Советский период деятельности банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Банки — это непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела.
Практически невозможно установить конкретную историческую дату возникновения банков.

Содержание работы

Введение 3
1. Советский период деятельности банков 4
2. Центральный банк 8
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

После Октябрьской революции 1917 года.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Принимались меры по привлечению  в систему сельскохозяйственного  кредита средств крестьян в форме вкладов, расширению их паевого участия в сельскохозяйственных кредитных товариществах, повышению ответственности этих товариществ перед населением и укреплению доверия к ним, достижению соответствия условий предоставления сельскохозяйственных кредитов производственным условиям крестьянских хозяйств и увеличению доступности кредитных ресурсов.

Всего за 1922-1928 гг. предприятиям сельского хозяйства были предоставлены  кредиты на 1618 млн. руб. В своей  работе «Сельскохозяйственный кредит»  В.Л. Деревицкий отмечает: «Прежде всего, многочисленность и дробность крестьянских хозяйств ставят вопрос об организации  не просто кредита, а кредита мелкого, для осуществления которого должен быть построен особый кредитный аппарат. Этот аппарат должен быть максимально  приближен к крестьянскому населению. Работа его должна обеспечить бесперебойное  обращение кредитных средств, направляемых в сельское хозяйство, создать благоприятные  условия для наилучшей эффективности  кредита, а так же вызвать приток крестьянских накоплений в кредитную систему».

Данная книга была написана незадолго до всеобщей коллективизации  и свидетельствует о том, что  к 1929 году в России были созданы условия  развития сельского хозяйства на мелкотоварной основе, при которой  основной массой товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции были единоличные хозяйства, а также  фермерские (кулацкие) хозяйства, использующие наемный труд. Однако руководство  страны приняло решение по проведению принудительной коллективизации с  применением репрессий, что сделало  невозможным развитие «аппарата» мелкого  кредита. Из этого можно сделать  вывод о том, что механизм мелкого  кредита может функционировать  в условиях демократического развития общества и свободного предпринимательства  в производстве сельскохозяйственной продукции.

С провозглашением курса  на массовую коллективизацию изменяется и ориентация сельскохозяйственного  кредита. Упор делается уже не на кредитование крестьянских хозяйств, а на стимулирование процесса обобществления агропроизводства. Так, в 1929 году Наркомфином СССР при  участии Центрального сельскохозяйственного  банка и Всесоюзного совета коллективных хозяйств была разработана система  производственного кредитования колхозов и их объединений. Она предусматривала, во-первых, право устанавливать размеры и назначение ссуд для отдельных колхозов и их объединений, а также закрывать кредиты наиболее крупным из них - республиканским банкам; во-вторых, обязанность хозяйств и их объединений предоставляемые средства направлять исключительно на производственные нужды; в-третьих, необходимость соответствия размеров и сроков кредитования хозяйственным планам заемщиков; и, в-четвертых, установление строжайшей дисциплины при использовании кредитов и их своевременный возврат.

В 1929 году по постановлению  Совнаркома СССР «О рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» на Госбанк возлагалось кредитование заготовок сельскохозяйственной кооперации, предназначенных для государственной  промышленности, а также объединений  по сбыту сельхозмашин и средств  сельскохозяйственного производства. Для этих двух типов кооперации устанавливалось  прямое банковское кредитование. К  Госбанку переходил непосредственный контроль за ходом выполнения хозяйственных  и финансовых планов, а также за укреплением хозрасчетных отношений.

По мере перехода сельскохозяйственных кредитных товариществ к кредитованию производственных объединений и  коллективных хозяйств росло количество их членов - сельхозтоваропроизводителей: ими становились как колхозы  и первичные производственные сельскохозяйственные кооперативы (коллективные члены), так  и индивидуальные хозяйства (если они  не входили в производственные объединения). Кредитные товарищества в основном привлекали сбережения населения и  кооперативных организаций, выполняли  функции расчетной кассы. В начале 1930-х гг. большинство таких товариществ  было укрупнено, а территория их деятельности значительно расширена.

Выдача ссуд крестьянским хозяйствам производилась системой сельскохозяйственного кредита, как  правило, через низовые отделения  сельскохозяйственной кооперации и  по договоренности с банками. При  этом первичные производственные кооперативы несли ответственность перед кредитными товариществами за предоставление кредитов и своевременное их погашение.

Созданная государством в  восстановительный период система  сельскохозяйственного кредита, доказавшая свою жизнеспособность, была свернута во время насильственной массовой коллективизации.

