеет несколько элементов:

  • эмиссионная политика;
  • политика стабилизации национальной валюты;
  • кредитная политика.

В рамках проведения эмиссионной  политики обеспечивается оптимизация  необходимой массы денег в  обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также на некоторое увеличение доходов бюджета – так называемых эмиссионных доходов. Второе направление  требует особой осмотрительности, поскольку  при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению  доходов бюджета. Если государство  не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую  безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять  экспансии более сильных валют  и национальное богатство может  быть обесценено либо в значительной степени утеряно.

Информация о работе Совершенствование денежной финансово-кредитной системы (ФКС) в России