Современное состояние денежного оборота в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ денежного оборота и его структуры. Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические вопросы денежного обращения: понятие денежного обращения, типы денежных систем, законы денежного обращения
· изучить структуру денежного обращения
проанализировать законодательную базу денежного обращения в РФ
· проанализировать характер отношений Центрального Банка РФ с коммерческими банками

Содержание работы

Введение 2
1. Денежный оборот и понятия его характеризующие 4
1.1 Понятие и структура денежного оборота 4
1.2 Показатели денежного оборота 6
1.3 Денежный оборот в системе рыночных отношений 7
2. Классификация денежного оборота и принципы его организации 9
2.1 Классификация денежного оборота 9
2.2 Безналичный денежный оборот 9
2.3 Налично-денежный оборот 14
2.4 Принципы организации денежного оборота 17
2.5 Методы и инструменты регулирования денежного оборота 18
3. Современное состояние денежного оборота в России 21
3.1 Структура наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 января 2013 года 21
3.2 Монетизация российской экономики 21
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Понятие денежного оборота и его структура.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

Можно выделить следующие основные принципы организации денежного  оборота:

– все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить денежные средства на счетах в банке, проводить расчеты через банк преимущественно в безналичной форме;

– банки должны обеспечивать ведение счетов предприятий и организаций, проведение по ним безналичных и налично-денежных расчетов с соответствующим контролем, прием и хранение денежных сбережений населения, выдачу их по первому требованию вкладчиков в любой форме. [17, с. 52].

2.5 Методы и инструменты  регулирования денежного оборота

 

Достижение  поставленных задач по управлению денежным оборотом в едином экономическом  пространстве осуществляется центральным  банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые  центральным банком в отношении  количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании  административных методов воздействия  наиболее широко применяются следующие  инструменты:

– квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

– введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;

– ограничение на открытие филиалов и отделений;

– лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

– определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:

– налоговые;

– нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций;

– корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как  нормативных и корректирующих –  центрального банка.

К нормативным  методам воздействия относится  использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности  банковского капитала, а также  иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и  устанавливаемых в виде норматива. Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке. Корректирующее воздействие  осуществляется путем проведения центральным  банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут  проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах  и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной. [1, 376 с.]

 

3. Современное состояние  денежного оборота в России

3.1 Структура наличной  денежной массы в обращении по состоянию на 1 января 2013 года

 

Сумма, количество и удельный вес  банкнот и монеты, находящихся  в обращении

 

Банкноты

Монета

Итого

Сумма (млрд. руб.)

7 616,2

59,2

7 675,4

Количество (млн. экз.)

6 492,0

54 111,5

60 603,5

Удельный вес по сумме (%)

99,2

0,8

100,0

Удельный вес по купюрам (%)

10,7

89,3

100,0

Изменение с 1.01.2012 (млрд. руб.)

761,9

10,7

772,6

Изменение с 1.01.2012 (%)

11,1

22,1

11,2


 

Центробанк  России опубликовал данные по структуре  наличной денежной массы в обращении  по состоянию на 1 января 2013 г. По данным ЦБ РФ, объем наличной денежной массы  в обращении вырос за год на 11,2% - до 7 трлн 675,4 млрд руб.(на 1 января 2012 г. - 6 трлн 902,8 млрд руб.).

Суммарный объем бумажных денег за 12 месяцев 2012 года увеличился на 761,9 млрд рублей, или на 11,1%, - до 7 трлн 616,2 млрд рублей.

Объем монет вырос на 22,1% - до 59,2 млрд руб. против 48,5 млрд руб. на 1 января 2012 года..

Количество  банкнот в обращении на 1 января т.г. составило 6 млрд 492 млн экз., монет - 54 млрд 111,5 млн экз.

В общей  структуре денежной массы удельный вес банкнот (по сумме) составил на 1 января 2013 г. 99% , монет - 1%.

На 1 января 2013 года в общей сумме банкнот  удельный вес купюр достоинством 5000 руб. вырос до 63% по сравнению с 57% на 1 января 2012 года. Удельный вес  купюр достоинством 1000 руб. снизился с 34% до 29%, 500 руб. - с 7% до 6%. Удельный вес  сторублевок остался на уровне 2%.

В общем  количестве банкнот удельный вес 1000-рублевок составлял 35% (против 37% на 1 января 2012 г.),100-рублевых купюр - 18% против 17% на начало 2012 года, 5-соток - 13% против 15% на 1 января прошлого года. Удельный вес 5-тысячных купюр вырос  до 15% с 12%. Удельный вес банкнот в 50 руб. остался на уровне10%, 10-рублевок вырос до 9% с 8%

3.2 Монетизация российской  экономики

 

Важнейшая характеристика экономической системы, отражающая ее насыщенность ликвидными активами, которые способны эффективно выполнять такие функции, как  средство обращения и платежа  является уровень монетизации экономики.

Как правило, этот показатель вычисляется как  отношение среднегодового объема широкой  денежной массы к номинальному ВВП, созданному в том же году и называется коэффициент монетизации.

В качестве денежной массы используется показатель денег в широком значении, который  равен сумме денег в узком  значении (деньги вне банков плюс депозиты «до востребования» в банковской системе) и квази денег (срочные и сберегательные депозиты, а также депозиты в иностранной валюте). Показатель «широких денег» не совпадает с денежной массой М2 в национальной валюте на величину депозитов в иностранной валюте.

Многочисленные  научные исследования показывают наличие  устойчивой связи между коэффициентом  монетизации и уровнем развития экономической системы.

Поэтому данный показатель является важным индикатором  оценки возможности экономического роста, отражающий скорость обращения  денежной массы и интенсивность  использования тех или иных ликвидных  активов в расчетах и платежах.

Скорость  денежного обращения рассчитывается как отношение номинального валового внутреннего продукта к среднегодовой  денежной массе.

Интенсивность, в свою очередь, можно выразить в  количестве оборотов, которое в среднем  совершает национальная денежная масса  в определенный период времени.

В итоге  значения этих показателей определяются величиной спроса на деньги со стороны  экономических агентов. При повышении  спроса на деньги коэффициент монетизации  растет, а скорость денежного обращения  падает и наоборот.

Коэффициент монетизации уменьшается пропорционально  скорости денежного обращения.

Как показывает мировой опыт экономический рост и предложение денег связаны многосторонним механизмом. Динамика роста денежной массы не должна сковывать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и подрывать денежную базу налоговых и бюджетных потоков.

Согласно  имеющимся научным исследованиям  зарубежных и российских ученых относительно оптимальным уровнем монетизации  экономики может быть показатель, составляющий не менее половины ВВП.

В целом  коэффициент монетизации и скорость денежного обращения характеризуют  степень доверия экономических  агентов к национальной денежной единице и денежной системе.

В качестве одного из инструментов повышения уровня монетизации экономики традиционно  используется эмиссионный механизм.

В период мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. практически во всех промышленно развитых странах мира эмиссионное фондирование активно использовалось в рамках нетрадиционных мер денежно-кредитной политики для преодоления экономического спада, стимулирования кредитования и предотвращения дефляции.

Идеологи, так называемых экономических преобразований в России, в начале 90-х годов прошлого столетия, в регулировании экономических процессов опирались в основном на принципы монетаризма, однако нередко на практике игнорировали важнейшие из них.

В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса  должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

Однако, в России в тот период проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате коэффициент монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г.

Обратной  стороной низкого уровня монетизации  в тот период была перенасыщенность российской экономики иностранной  валютой, денежными суррогатами, широкое  использование экономическими агентами бартера.

При этом денежная масса не компенсировала роста  цен, что привело к истощению  оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.

В последующие  годы согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной  политики Правительства России прогнозировался  рост денежной массы.

Следует отметить, что хотя ежегодные темпы  прироста денежных агрегатов в эти  годы складывались выше, чем предусматривалось  единой государственной денежно-кредитной  политикой Правительства, однако существенного  влияния на общий коэффициент  монетизации российской экономики  они не оказали.

Так по данным Банка России темпы ежегодного прироста денежной массы (М2) составляли (данные на 1 января соответствующего года) в 2007 г. 61,5%, в 2008 г. – 39,7%, в 2009 г. – 32,4%, в 2010 г. – 50,5%, в 2011 г. – 35,8%, в 2012 г. – 38,6%.

Прирост денежной массы в этот период определялся  темпами прироста золотовалютных резервов, что нехарактерно для нормальной рыночной экономике, где изменение  денежной массы зависит от ставки рефинансирования и спроса на кредиты.

Своего  максимального значения коэффициент  монетизации в России достиг в 2007 и составлял 40,6%. В то время указанный показатель был в 5 раз ниже, чем в Японии, в 3 раза меньше, чем Китае и Канаде и почти в 2 раза меньше, чем в США.

В самый  разгар финансового кризиса с  января по июль 2009 г. происходило сжатие денежной базы в широком определении, которая сократилась на 14% с 5,6 до 4,9 трлн. рублей, а коэффициент монетизации уменьшился до 32%.

Структура денежной базы в широком определении  в России по состоянию на середину 2009 г. состояла из:

– наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций (81,5%);

– корреспондентские счета кредитных организаций в Банке Россия (8,8%);

– обязательные резервы (0,7%);

– депозиты кредитных организаций в Банке Россия (8,6%);

– облигации Банка России у кредитных организаций (0,4%).

В отдельные  годы в состав денежной базы в широком  определении включались обязательства  банка России по обратному выкупу ценных бумаг и средства резервирования по валютным операциям, внесенные в  Банк России.

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы, а вызвана отсутствием реальной конкуренции и высоким уровнем монополизации многих товарных рынков и, прежде всего, сферы энергетики, транспорта, строительства, производства продуктов питания, розничной торговли и др.

Информация о работе Современное состояние денежного оборота в России