Совершенствование организации потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение процесса кредитования коммерческого банка для удовлетворения потребительских нужд населения, выявление соответствующих проблем и подходов к их решению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены сущность и роль потребительского кредита;
выявлены общие основы организации потребительского кредитования в России;
обозначена роль потребительского кредита в развитии экономики страны и повышения благосостояния граждан;

Файлы: 3 файла

ТЕКСТ.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Меры, предусмотренные законопроектом, направлены на развитие сектора потребительского кредитования за счет повышения степени доверия потребителей к данной форме приобретения товаров (работ, услуг) и снижения рисков организаций, занимающихся предоставлением потребительских кредитов. Мы надеемся, что проект закона будет внесен в ближайшее время в Правительство РФ и его принятие исправит ситуацию, сложившуюся на рынке потребительского кредитования [25].

Способность российского  банковского сектора обслуживать  субъекты малого предпринимательства до кризиса оставалась весьма низкой. Несмотря на то, что в период с 2003 по 2008 гг. суммарные активы банков возросли более чем втрое, банковский сектор России все еще остается небольшим по сравнению с развитыми странами и даже со странами с переходной экономикой. Финансовое посредничество продолжает оставаться на низком уровне, при этом особый дефицит финансовых услуг наблюдается в сельских районах. Свыше 80% всех банковских активов страны сконцентрировано в Москве и в Московской области. Несмотря на это Сбербанк России, на который приходится 70% вкладов физических лиц, продолжает «уходить» из убыточных сельских районов и небольших городов. Эту ситуацию усугубила низкий уровень ликвидности отечественных кредитных организаций, которые значительно сократили объёмы выдаваемых кредитов.

Лишь незначительное число российских банков организационно и технически приспособлено к  кредитованию микро- и малых предприятий. Это, прежде всего, связано с необходимостью инвестиций в создание филиальной сети для обслуживания мелких клиентов, неспособностью банков проводить эффективную и не требующую больших затрат адекватную оценку качества запрашиваемых кредитов (что способствует сохранению уже укоренившейся традиции кредитования под залог имущества). Вызвано это также и высокими затратами, обусловленными требованиями нормативного характера в отношении предоставления небольших по размеру займов, и трудностями, которые испытывают банки при реализации залога по приемлемой цене. Поэтому кредитование малых и средних предприятий продолжает восприниматься банками как высоко рискованная деятельность, которая к тому же требует и высоких затрат. Именно в связи с практическим отсутствием доступа малых предприятий к финансовым ресурсам и появились микрофинансовые организации различных типов, цель которых – удовлетворить потребности микропредпринимателей в финансировании.

Обычно в мировой практике предоставления микрофинансовых услуг  выделяют четыре категории институциональных  поставщиков: коммерческие банки (банки, участвующие в программах микрокредитования, и специализированные в сфере микрофинансирования), специализированные МФО, созданные по типу неправительственных и некоммерческих организаций, членские организации (например, сельские кооперативы и кредитные союзы), и государственные фонды [10].

Несмотря на то, что в России сформировались организации всех четырех указанных  типов, микрофинансовый сектор все  еще находится на ранней стадии развития и нуждается в расширении операций. Кредитные кооперативы объединяют в своих рядах около полумиллиона членов. Данные о региональных государственных фондах носят разрозненный характер. Отсутствие централизованной и унифицированной информации о масштабах их деятельности не позволяет оценить степень охвата клиентов этими фондами. Однако официальные данные, полученные по 21 региональному и муниципальному фонду, которые участвуют в программах микрофинансирования, указывают на то, что суммарная клиентская база этих фондов не превышает 10 тыс. заемщиков.

Клиентами некоммерческих МФО в основном являются микропредприниматели, занятые в сфере розничной торговли и обслуживания, с низким уровнем доходов. Средний размер займа, как правило, ниже 2 тыс. долл., а сроки их предоставления и процентные ставки варьируются в зависимости от региона и организации (последние, как правило, составляют от 20 до 70%) [25].

Таким образом, важное место  в области небанковского финансирования реального сектора экономики  занимают микрофинансовые организации, ориентированные, в первую очередь, на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах населения отдаленных районов, малых и микропредприятий.

Развитие институтов и программ микрофинансирования  имеет большое значение для формирования среднего класса, создания условий  для деятельности начинающих предпринимателей и дальнейшего роста уже существующих микропредприятий. По оценкам, число субъектов микробизнеса в России составляет более 4,5 млн., т.е. около 80% от всех субъектов малого предпринимательства, а испытываемая ими суммарная потребность в финансировании – от 5 до 7 млрд. долл. ежегодно [26].

В течение последних  пяти лет наблюдается резкий рост числа городских и сельскохозяйственных кредитных кооперативов, а также  численности их членов, особенно на юге России. Причем этот быстрый  рост происходит вопреки отсутствию целостной нормативно-правовой базы регулирования деятельности кредитных кооперативов и ограниченному доступу к кредитным ресурсам, который они испытывают.

Однако, несмотря на высокую динамику роста микрофинансового сектора в России, он находится  на раннем этапе своего развития. Существующих масштабов деятельности микрофинансовых институтов недостаточно для институционального развития микробизнеса.

По уровню развития микрофинансового рынка Россия в  разы уступает странам Центральной  и Восточной Европы, практически одновременно с Россией начавшим переход крыночной экономике. Так, в Польше действует более 5000 кредитных союзов, объединяющих около 10% всего населения. В Румынии, Сербии, Албании быстро развивается сектор некоммерческих микрофинансовых институтов, основной задачей которых является создание благоприятных условий для начала ведения бизнеса безработным населением [11].

Полномочия  по подготовке предложений по осуществлению  мониторинга, контроля и надзора  за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан, а также ведению реестра кредитных потребительских кооперативов граждан закреплены в положении о Департаменте финансовой политики Минфина России. Департамент более пяти лет занимается вопросами микрофинансовой деятельности и подготовкой предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Кроме того, совместно  с Федеральной налоговой службой  осуществляется формирование реестра  кредитных потребительских кооперативов граждан. По предварительной информации в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрировано около 1800 кредитных потребительских кооперативов граждан [27].

Роль Правительства  РФ в государственном регулировании  деятельности микрофинансовых организаций, на наш взгляд, заключается в создании благоприятных условий для развития микрофинансирования, в основном за счет совершенствования действующего законодательства.

У потенциального заемщика есть возможность выбрать  программу в зависимости оттого, что больше его интересует. Рассмотрим основные условия, интересующие потенциальных клиентов кредитных организаций.

  1. Минимальная процентная ставка. Стремление получить более дешевый кредит непреодолимо. Таким образом, учитывая эти стремления, банки помимо стандартных условий кредитования довольно часто разрабатывают программы льготирования процентных ставок, в определенных случаях предоставляя «бесплатный/беспроцентный» кредит.
  2. Минимальный ежемесячный платеж. Помимо суммы кредита и процентной ставки серьезное влияние на величину платежей оказывают ежемесячные или единовременные выплаты – комиссии.
  3. Минимальный первоначальный платеж. Например, без первоначального взноса кредитование осуществляют ЦЧБ Сбербанка России.
  4. Миним<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Таблицы.doc

— 125.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздача.doc

— 146.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование организации потребительского кредитования