Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Субъектом кредитования может являться юридическое либо физическое лицо, дееспособное и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.
В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
•граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, арендаторы;
•другие банки;
ОАО "Белгазпромбанк" осуществляет кредитование индивидуальных предпринимателей в рамках реализуемой совместно с ЕБРР программы "Микрокредитование". Действующие в рамках данной программы процедуры принятия решений о возможности кредитования, предоставляемый кредитополучателями пакет документов, методика анализа кредитоспособности являются упрощенными, что позволяет банку работать в сфере кредитования индивидуальных предпринимателей. В частности, ОАО "Белгазпромбанк" были утверждены основные условия предоставления экспресс-кредитов и упрощенный порядок принятия решений по экспресс-кредитам. В настоящее время на стадии согласования находится положение о порядке открытия счетов клиентам, предусматривающее существенное упрощение и удешевление для индивидуальных предпринимателей процедуры открытия счета по учету кредитной задолженности.
Кроме того, во исполнение
поручений Президента РБ, данных на
совещании с банками 25 мая 2005 г., в
целях упрощения процедуры
Нацбанком совместно
с заинтересованными органами государственного
управления и банками также
Учитывая, что в спектре
банковских услуг область
ОАО "Паритетбанк" намерено предложить комплекс услуг
по микрокредитованию предпринимателей.
Так, банком внедрена технология ускоренной
выдачи кредитов на основе стандартного
пакета документов, а также принято решение
об участии банка в создании гарантийного
фонда поддержки индивидуальных предпринимателей.
Для этих целей планируется развернуть
сеть отделений ОАО "Паритетбанк"
во всех областных центрах.
Постановлением № 95 в рамках мер по совершенствованию
законодательства, предусмотренных Мероприятиями,
разрешено индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность без открытия текущих (расчетных)
счетов:
а) получать кредиты наличными денежными средствами на цели, не запрещенные законодательством, без ограничения по размерам;
б) погашать кредиты и уплачивать проценты за пользование ими наличными денежными средствами путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа.
Для упрощения процедуры кредитования в целом постановлением № 95 отменено обязательное требование о составлении письменного заключения специалистами банка о возможности выдачи кредита перед заключением кредитного договора, а также разрешено принимать решения о выдаче кредитов не только уполномоченному органу банка (кредитному комитету), но и единолично уполномоченному должностному лицу банка. Указанные меры позволят банкам применять упрощенную процедуру (скорринг) при оценке платежеспособности физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.
Постановлением № 95 также установлено, что банки самостоятельно определяют в своих локальных нормативных правовых актах порядок формирования кредитного досье и порядок контроля за состоянием заложенного имущества. При этом, если ранее требовалось обязательное оформление актов проверки по результатам проводимых банком проверок целевого использования кредита и состояния заложенного имущества, то сейчас банкам разрешено оформлять факт указанных проверок в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом банка.
Кроме того, постановлением № 95 из Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (далее – Инструкция), с целью систематизации законодательства исключены нормы, регламентирующие, на основании каких платежных инструкций осуществляется перечисление денежных средств при предоставлении кредитов в безналичном порядке, поскольку данные вопросы регулируются Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
Постановление № 95 также
предусматривает возможность
В то же время постановлением № 95 уточнен порядок проведения банками проверки наличия у кредитополучателя просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках и проверки отсутствия расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в иных банках. Так, установлено, что указанные проверки осуществляются банком на основании документов, представленных кредитополучателем. В качестве таких документов можно рассматривать и заявление кредитополучателя на получение кредита, и письмо кредитополучателя, содержащие соответствующие сведения. В случае указания неверных сведений всю ответственность за предоставление недостоверной информации несет кредитополучатель. В частности, в соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса РБ представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, либо умышленное несообщение ими информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.
Необходимость осуществления проверки наличия просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам вытекает не только из п. 17 Инструкции, но и из подп. 1.7 п. 1 Указа Президента РБ от 24.05.1996 № 209 "О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь", в соответствии с которым Нацбанк имеет право налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.
Административная
При этом постановлением № 95 конкретизировано, что кредитная задолженность является просроченной не со следующего календарного, а со следующего рабочего дня, т.е. с того дня, когда имеется возможность отразить ее в бухгалтерском учете банка на соответствующих счетах.
