Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Субъектом кредитования может являться юридическое либо физическое лицо, дееспособное и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.
В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
•граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, арендаторы;
•другие банки;
Выбор одного из вариантов стратегии риска и последующий выбор способа снижения уровня риска (в случае необходимости) определяют дальнейшие действия. Однако деятельность по управлению кредитным риском не заканчивается после принятия решения о выдаче кредита и его реализации. Подверженность уровня риска изменениям обуславливает необходимость отслеживания его динамики. Контроль динамики кредитного риска необходим для принятия решения в случае внезапного резкого ухудшения показателей, характеризующих кредитный риск заемщика в период до наступления срока исполнения его обязательств.
Контроль за кредитным риском конкретного заемщика осуществляется в течение всего периода с момента заключения кредитного договора до момента погашения, что обусловлено изменением условий, на которых предоставлялся конкретный кредит постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Для этой цели ответственные службы банка должны учитывать подобные изменения и периодически проверять все кредиты, срок погашения которых еще не наступил. Проведение проверок кредитов является необходимостью для осуществления разумной программы банковского кредитования. В банковской практике выработан ряд основополагающих принципов проверок, например:
периодическая проверка всех видов кредитов;
проверка всех важнейших условий по каждому кредитному договору (в числе прочих проверка реального графика платежей заемщика на предмет соответствия плановому графику; качества и состояния обеспечения по кредиту; оценки изменений финансового положения и прогнозов по ее изменению и т.п.);
наиболее частая проверка крупнейших кредитов и т.п.
Изменение условий осуществления деятельности заемщика изменяет уровень его кредитного риска, что требует внесение изменений в оценку кредитного портфеля банка. Данное требование достигается путем оценки кредитного портфеля по его текущей стоимости, т.е. с учетов динамики кредитного риска индивидуального заемщика - оценка текущей стоимости выданных кредитов. Размер кредитного риска может варьироваться в зависимости от некоторых случайных событий в будущем. В рамках данного этапа управления кредитным риском проводится постоянный мониторинг и контроль управления риском, задачами которых является отслеживание выполнения нормативов ограничения риска лицами, ответственными за принятие рисковых решений, анализ текущих значений кредитного риска на предмет опасного приближения к критическим показателям.
2.3. Работа с проблемными кредитами
В начале текущего года Нацбанк установил предельно допустимое значение доли проблемных кредитов на уровне, не превышающем 3%. Это уже четвертое за последние два года обращение главного банка страны к банковским учреждениям, направленное на улучшение качества кредитных вложений.
К слову, в развитых европейских странах коммерческие банки самостоятельно определяют требования к качеству своих активов и пассивов. Функции контролера в данной области выполняют внутренние службы, права которым делегируют акционеры. Опять же, в мировой практике приемлемым считается показатель удельного веса проблемных кредитов, не превышающий 4-5%.
Отечественная банковская система пошла еще дальше, обеспечив на начало сентября выполнение рекомендаций Нацбанка на уровне 2,65%. Самое время задуматься над вопросом: кому перенимать положительный опыт работы - нам у европейцев или наоборот?
Однако данная ирония применима лишь отчасти. Уже сейчас очевидно, что к очередному ужесточению параметра удельного веса проблемных кредитов (следуя логике Нацбанка, стоит ожидать 2- 2,5%) банковская система не готова.
Такое утверждение базируется на анализе последних изменений в законодательстве (здесь стоит упомянуть недавний Указ Президента от 2005-08-15 г. № 373 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь"), а также на динамике финансового состояния проблемных кредитополучателей.
Изменения, внесенные Указом, подвергли серьезному испытанию выстроенную годами систему возврата кредитов. Так, запрет на прекращение обязательств без поступления на счета предприятий в установленном порядке денежных средств свел к минимуму механизмы возврата проблемных долгов. Фактически банки остались с единственным инструментом несудебного возврата - реализацией заложенного имущества (и то лишь в случае, если налоговые органы не воспользуются правом приостановления операций по счетам клиента в банке). Однако, этот способ, как и процесс принудительного возврата кредитов (получение определений о судебном приказе, подача исков в суд), сопряжен со значительными издержками во времени. Поэтому банкам необходимо иметь определенный запас прочности в виде неснижаемого объема проблемных кредитов, а также их доли в кредитном портфеле.
Известно, что финансовое состояние клиента, уровень платежеспособности, являются ключевыми компонентами при определении его способности вернуть долг. Не акцентируя внимания на динамике отдельных показателей, приведенных в таблице, тем более что подготовленному читателю не составит труда сделать собственные выводы, констатируем главное: основной причиной образования долгов является сложное финансовое состояние кредитополучателей.
"Прежде чем войти, подумай о выходе" - гласит восточная мудрость. Прежде чем обратиться в банк с ходатайством о предоставлении кредита, необходимо четко представлять, во-первых, экономические последствия от осуществления кредитного проекта; во-вторых, источники средств для погашения кредитов и процентов банку. Ведь войти в зависимость к кредитору легко, выйти из нее - гораздо сложнее.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В кредитовании можно выделить следующие конкретные проблемы и:
1. Низкое качество документации: ее неполнота, несвоевременное предоставление, низкий уровень проведения анализа кредитоспособности клиента. Для решения этой проблемы возможно создание новой системы документации по кредитоспособности, а именно, это документация должна быть упрощена с точки зрения объема документов, их доступности для восприятия. Документы должны содержать только ту информацию, на основании которой кредитор может оперативно и верно принять решение о том, заключать кредитный договор с заемщиком или нет. При решении этой проблемы может быть затронута еще одна негативная сторона, отрицательно влияющая на проведение анализа кредитоспособности.