30 января 1930 года ЦИК и  Совнарком СССР приняли постановление  «О кредитной реформе», установившее  монополию банковского кредитования (до этого хозяйствующие субъекты  часто отпускали продукцию и  оказывали услуги друг другу  в кредит). Были ликвидированы  филиалы Всероссийского и Всеукраинского  кооперативных банков. В постановлении  подчеркивалось, что укрепление  материальнотехнической базы организуемых  колхозов может обеспечить система  сельскохозяйственного кредита,  опирающаяся на финансовые вложения  государства, только на основе  мобилизации ресурсов крестьян, обобществления их небольших  индивидуальных средств через  колхозы. Сама система сельскохозяйственного  кредита передавалась сельскохозяйственной  кооперации. Разумеется, в условиях  раскулачивания «мобилизация индивидуальных  крестьянских ресурсов» являлась  блефом.

Проведение реформы вопреки  сложившимся традициям потребовало  применения систематического насилия  над сторонниками неформальных ограничений (прежде всего, фермерами, именуемыми «кулаками»). При этом гарантией против рассогласования  между требованиями неформальных норм и требованиями навязанных сверху новых  узаконенных правил являлось тоталитарное государство, сохранявшее за собой  право вмешиваться в любой  аспект обыденной и частной жизни людей. Очевидно, что такой подход приводил к серьезному снижению эффективности экономики и росту издержек государства.

По постановлению ЦИК  Центральный сельскохозяйственный банк был реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный  банк. Республиканские, краевые и  областные сельскохозяйственные банки  трансформированы в его филиалы, управлявшиеся Правлением банка. Районные и поселковые банковские звенья, а  также сельскохозяйственные кредитные  союзы были ликвидированы.

Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк находился  в ведении Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации, а  его председатель являлся заместителем наркома земледелия СССР. Коммерческий кредит сельхозтоваропроизводителям  был запрещен и заменен прямым банковским кредитованием. Краткосрочное  кредитование начало постепенно переходить к Госбанку. О его масштабах  дают представление следующие данные на 1 января: 1933 года - 1,4 млрд. руб., 1938 года -

1,7 млрд. и 1941 года - 2,2 млрд. руб. При этом доля таких  ссуд во всех краткосрочных  кредитах важнейшим отраслям  экономики была незначительна  - соответственно 13,2 %, 4,2 и 4,0 %. Прерогативой  Сельхозбанка оставалось лишь  долгосрочное кредитование.

В 1932 году новым постановлением ЦИК СССР всем специальным банкам было разрешено выдавать долгосрочные ссуды. Эти банки входили в состав Наркомфина СССР, среди них и новый сельский банк -Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР), который аккумулировал не только бюджетные средства, предназначавшиеся на капитальные вложения в сельское хозяйство страны, но и собственные накопления колхозов на эти цели. Наряду с безвозвратным бюджетным финансированием он осуществлял долгосрочное кредитование, нацеленное на возделывание технических культур, развитие садоводства, виноградарства и семеноводства, а также на другие цели. Кроме того, выдавал долгосрочные ссуды на приобретение скота для приусадебных хозяйств и на индивидуальное жилищное строительство в сельской местности.

В своей деятельности Сельхозбанк  СССР зачастую необоснованно регламентировал  использование средств колхозов, нарушал их право временно заимствовать средства неделимого фонда на хозяйственные  нужды (покупку семян, кормов и т. п.), при получении наличных денег  со своих счетов неделимых фондов в каждом отдельном случае требовалось  предоставлять банку разрешение райисполкомов. Практиковалось списание средств со счетов неделимых фондов для уплаты взносов по личной подписке их членов на государственные займы. В результате, несмотря на санкции, вплоть до уголовных, хозяйства стремились уклониться от сдачи свободных денег  на хранение в Сельхозбанк. Необоснованные запреты и ограничения мешали нормальной хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей. Фактически в 1930-х гг. произошла жесткая централизация  кредита, в том числе и сельскохозяйственного, то есть огосударствление кредитной  системы в стране.

После окончания всеобщей коллективизации денежно-кредитный  механизм стал подсистемой административно-командной  экономики, управляемой на основе плана. В этой связи можно отметить, что  с 1930 до 1990 года в стране функционировала  социалистическая система кредитования сельского хозяйства. При этом денежно-кредитный  механизм, в том числе его подсистема - денежно-кредитный механизм сельскохозяйственного  кредита преимущественно стал выполнять  функцию перераспределения денежных и материальных ресурсов с нарушением принципов возвратности и платности  кредита. Государственный банк в  годы социалистического строительства  стал всеобщим кредитором государственных  предприятий, включая колхозы и  совхозы. При этом совхозы как  государственные предприятия получали субсидии из бюджета, а колхозы пользовались кредитами, выдаваемыми Госбанком  СССР под незначительные проценты.

При рассмотрении вопросов функционирования сельскохозяйственного  кредита после коллективизации  следует учитывать то, что при  каждом крестьянском дворе были собственные  приусадебные участки и свой домашний скот, что показывало низкую эффективность колхозов и совхозов, поскольку крестьянин не мог прокормить свою семью без дополнительного рабочего времени на своем подворье. Начиная с периода коллективизации часть продукта, созданного крестьянином в своем подворье, изымалось принудительно в виде натурального налога и натуральных вкладов. В этой связи А.В. Чаянов писал: «Для того же чтобы мобилизовать более или менее полно все излишки крестьянского хозяйства в сельскохозяйственную кредитную сеть, необходимо изменить саму форму вкладов и представить вкладчикам иные условия, могущие заинтересовать крестьянина целиком вкладывать свои свободные средства в систему сельхозкредита».

Рассмотренный этап государственного регулирования системы сельскохозяйственного  кредита характеризовался непосредственным участием государства в процессе конструирования новых правил, регламентирующих финансово-кредитные отношения отрасли, а не придания юридической силы эффективным  институтам, которые могли быть сформированы самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.

За период 1940 по 1986 годы объем  кредитования колхозов в целом вырос 8,6 раза, при этом наиболее интенсивно развивался краткосрочный кредит. Его  объем за тот же период возрос более  чем в 2200 раза, а долгосрочный только в 309,4 раза. Вместе с тем, долгосрочный кредит по своему объему занимал наибольший удельный вес - 90,6 % в 1940 году и к 1986 году снизился до 57,4 %. Валовая продукция сельского хозяйства к 1986 году возросла в 2,8 раза по отношению к уровню 1940 года.

Наряду с денежной формой кредита в начале шестидесятых годов  в сельском хозяйстве СССР вновь  начали широко применять и товарный кредит. Суть его заключалась в  том, что колхозам, совхозам предоставляли  в кредит минеральные удобрения  и другие материально-технические  ценности с последующей оплатой  товарного кредита за счет будущего урожая. В реальной экономической  жизни эти правоотношения еще  нельзя было истолковать в качестве залога сельскохозяйственной продукции, так как субъекты данных правоотношений не обладали соответствующей не экономической и не правовой самостоятельностью и поэтому договоры залога между ними не заключались. А свои обязательства колхозы, совхозы исполняли перед государством путем заключения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции с заготовительными и перерабатывающими организациями, в которых предусматривалась поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

На рассматриваемом этапе  удельный вес сельского хозяйства  в ВВП страны достиг 16 %, а доля кредитов вложенных в сельское хозяйство, в общем объеме кредитов в народное хозяйство достигла 32 %. Следует отметить, что колхозы и совхозы, в большинстве  своем, были безнадежными должниками перед  государством, а накопленные долги  периодически списывались. Очевидно, важные условия для интенсивного развития любой отрасли экономики - свобода  личности и материальная заинтересованность, отсутствовали.

Период развития системы  сельскохозяйственного кредита  в условиях крепостного строя  характеризовался отсутствием свободы  у крестьян, социалистическая модель ведения хозяйства долгое время  также не давала возможность сельским жителям поменять место жительства, вследствие отсутствия паспорта. Сравниваемые денежно-кредитные механизмы схожи: кредитование сельского хозяйства - централизованное, слабый контроль за целевым использованием выданных кредитов, и как следствие огромная доля невозвратных долгов.

Командно-распределительная  система организации экономики  уже к середине 1960-х гг. обнаружила свою неэффективность. Однако поиск  новых методов хозяйствования и  организации экономической жизни  в стране принял затяжной характер и лишь к концу 1980-х гг. наметились определенные изменения в сторону  децентрализации производственноэкономической структуры.

В связи с созданием  специализированных кредитных организаций, призванных оказывать финансово-кредитные  услуги сельскохозяйственным предприятиям и организациям, институт сельскохозяйственного  кредита претерпел существенные качественные изменения и нормативное  развитие. Таким правовым основанием послужило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года № 821

Информация о работе Советский период деятельности банков