Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 09:18, контрольная работа
Целью данной работы является изучение фондов обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и назначение обязательных резервов;
- определить политику и практику резервирования в России;
- проанализировать изменение нормативов обязательного резервирования за последние годы в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и назначение обязательных резервов 4
2. Политика и практика резервирования в России 9
3. Анализ нормативов обязательного резервирования за последние годы 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и назначение обязательных резервов 4
2. Политика и практика резервирования в России 9
3. Анализ нормативов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Обязательные резервы
выступают как часть кассовых
денежных резервов, которые банки
должны постоянно хранить в налично-
В настоящие время минимальные
резервные требования к кредитным
институтам применяются практически
во всех странах с рыночной экономикой.
Эффективность этого
В Современной практике минимальные
резервные требования используются
преимущественно в
Целью данной работы является изучение фондов обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и назначение обязательных резервов;
- определить политику и практику резервирования в России;
- проанализировать изменение нормативов обязательного резервирования за последние годы в Российской Федерации.
При написании работы использовались различные материалы: нормативно-правовые акты (федеральный закон, положение Банка России), учебники и учебно-методические издания, периодические издания.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
Необходимость формирования
резервов на случай непредвиденного
оттока наличности учитывали в своей
деятельности еще предшественники
современных кредитных
С появлением Центральных
банков и развитием банковского
регулирования на государственном
уровне создается фонд обязательных
резервов коммерческих банков и кредитных
учреждений в Центральном Банке.
Минимальные резервные
В настоящие время минимальные
резервные требования к кредитным
институтам применяются практически
во всех странах с рыночной экономикой,
за исключением Канады и Люксембурга.
Эффективность этого
Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.
Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.
В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего, применяются для регулирования денежной массы в обращении. В соответствии с теорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся в начале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческих банков оказывают мультипликационный эффект, вызывающий рост денежной массы. Так, влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их активными, прежде всего ссудными операциями, а через них - денежной массой, поскольку важнейшим ее источником является банковский кредит.
Применение норм обязательного резервирования призвано сократить мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия на объем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы на необходимом центральному банку уровне.
Контролируя денежную массу и управляя ею, центральный банк воздействует на уровень экономической активности в стране и ограничивает темпы инфляции.
Изменяя денежную массу с помощью нормы обязательных резервов, центральный банк воздействует также на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.
Тем не менее, регулирующим
органам необходимо учитывать значительные
недостатки этого инструмента: удорожающее
воздействие на банковские ресурсы,
(фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый
характер обязательных резервов, а
также дестабилизирующее
В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющие элементы системы представлены на схеме 1.
Схема 1 – Система обязательного резервирования.
Обязательные резервы представляют собой активы, которые поддерживаются кредитными институтами в соответствии с нормативными указаниями большей частью в виде вкладов на счетах в центральном банке. Указанные резервы рассчитываются, как правило, по отношению к определенным видам балансовых обязательств кредитного института на основе устанавливаемых центральным банком ставок (нормативов или квот) обязательного резервирования. Регулирование условий обязательного резервирования представляет собой политику обязательных резервов центрального банка.
С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов пруденциального контроля (в частности, базовых принципов Базельского комитета) обязательные резервы перестали использоваться для решения указанных задач. В настоящее время политика обязательных резервов центральных банков развитых стран проводится только в целях денежной политики. И в этой своей функции обязательное резервирование - относительно новый инструмент в арсенале центральных банков.
В 70-80 гг. XX в. происходило
совершенствование различных
В указанный период шла дискуссия относительно целесообразности использования различного рода дифференциаций резервных ставок и возможности предоставления преференций, а также мер по предотвращению уклонения от выполнения обязательных резервных требований. Можно констатировать, что данные вопросы организации обязательного резервирования практически решены зарубежными центральными банками. В результате принятых решений были внесены многочисленные коррективы в организацию системы обязательных резервов центральных банков развитых стран, которые обеспечили ее приспособление к изменяющимся рыночным условиям и способствовали сохранению действенности этого инструмента денежной политики.
Несмотря на произошедшие
изменения, ни один из инструментов денежной
политики не подвергается такой критике
(как относительно уровня ставок, так
и относительно целесообразности данных
резервов) со стороны представителей
банковского сообщества и экономистов-исследователей,
как обязательные резервы. И этому,
безусловно, есть свои причины, которые,
в первую очередь, связаны со спецификой
самого обязательного резервирования.
В отличие от постоянно действующих
механизмов и операций открытого
рынка, которые не посягают на банковскую
ликвидность и используются по инициативе
самих кредитных организаций, обязательные
резервы предполагают принудительное
изъятие центральным банком части
их свободных резервов. Директивный
характер обязательных резервов в определенной
мере сближает обязательное резервирование
с инструментами прямого
В Современной практике минимальные
резервные требования используются
преимущественно в
По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим «экономическим лекарством» (П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что, к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.
2. ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В РОССИИ
В России, например, еще в 1883 г. Государственный совет принял закон, в котором было установлено правило: наличные суммы денежных средств в кассе коммерческих банков вместе с помещенными на его текущем счете в Государственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательств банка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков, однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.
Резервные требования к коммерческим
банкам стали применяться в России
(СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк
СССР тогда установил норму
Центральный Банк Российской
Федерации в 1991г. издал известную
Инструкцию №1 «О порядке регулирования
деятельности коммерческих банков», которой
устанавливалась норма
В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состава ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию; методики расчета. Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.
С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения. Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые нормы, но и более разумны в социальном аспекте.
В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Информация о работе Сущность и назначение фондов обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