Это отсутствие индивидуального
подхода к определению уровня
достаточности величины исчисляемых
показателей для каждого
2. Недостаточно эффективная методика проведения анализа кредитоспособности – проводимый анализ дает оценку только на определенную дату, не учитывая возможных изменений в деятельности заемщика. В данном случае необходимо не только проводить оценку текущей деятельности, но и делать перспективные прогнозы на будущее развитие предприятий – кредитополучателей. Для решения этих проблем можно предложить такие пути как исследование не только финансовой и текущей деятельности, но и качества продукции, маркетинговой деятельности, прочность хозяйственных связей, долю занимаемого рынка, репутацию фирмы, мнение клиентов. Для этих целей нужны самые квалифицированные специалисты, которых можно привлекать со стороны. Хотя с одной стороны такое привлечение требует дополнительных затрат для оплаты таких услуг, однако такие затраты окупаются при правильном и эффективном проведении анализа кредитоспособности, что позволит избежать более значительных потерь, которые могут иметь место тогда, когда проведен неточный анализ и принято неверное решение о кредитовании заранее некредитоспособных предприятий заемщиков.
3. Отсутствие эффективной системы льгот.
В современных условиях хозяйствования очень сложно приобрести необходимый кредит, который удовлетворял как требованиям кредитора, так и требованиям заемщика. Заемщик вынужден соглашаться на жесткие требования банка – кредитора из-за нехватки собственных финансовых ресурсов, но затем происходит задержка, отсрочка платежа, берутся новые кредиты под погашение старых и ухудшается финансовое состояние предприятия, а банк – кредитор в свою очередь вынужден идти на штрафные санкции, для того, чтобы вернуть свои деньги, и в любом случае несет значительные потери.
Как уже отмечалось в предыдущем пункте, мерой воздействия при решении данной проблемы может быть представление льгот при выдаче кредитов, особенно долгосрочных. Это дает возможность выгодно приобретать кредиты для предприятий – заемщиков, и избежать значительных потерь банку – кредитору при возврате кредита.
4. Наличие целевых кредитов.
Существование таких кредитов не дает возможности предприятиям – заемщикам приобретать кредиты на нужды, которые, по мнению руководства, являются самыми насущными на данный момент. Отмена таких кредитов позволила бы привлечь необходимые средства именно в ту область в деятельности предприятия, которая наиболее в них нуждается. В свою очередь это приведет к более эффективному переливу капиталов из менее прибыльных в более прибыльные сферы деятельности.
В целом, решение проблем оценки кредитоспособности требует решения всех проблем, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Огромной поддержкой банкам при проведении оценки кредитоспособности может послужить создание специальных картотек потенциальных и существующих клиентов.
В течение последних лет Нацбанком РБ проводится планомерная работа по совершенствованию законодательства в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, не соответствующих современным экономическим реалиям. Очередным шагом в данном направлении стало принятие Правлением Нацбанка РБ постановления от 30.06.2005 № 95 "О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226" (далее – постановление № 95), вступившего в силу с 11 июля 2005 г. Основанием для разработки указанного нормативного правового акта явилась норма, изложенная в п. 6 Указа Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства", в соответствии с которой Нацбанку было поручено до 1 июля 2005 г. принять меры по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей. В связи с этим Нацбанком были разработаны и утверждены Мероприятия по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей от 08.04.2005 № 04-21/80 (далее – Мероприятия), предусматривающие меры по совершенствованию законодательства, обеспечению доступности кредитов, а также информационное, образовательное и консультационное обеспечение. Банкам было поручено до 1 июля 2005 г. разработать программы кредитования индивидуальных предпринимателей, предусмотрев в них предоставление права индивидуальным предпринимателям на погашение кредита наличными денежными средствами путем внесения денежных средств в кассу банка.
В соответствии с п. 5 Мероприятий во всех областях созданы консультационные группы по оказанию помощи индивидуальным предпринимателям по вопросам кредитования, в состав которых включены представители головных банков, а также структурных подразделений главных управлений Нацбанка по областям и г. Минску.
Кроме того, на основании
п. 3 Мероприятий внесены
Так, в АСБ "Беларусбанк" разработано дополнение к Порядку кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором предусматривается следующее:
1) кредитование индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
предпринимательскую
2) погашение кредита
и уплата процентов за
3) расчет и уплата
процентов за пользование
4) для определения платежеспособности индивидуального предпринимателя рассчитываются коэффициент (Кд), определяющий долю ежемесячных платежей по кредиту и процентам за пользование кредитом в сумме среднемесячных доходов, и коэффициент (Кз), определяющий соотношение между суммой кредита с учетом причитающихся процентов за пользование кредитом и стоимостью обеспечения. Соответственно, заявленная сумма кредита предоставляется, если коээффициент Кд не превышает 0,5, коэффициент Кз – не более 0,7.
ОАО "Белинвестбанк" в целях развития кредитования индивидуальных предпринимателей в приоритетном порядке оказывает кредитную поддержку индивидуальным предпринимателям, направлением деятельности которых является производство (оказание работ, услуг). В настоящее время локальный документ банка по выдаче кредитов содержит отдельный раздел, регулирующий порядок оформления и выдачи кредитов и микрокредитов индивидуальным предпринимателям. Банком максимально упрощена данная процедура по сравнению с иными субъектами хозяйствования.
В ОАО "Белвнешэкономбанк" разработана Инструкция по микрокредитованию, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления субъектам малого предпринимательства кредитов, величина которых не превышает 7500 базовых величин.
Информация о работе Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов