В настоящее
время в системе страхования
вкладов участвует подавляющее
большинство банков. В них сосредоточено
почти 100 процентов всех вкладов
физических лиц, размещенных в
банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005
г. Правительством Российской
Федерации и Центральным банком
Российской Федерации была принята
"Стратегия развития банковского
сектора Российской Федерации
на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью
развития банковского сектора на среднесрочную
перспективу (2005—2008 гг.) является повышение
его устойчивости и эффективности функционирования.
Основными
задачами развития банковского
сектора являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других
кредиторов банков;
- повышение
эффективности осуществляемой банковским
сектором деятельности по аккумулированию
денежных средств населения и
организаций и их трансформации
в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных
организаций;
- предотвращение
использования кредитных организаций
для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и
в противоправных целях (прежде
всего таких, как финансирование
терроризма и легализация доходов, полученных преступным
путем);
- развитие
конкурентной среды и обеспечение
транспарентности в деятельности
кредитных организаций;
- укрепление
доверия к российскому банковскому
сектору со стороны инвесторов,
кредиторов и вкладчиков.
В 2008 году,
в связи с кризисом ипотечного
кредитования в США и острым
дефицитом ликвидности на международных
финансовых рынках, изменились условия
проведения денежно-кредитной политики.
Банк России увеличил объемы
рефинансирования коммерческих
банков. Был разработан аукционный механизм
размещения свободных средств федерального
бюджета на банковских депозитах. При
этом с целью существенного снижения инфляции
Банк России активно использовал доступные
ему инструменты денежно-кредитной политики
— процентные ставки, нормативы обязательных
резервов, валютный курс рубля. В сентябре
2008 г. в результате обострения мирового
финансового кризиса ситуация в экономике
России кардинально изменилась. Резкое
падение мировых цен на нефть и другие
экспортируемые Россией товары привело
к ухудшению состояния платежного баланса
страны. К концу 2008 г. сформировавшийся
осенью 2008 года валютный курс рубля перестал
соответствовать экономическим реалиям.
Поэтому была проведена постепенная девальвация
рубля. 23 января 2009 года верхняя граница
валютного коридора стоимости бивалютной
корзины была установлена на уровне 41
рубль.
Начавшийся осенью 2008
года мощный отток частного
капитала, сопровождался резким
падением цен на акции на
российских фондовых биржах. Российские
компании и банки оказались отрезанными
от иностранных источников финансирования.
В условиях
мощного оттока вкладов населения,
отсутствия возможности у российских
банков получить кредиты за
рубежом, свертывания рынка межбанковского
кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных
организаций. Некоторые банки начали задерживать
платежи и выдачу средств со вкладов населения.
В октябре 2008 г. отток вкладов населения
из банков достиг своего максимума. Начался
рост просроченной задолженности по кредитам
и стагнация банковского кредитования
реального сектора и населения. В результате
усиливавшегося недоверия банков друг
к другу резко снизились объемы операций
межбанковского кредитования. В это время
Банк России основные усилия направил
на предотвращение массового банкротства
российских банков.
С целью
пополнения банковской ликвидности
неоднократно принималось решение
о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен
перечень активов, принимаемых Банком
России в залог при рефинансировании банков.
В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка
рефинансирования Банка России и другие
ставки по операциям Банка России с кредитными
организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца
года ставка рефинансирования снизилась
с 13% до 8,75%.
Был создан
временный механизм поддержания
межбанковского рынка в условиях
кризиса, который предусматривал
компенсацию Банком России до
90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском
кредитовании банков, у которых была отозвана
лицензия.
Для быстрого
и масштабного пополнения рублевой
ликвидности банковской системы
был разработан механизм предоставления
Банком России кредитным организациям
кредитов без обеспечения ("беззалоговых"
кредитов).
Одним из
способов увеличения капитала
банков стало предоставление
им за счет государственных
средств субординированных кредитов.
Кроме того был разработан
механизм приобретения государством
привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении
капиталов, с оплатой их специальными
облигациями федерального займа.
Совместно
с Агентством по страхованию
вкладов Банк России провел
большую работу по санации
проблемных банков. В большинстве
случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних
банков привело кредитование этими банками
бизнеса своих собственников.
Банк России
предоставлял кредиты на льготных
условиях крупным финансово устойчивым
банкам в случае их готовности
приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного
банка и за счет полученных средств осуществить
его санацию. В результате предпринятых
мер кризис ликвидности банковского сектора
был погашен, массовое банкротство банков
предотвращено. Ситуация относительно
стабилизировалась.
В течение
2010 г. по мере улучшения ситуации
в банковском секторе Банк
России постепенно сворачивал
специальные антикризисные механизмы.
К концу 2010 г. было полностью
прекращено предоставление Банком
России кредитов без обеспечения.
В первой половине 2010 года
в условиях быстро снижающейся инфляции,
низкого совокупного спроса на товары
и услуги, вялого роста банковского кредитования
Банк России четыре раза принимал решения
о снижении своих процентных ставок. За
первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования
была снижена с 8,75 до 7,75%.
С середины
2010 г. макроэкономическая ситуация
начала изменяться. Начиная с
августа инфляция стала расти.
В конце декабря на фоне
растущей инфляции было принято
решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком
России депозитам.
В начале
2011 года Банк России продолжил
ужесточение денежно-кредитной политики.