Согласно п. 25 Инструкции исполнение обязательств по кредитному договору может быть возложено кредитополучателем в соответствии с законодательством Республики Беларусь на третье лицо. В этом случае банк обязан:
принять исполнение, предложенное
за кредитополучателя третьим
осуществить проверку факта возложения кредитополучателем исполнения обязательства на третье лицо.
Данные требования вытекают из ст. 294 Гражданского кодекса РБ, в соответствии с которой исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Исключением из данного
правила являлась норма Инструкции,
согласно которой банк вправе принять
исполнение обязательства ликвидируемого
(ликвидированного) или не прошедшего
в установленном порядке
В дополнение к ней
постановлением № 95 установлено еще
одно исключение: банкам разрешено
принимать исполнение обязательства
умершего физического лица, в т.ч.
индивидуального предпринимател
В п. 30 Инструкции внесено изменение, согласно которому уполномоченный орган банка вправе принять решение о предоставлении рассрочки (распределение на несколько сроков) погашения просроченной (сомнительной) задолженности не только по кредиту, но и по процентам за пользование кредитом с отражением на счетах по учету просроченной (сомнительной) задолженности.
Поскольку постановлением Совета Министров РБ от 17.05.2004 № 578 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646" с 1 января 2005 г. отменена возможность взыскания кредитной задолженности на основании исполнительной надписи, аналогичные изменения предусмотрены и в п. 31 Инструкции.
Постановлением № 95 предоставлено право давать разъяснения по порядку его применения за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления регулирования банковских операций.
Дальнейшее совершенствование законодательства в области кредитования намечается после принятия на осенней сессии Национального Собрания Республики Беларусь нового Банковского кодекса Республики Беларусь, проектом которого, в частности, предусматривается отмена обязательного целевого использования кредитов, за исключением кредитов, предоставленных под гарантии Правительства РБ и местных органов власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.
Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т.д.
Основное содержание и роль банковского дела - это обеспечить сбор и надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной политики. Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке всегда должно иметься в наличии достаточно средств для удовлетворения требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и регулирующие органы исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горник Л. Кредитные отношения и их значение в развитии экономики Республики Беларусь // Все для бухгалтера. 2000. №27. С. 2 – 7.
2. Правила размещения
банками Республики Беларусь
денежных средств форме
3. Гуринович Т. Актуальные проблемы практики краткосрочного кредитования промышленных предприятий // Вестник Ассоциации белорусских банков.2002.№8.С.32-33.
4. Банковское дело / под ред. А. И. Коробовой. М.: Юристъ. 2000. 751 с.
5. Банковское дело: управление и технологии. Учеб. пособ. для вузов / под ред. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАМА. 2001. 863 с.
6. Банковское дело: Учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2003. 592 с.
7. Кох Тимоти У. Управление банком. Уфа. Спектр. 1993. 478 с.
8. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г. И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под общ. ред. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ. 2001. 512 с.
9. Лазарева Н. Проблемы оценки банками уровня кредитоспособности на основе факторного анализа кредитополучателей // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2002. № 37 – 38.».
10. Макарова О. М. и др. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 288с.
11. Едронова В. Н., Хасянова С. Ю. Кредитный договор как основа взаимоотношений банка и заемщика // Финансы и кредит. 2002. №2. С. 2 –5.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г. №218-3, принят Палатой Представителей от 28.10.1998 г.
13. Банковский кодекс Республики Беларусь: - Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: Одобр. Советом Республики 12 окт. 2000 г. Мн.: «Регистр, 2000. 128 с.
14. Камалов И. Кредитование предприятий в условиях переходной экономики Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №1 – 2. С. 44 – 46.
15. Лученок А. Основные направления совершенствования механизма воздействия финансовой политики на деятельность промышленных предприятий // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №1 – 2. С. 7 – 8.
16. Симонов П. О развитии сотрудничества и взаимодействия коммерческих банков и страховых организаций // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2002. №24. С.14 – 16.
17. Голуб М., Вербенко Н. Кредитование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства//Вестник Ассоциации белорусских банков.2003.№33.С.12-15.
Информация о работе Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов