Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ денежного оборота и его структуры. Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические вопросы денежного обращения: понятие денежного обращения, типы денежных систем, законы денежного обращения
· изучить структуру денежного обращения
проанализировать законодательную базу денежного обращения в РФ
· проанализировать характер отношений Центрального Банка РФ с коммерческими банками
Введение 2
1. Денежный оборот и понятия его характеризующие 4
1.1 Понятие и структура денежного оборота 4
1.2 Показатели денежного оборота 6
1.3 Денежный оборот в системе рыночных отношений 7
2. Классификация денежного оборота и принципы его организации 9
2.1 Классификация денежного оборота 9
2.2 Безналичный денежный оборот 9
2.3 Налично-денежный оборот 14
2.4 Принципы организации денежного оборота 17
2.5 Методы и инструменты регулирования денежного оборота 18
3. Современное состояние денежного оборота в России 21
3.1 Структура наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 января 2013 года 21
3.2 Монетизация российской экономики 21
Заключение 26
Список литературы 27
Можно выделить следующие основные принципы организации денежного оборота:
– все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить денежные средства на счетах в банке, проводить расчеты через банк преимущественно в безналичной форме;
– банки должны обеспечивать ведение счетов предприятий и организаций, проведение по ним безналичных и налично-денежных расчетов с соответствующим контролем, прием и хранение денежных сбережений населения, выдачу их по первому требованию вкладчиков в любой форме. [17, с. 52].
Достижение поставленных задач по управлению денежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:
– квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
– введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;
– ограничение на открытие филиалов и отделений;
– лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
– определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:
– налоговые;
– нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций;
– корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих – центрального банка.
К нормативным
методам воздействия относится
использование таких
К корректирующим
методам относятся учетная
Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении
Банкноты |
Монета |
Итого | |
Сумма (млрд. руб.) |
7 616,2 |
59,2 |
7 675,4 |
Количество (млн. экз.) |
6 492,0 |
54 111,5 |
60 603,5 |
Удельный вес по сумме (%) |
99,2 |
0,8 |
100,0 |
Удельный вес по купюрам (%) |
10,7 |
89,3 |
100,0 |
Изменение с 1.01.2012 (млрд. руб.) |
761,9 |
10,7 |
772,6 |
Изменение с 1.01.2012 (%) |
11,1 |
22,1 |
11,2 |
Центробанк России опубликовал данные по структуре наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 января 2013 г. По данным ЦБ РФ, объем наличной денежной массы в обращении вырос за год на 11,2% - до 7 трлн 675,4 млрд руб.(на 1 января 2012 г. - 6 трлн 902,8 млрд руб.).
Суммарный объем бумажных денег за 12 месяцев 2012 года увеличился на 761,9 млрд рублей, или на 11,1%, - до 7 трлн 616,2 млрд рублей.
Объем монет вырос на 22,1% - до 59,2 млрд руб. против 48,5 млрд руб. на 1 января 2012 года..
Количество банкнот в обращении на 1 января т.г. составило 6 млрд 492 млн экз., монет - 54 млрд 111,5 млн экз.
В общей структуре денежной массы удельный вес банкнот (по сумме) составил на 1 января 2013 г. 99% , монет - 1%.
На 1 января 2013 года в общей сумме банкнот удельный вес купюр достоинством 5000 руб. вырос до 63% по сравнению с 57% на 1 января 2012 года. Удельный вес купюр достоинством 1000 руб. снизился с 34% до 29%, 500 руб. - с 7% до 6%. Удельный вес сторублевок остался на уровне 2%.
В общем количестве банкнот удельный вес 1000-рублевок составлял 35% (против 37% на 1 января 2012 г.),100-рублевых купюр - 18% против 17% на начало 2012 года, 5-соток - 13% против 15% на 1 января прошлого года. Удельный вес 5-тысячных купюр вырос до 15% с 12%. Удельный вес банкнот в 50 руб. остался на уровне10%, 10-рублевок вырос до 9% с 8%
Важнейшая характеристика экономической системы, отражающая ее насыщенность ликвидными активами, которые способны эффективно выполнять такие функции, как средство обращения и платежа является уровень монетизации экономики.
Как правило, этот показатель вычисляется как отношение среднегодового объема широкой денежной массы к номинальному ВВП, созданному в том же году и называется коэффициент монетизации.
В качестве денежной массы используется показатель денег в широком значении, который равен сумме денег в узком значении (деньги вне банков плюс депозиты «до востребования» в банковской системе) и квази денег (срочные и сберегательные депозиты, а также депозиты в иностранной валюте). Показатель «широких денег» не совпадает с денежной массой М2 в национальной валюте на величину депозитов в иностранной валюте.
Многочисленные научные исследования показывают наличие устойчивой связи между коэффициентом монетизации и уровнем развития экономической системы.
Поэтому данный показатель является важным индикатором оценки возможности экономического роста, отражающий скорость обращения денежной массы и интенсивность использования тех или иных ликвидных активов в расчетах и платежах.
Скорость
денежного обращения
Интенсивность, в свою очередь, можно выразить в количестве оборотов, которое в среднем совершает национальная денежная масса в определенный период времени.
В итоге значения этих показателей определяются величиной спроса на деньги со стороны экономических агентов. При повышении спроса на деньги коэффициент монетизации растет, а скорость денежного обращения падает и наоборот.
Коэффициент
монетизации уменьшается
Как показывает мировой опыт экономический рост и предложение денег связаны многосторонним механизмом. Динамика роста денежной массы не должна сковывать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и подрывать денежную базу налоговых и бюджетных потоков.
Согласно
имеющимся научным
В целом
коэффициент монетизации и
В качестве
одного из инструментов повышения уровня
монетизации экономики
В период мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. практически во всех промышленно развитых странах мира эмиссионное фондирование активно использовалось в рамках нетрадиционных мер денежно-кредитной политики для преодоления экономического спада, стимулирования кредитования и предотвращения дефляции.
Идеологи, так называемых экономических преобразований в России, в начале 90-х годов прошлого столетия, в регулировании экономических процессов опирались в основном на принципы монетаризма, однако нередко на практике игнорировали важнейшие из них.
В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую «зону расширения» для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.
Однако, в России в тот период проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате коэффициент монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г.
Обратной стороной низкого уровня монетизации в тот период была перенасыщенность российской экономики иностранной валютой, денежными суррогатами, широкое использование экономическими агентами бартера.
При этом денежная масса не компенсировала роста цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.
В последующие
годы согласно основным направлениям
единой государственной денежно-
Следует
отметить, что хотя ежегодные темпы
прироста денежных агрегатов в эти
годы складывались выше, чем предусматривалось
единой государственной денежно-
Так по данным Банка России темпы ежегодного прироста денежной массы (М2) составляли (данные на 1 января соответствующего года) в 2007 г. 61,5%, в 2008 г. – 39,7%, в 2009 г. – 32,4%, в 2010 г. – 50,5%, в 2011 г. – 35,8%, в 2012 г. – 38,6%.
Прирост денежной массы в этот период определялся темпами прироста золотовалютных резервов, что нехарактерно для нормальной рыночной экономике, где изменение денежной массы зависит от ставки рефинансирования и спроса на кредиты.
Своего максимального значения коэффициент монетизации в России достиг в 2007 и составлял 40,6%. В то время указанный показатель был в 5 раз ниже, чем в Японии, в 3 раза меньше, чем Китае и Канаде и почти в 2 раза меньше, чем в США.
В самый разгар финансового кризиса с января по июль 2009 г. происходило сжатие денежной базы в широком определении, которая сократилась на 14% с 5,6 до 4,9 трлн. рублей, а коэффициент монетизации уменьшился до 32%.
Структура денежной базы в широком определении в России по состоянию на середину 2009 г. состояла из:
– наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций (81,5%);
– корреспондентские счета кредитных организаций в Банке Россия (8,8%);
– обязательные резервы (0,7%);
– депозиты кредитных организаций в Банке Россия (8,6%);
– облигации Банка России у кредитных организаций (0,4%).
В отдельные годы в состав денежной базы в широком определении включались обязательства банка России по обратному выкупу ценных бумаг и средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России.
Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы, а вызвана отсутствием реальной конкуренции и высоким уровнем монополизации многих товарных рынков и, прежде всего, сферы энергетики, транспорта, строительства, производства продуктов питания, розничной торговли и др.
Информация о работе Современное состояние денежного оборота в России