В целях снижения инфляции
в январе было принято решение
о повышении нормативов обязательных
резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении
нормативов обязательных резервов и о
повышении большинства процентных ставок
Банка России, включая ставку рефинансирования,
на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято
решение о повышении нормативов обязательных
резервов.
Руководители Государственного
банка РСФСР – Центрального банка
РСФСР –Центрального банка Российской
Федерации (Банка России)
1. Матюхин Г.Г. – Председатель
Государственного банка РСФСР – Центрального
банка РСФСР – Центрального банка Российской
Федерации (Банка России) в 1990-1992 гг.
2. Геращенко В.В. – Председатель
Центрального банка Российской Федерации
(Банка России) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.
3. Парамонова Т.В. – исполняющий
обязанности Председателя Центрального
банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995 гг.
4. Хандруев А.А. – временно
исполняющий обязанности Председателя
Банка России с 8 по 22 ноября 1995 г.
5. Дубинин С.К. – Председатель
Центрального банка Российской Федерации
(Банка России) в 1995-1998 гг.
6. Игнатьев С.М. – Председатель Центрального банка Российской
Федерации (Банка России) с 2002 г.– по н./в.
Глава 2. Специфика банковской
системы России
2.1 Структура
банковской системы
Для реальной оценки состояния
банковской системы России и перспектив
дальнейшего развития необходимо учитывать ее специфические
особенности, формировавшиеся на протяжении
всего периода становления. Среди характерных
черт, присущих банковскому сектору российской
экономики, можно выделить следующие:
- в части деятельности государственных банков было отмечено: превалирование или значительное воздействие государственных банковских структур на развитие банковской деятельности в стране; наличие тесных связей между государственными банками; преемственность в развитии банковских учреждений (претерпевших преобразования с сохранением, а иногда расширением или сокращением функций и направленности работы; значительная поддержка действующих и вновь создаваемых кредитных учреждений различных форм собственности со стороны центрального банка страны (так, во второй половине XIX - начале XX в., а также в период нэпа это выражалось первоначально в активном содействии созданию новых кредитных учреждений, а затем в поддержании их стабильного функционирования в сложных условиях);
- в части долгосрочного кредитования банковской системе страны были свойственны следующие особенности: активная деятельность государственных банков наряду с частными банковскими структурами, приоритетность долгосрочного кредитования (вплоть до 1918 г. носившего в большей степени ипотечный характер, в советский период имевшего форму долгосрочных кредитных вложений в различные отрасли экономики). Кроме того, на протяжении всего периода развития в России применялись различные льготы по долгосрочным кредитам, предоставлявшимся государственными банками;
- в числе особенностей развития российской банковской системы считаем целесообразным отметить такие, как: централизация банковской системы с момента возникновения банковской деятельности; ее подконтрольность верховной власти; отсутствие универсальных банков вплоть до начала 90-х гг. XX в.; наличие эмиссионной функции только у государственного банка, активное развитие вексельного кредитования в виде учета и переучета векселей, имевшего широкое распространение особенно в конце XIX - начале XX в., а также в период нэпа (т. е. в период функционирования в стране банковской системы централизованного двухуровневого типа);
- разновидности кредитных учреждений: банкирские дома, имевшие самую долгую историю развития и просуществовавшие более двух веков; сберегательные кассы, которым уже 167 лет; кредитные кооперативы, развитие которых происходило быстрыми темпами в периоды благоприятствования частной инициативе в банковском деле при активной поддержке со стороны центрального банка страны; банки, среди которых кроме центрального банка страны были государственные банки, занимавшиеся долгосрочным кредитованием, а также акционерные земельные и коммерческие банки. Следует отметить и банки, действовавшие исключительно на региональном уровне: городские общественные банки (возникшие в 70-х гг. XVIII в. и просуществовавшие до начала 20-х гг. XX в.), а также коммунальные банки (образованные в период нэпа и действовавшие в течение нескольких десятилетий)4.
Представляется необходимым
учитывать указанные особенности
банковской системы России в процессе разработки стратегических
направлений развития системы, а также
мер денежно-кредитной политики, связанных
с деятельностью региональных банков,
формированием системы ипотечного кредитования,
стимулированием долгосрочного кредитования,
регулированием порядка выпуска ценных
бумаг кредитными учреждениями и работы
последних на фондовом рынке, а также в
части деятельности банков с государственным
участием.
В странах с развитой
рыночной экономикой сложились двухуровневые
банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным
(эмиссионным) банком. На нижнем уровне
действуют коммерческие банки, подразделяющиеся
на:
- Универсальный банк — банк, осуществляющий все или большинство основных видов банковских операций.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской
деятельности» к банковским операциям
относят:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Универсальные банки
более устойчивы, чем специализированные
банки, так как сочетают коммерческую
и инвестиционную деятельность. Они
могут в полной мере использовать преимущества диверсификации
своих операций. Клиентам удобнее иметь
дело с одним банком, чем с несколькими
специализированными посредниками. Клиентами
универсальных банков являются как мелкие
вкладчики, так и крупные компании.
Банки универсального типа выполняют большое количество
банковских операций: ведение депозитных
счетов, безналичные переводы средств,
приём сбережений, выдачу разнообразных
кредитов, покупку ценных бумаг, операции
по доверенности, хранение ценностей в
сейфах и др. Благодаря широкому выбору
предлагаемых услуг и наличия большого
количества клиентов они меньше страдают
от колебаний доходности отдельных банковских
операций и конъюнктуры сегментов финансового
рынка.